Вам и не снилось, что такое любовь
21.10.2020 19:15
Вам и не снилосьПремьера фильма «Вам и не снилось» состоялась 23 марта 1981 года. После этого киноленту, созданную по повести Галины Щербаковой и снятую режиссёром Ильёй Фрэзом, в Советском Союзе посмотрело более 26 миллионов человек. Она заняла 12 место по итогам кинопроката, опередив такие выдающиеся картины, как «Однажды 20 лет спустя», «Юность Петра» и «Через тернии к звёздам». История советских Ромео и Джульетты не оставила равнодушным и зарубежного зрителя: в США романтическая мелодрама «Вам и не снилось» превратилась в «Любовь и ложь».

Юлька превращается в Катьку

Сравнение с шекспировскими влюблёнными неслучайно. Свою повесть Щербакова изначально назвала «Роман и Юлька», и она пролежала в редакции журнала «Юность» почти три года. И только когда съёмки фильма были в самом разгаре, Щербакову вызвал к себе главный редактор журнала Борис Полевой, маститый автор, создавший «Повесть о настоящем человеке».

Писатель честно признался: «Галина Николаевна, я был участником Сталинградской битвы. Я не трус, но я боюсь… Боюсь, что если мы это напечатаем, то мальчишки начнут прыгать из окон. Измените последние два предложения, и мы напечатаем повесть».

И действительно, в первом варианте главный герой погибает, выпав из окна. Щербакова тут же переписала финал, оставив его открытым для читателя. Каждый сам мог решить, погибает Ромка или нет.

Однако, пока повесть пылилась в редакции, Щербакова отправила её на Киностудию имени Горького. Просто положила в конверт, написала «Сергею Герасимову» – больше она никого не знала по имени – и отнесла на проходную студии. Конверт с рукописью был доставлен Сергею Аполлинариевичу Герасимову. Вернее, он попал в руки его супруге Тамаре Макаровой, которая через три дня перезвонила Щербаковой и сказала: ей всё очень понравилось, и она приложит все силы, чтобы фильм по этой повести вышел на экраны.

Так и случилось. Буквально через несколько дней Галина Щербакова начала работать с режиссёром Ильёй Фрэзом над сценарием под рабочим названием «Вам и не снилось». «Роман и Юлька» отмели сразу же чиновники из Госкино: «Что это, автор себя с Шекспиром сравнивает?» И Юлька превратилась в Катьку.

Да и вообще сама идея, что в стране может появиться фильм о подростковой любви, тоже вызывала большие сомнения. Но поддержка со стороны авторитетных кинематографистов и энтузиазм самого Фрэза, который на тот момент уже снял фильмы «Васёк Трубачёв и его товарищи» и «Приключения жёлтого чемоданчика», помогли приблизить начало съёмок.

Монтекки и Капулетти московских новостроек

Откуда же взялась история о мальчике, который из-за любви выпал из окна? Из настоящей жизни Галины Щербаковой.

Когда её сын учился в десятом классе, он влюбился в девочку из соседнего подъезда. Когда родители уехали в отпуск, оставив подростка на попечение близких друзей, тот решил произвести впечатление на даму сердца. Юный герой стал карабкаться по водосточной трубе до шестого этажа, чтобы оставить записку с романтическим содержанием на подоконнике любимой. Но на середине опасного восхождения труба сломалась, и мальчик упал. К счастью, отделался ушибами. Но этот случай, доказывающий, на какие подвиги способны юные пылкие сердца, потряс писательницу, и она не могла не перенести его на бумагу.

Илья Фрэз подбирал актёров так, чтобы две семьи выглядели максимально контрастно. Ведь Лавочкины и Шевченко – это Монтекки и Капулетти московских новостроек.

Мама Ромки Лавочкина (Лидия Федосеева-Шукшина) – обычная ревнивая женщина не самого большого ума. Её супруг (Альберт Филозов) – тоже личность не выдающаяся, но человек добрый, отзывчивый. Он не в силах противостоять своим былым чувствам по отношению к первой любви – маме Катьки Шевченко.

Пожалуй, ключевая фигура этой драмы – мама Кати, Людмила (Ирина Мирошниченко), женщина «с несоветской внешностью», необычной причёской, точёной фигуркой, одетая в фирменные джинсы, подчёркивающие её особую индивидуальность. В роли Людмилы Фрэз видел только Ирину Мирошниченко. Незадолго до начала съёмок актриса попала в аварию, однако он терпеливо ждал её выздоровления, категорически отвергая других кандидаток, одной из которых была Ада Роговцева.

Актёрский ансамбль, составленный из противоположностей, дополняет супруг Людмилы, мужчина в вельветовом пиджаке (Евгений Герасимов), способный понять переживания падчерицы и всегда готовый прийти на помощь.

Возможно, некоторые персонажи фильма получились утрированными, к примеру, мать Ромки, не говоря уж о директоре школы Марии Алексеевне (Нина Мазаева). Этой строгой женщине чужды переживания подростков, она меряет горе исключительно по перенесённым лишениям: война, голод. Всё остальное – ерунда, переживётся, перетрётся… Она так и говорит: «Вам и не снилось, что такое горе».

Только вот юные герои всей своей жизнью отвечают: «Вам и не снилось, что такое любовь».

Между враждующими сторонами встаёт нежная Татьяна Николаевна, Танечка, учитель литературы. Елена Соловей явно использовала актёрский рисунок, найденный ещё в роли Ольги Вознесенской из фильма «Раба любви». В современном мире её героиня тоже оказывается в жестоком мире, где детям ломают психику, где счастье совершенно недостижимо для юных влюблённых.

Сама Танечка тоже не идёт на компромисс в личной жизни. Её возлюбленный Михаил (Леонид Филатов) – это взрывная смесь эгоцентризма и мужского обаяния. В итоге он женится на молоденькой лаборантке, готовой на всё ради него.

Завершает блестящий актёрский ансамбль Татьяна Пельтцер – легенда кино и театра, сыгравшая ленинградскую бабушку Ромки. Эта решительная и бескомпромиссная женщина, одетая в спортивный костюм, лишена всяческих сантиментов и не собирается щадить чувства подростков.

Эпизодические роли сыграли Елена Майорова (соседка Кати) и Руфина Нифонтова (мать Танечки).

Сыграть глубокие чувства

А главные роли в фильме исполнили Татьяна Аксюта (Катя Шевченко) и Никита Михайловский (Рома Лавочкин).

С трудом верится, что Аксюта старше своего партнёра на целых семь лет. Татьяне на момент съёмок исполнилось 23 года, она уже была состоявшейся актрисой и замужней женщиной. Никите же только исполнилось 16, однако он тоже не являлся новичком в кинопрофессии. Впервые Михайловский появился на экране в пятилетнем возрасте, а потом работал моделью на показах подростковой одежды.

Илья Абрамович Фрэз долго искал исполнителя роли Романа Лавочкина, пока ему не посоветовали посмотреть на одного мальчика из Ленинграда. С первого взгляда режиссёр понял, что нашёл своего героя. Никита потерял маму в 14 лет, и это наложило глубокий отпечаток на судьбу юного актёра. Фрэза поразил недетский взгляд парня, и у режиссёра появилась уверенность: «Такой сможет сыграть глубокие чувства».

За три года до фильма «Вам и не снилось» Михайловский снялся в замечательной картине «Дети как дети» и стремительно стал знаменитым. Затем сыграл ещё в нескольких фильмах, одним из которых в 1986 году стал «Зонтик для новобрачных», где его партнёршей была Вера Глаголева. Он был творчески одарённым и разносторонним человеком, писал стихи и картины. Человек с большим сердцем, Никита помогал всем, кто к нему обращался. Малознакомые люди находили приют в его доме. Он активно занимался благотворительностью, собирал деньги для детей с онкологическим диагнозом.

Но судьба нанесла удар исподтишка – у самого Михайловского обнаружили лейкоз. Чтобы вылечить обаятельного парня, деньги тогда собирали всем миром. Друзья, известные артисты, Борис Ельцин, Гарри Каспаров и даже премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер старались помочь Никите.

Лечение он проходил в Лондоне. Незадолго до ухода Никита обвенчался со своей женой Катей и взял себе творческий псевдоним «Роман». Так и подписывал свои стихи и картины. Ему казалось, что он и его жена – те самые влюблённые из фильма «Вам и не снилось». Перед смертью он шептал ей: «Не переживай. Мы как Ромка и Катя. У них же в фильме всё хорошо кончилось».

Чуда не случилось, светлый и добрый парень Никита скончался в 1991 году. Ему было всего 27 лет. Но остался его Ромка – трогательный и сильный, готовый защищать свою маленькую Катьку от всех невзгод.

Узнал по ушам

Татьяна Аксюта вовсе не отождествляла себя с Катей Шевченко. Первые четыре года она вообще не могла смотреть эпизоды со своим участием, ей казалось, что всё пронизано фальшью!

А вот зрители считали совсем иначе. Писали письма Кате, признавались в любви. Поклонники дежурили у подъезда, а самые смелые даже пытались залезть в окна её квартиры. Вспоминая забавный случай, связанный с собственной популярностью, Аксюта рассказывала, как однажды в троллейбусе к ней подошёл мужчина, который узнал в ней героиню фильма «Вам и не снилось». Он признался, что узнал по ушам! «У вас такие уши, что я их на всю жизнь запомнил»…

И действительно в самой нежной сцене фильма, когда ребята «молятся» фонарному столбу и на Катьку в венке из кленовых листьев смотрит Ромка, её уши смотрелись так трогательно, что не влюбиться в эту девочку было невозможно.

Чудесный зелёный венок, по которому ползала красная божья коровка, появился в кадре совершенно случайно. Ребят привезли на съёмку утром, но пока всё готовили и ставили свет, прошло несколько часов. От нечего делать Таня собрала листья и смастерила венок. Всем он очень понравился, так и вошёл в запоминающиеся эпизоды.

Аксюта вовсе не жаждала всесоюзной славы, она совершенно не типичная актриса. У неё есть удачные работы в кино, например, в «Сказке странствий», где она сыграла главную роль в партнёрстве с Андреем Мироновым. Много лет актриса служила в Московском молодёжном театре, но впоследствии спокойно оставила большую сцену и кинематограф и стала вести детский драматический кружок в парке «Сокольники».

А с Татьяной Ивановной Пельтцер после совместных съёмок Аксюта так сблизилась, что именно ей, самой первой, призналась в своём скором материнстве.

Брак Татьяны с Юрием Аксютой, будущим известным продюсером, случился по большой любви. У них родилась Полина, затем последовал развод. Но Татьяна до сих пор вспоминает бывшего мужа с теплотой. Его фамилию она носит и сейчас, а в девичестве была Голубятниковой.

Я уплываю

Фильм «Вам и не снилось» снимали в Москве и Ленинграде. Волшебство кино так неразрывно соединило эти два города, что Ромка падает из окна ленинградской квартиры, а приземляется в московский сугроб.

Ещё одним полноправным героем фильма стала музыка Алексея Рыбникова. Сочинения этого композитора обладают поистине гипнотическим эффектом. Сегодня даже не верится, что эта мелодия написана вовсе не для картины «Вам и не снилось». Ещё за десять лет до выхода ленты на экраны композитор написал свой чудесный мотив для фильма «Остров сокровищ», но там он, к счастью, не пригодился.

Мелодия лежала и ждала своего звёздного часа. Когда к Рыбникову обратились с просьбой написать музыку к новому фильму, он вспомнил свою прежнюю работу. И тут ему попались на глаза стихи индийского поэта Рабиндраната Тагора в переводе Аделины Адалис. Композитор поразился, насколько органично легли строки на уже сочинённую музыку.

Так появилась песня «Последняя поэма», которая уже сорок лет никого не оставляет равнодушной. Интересно, что у Тагора никогда не было стихотворения с таким названием, зато был роман, написанный в 1929 году. «Последняя поэма» («Прощальная песнь») повествует о любви юноши Омито к красавице по имени Лабонно, но он женится на Кетоки: «То, что привязывает меня к Кетоки, – любовь. Но эта любовь – как вода в сосуде, которую я пью каждый день. Любовь к Лабонно – это озеро, которое нельзя вместить в сосуд, но в котором омывается моя душа». Лабонно же, несмотря на свои чувства к Омито, тоже выходит замуж за другого. И тогда она пишет своему недосягаемому возлюбленному длинное прощальное стихотворение, в котором есть такие слова:
Всё к лучшему, и ты разлуку нашу
Не смей оплакивать со мною – обещай!
Я вновь могу наполнить жизни чашу,
Мой друг, прощай!

Аделина Адалис, талантливая русская поэтесса и переводчица, ученица Валерия Брюсова, по-своему переосмыслила текст Тагора, и родились строки, которые сегодня знает каждый:
Я уплываю, и время несёт меня
С края на край.
С берега к берегу,
С отмели к отмели,
Друг мой, прощай.

«Последнюю поэму» записал вокально-инструментальный ансамбль с эпатажным по тем временам названием «33 1/3», где пели Ирина Отиева и Вера Соколова. Эти замечательные исполнительницы и подарили свои голоса бессмертной песне.
Песня начинает звучать уже на заглавных титрах фильма, а мастерски аранжированные отрывки из основной мелодии ведут героев по всему киноповествованию до самого финала.

Сидят в сугробе

Поразительный эффект произвёл этот фильм на подростков и молодёжь восьмидесятых. Герои фильма стали частью нашей жизни, придуманной и настоящей одновременно. Многие просто чувствовали себя внутри этой трогательной истории, считали, что нужно непременно всё объяснить маме Ромки! Ведь Катя не виновата, что Ромкин отец много лет назад был влюблён в её мать. А ещё очень хотелось дать сковородкой по башке бабушке Ромки, которая прятала от него письма и притворялась больной, чтобы удержать внука вдали от страдающей Катьки.

В повести открытый финал, но произведение Галины Щербаковой рифмуется с «Ромео и Джульеттой», а это всё-таки трагедия. Писательница в сценарии фильма тоже настаивала на печальном финале, но этому воспротивился режиссёр, да и все остальные. Поэтому в конце фильма как бы стоит многоточие…

Мы ведь действительно не знаем, насколько серьёзные травмы получил мальчик после падения. Выживет ли он? Но надежду зрителю оставили. И ещё остаётся вера в нескончаемость любви. Когда Рома и Катя сидят в сугробе, на них внимательно смотрят совсем маленькие мальчик и девочка, и мальчик заботливо стряхивает снег с шубки девочки.

Спустя много лет дочь Галины Щербаковой Екатерина написала продолжение истории Ромки и Катьки, повесть «Вам и не снилось… Пятнадцать лет спустя». Здесь она не оставила камня на камне от той чистой, светлой истории любви двух юных сердец. Только жестокая реальность, которая разрушила иллюзию вечного счастья. И всё же…

Это не сон. Это не сон.
Это вся пpавда моя, это истина.
Смеpть побеждающий вечный закон –
Это любовь моя. Это любовь моя.


Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №41, октябрь 2020 года