СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Небо и земля За нами присматривают чёрные котики
За нами присматривают чёрные котики
10.11.2020 14:33
Для чего вообще нужны священники

За нами присматриваютЗдравствуйте, уважаемая редакция! Напишу много, потому что мне жизненно необходимо выговориться. Очень хочу узнать мнение авторитетных православных людей относительно моей проблемы.

Всю жизнь я причисляла себя к христианству. Люблю Бога, всегда уповаю на Его милость. Периодически, как только позволяет график, стремлюсь в храм. Люблю службы, часто включаю дома аудиоверсии богослужений, особенно если хочется «вздохнуть поглубже». Вечерами периодически вычитываю вечернее правило. Знаю достаточное количество основных молитв, всегда с удовольствием их читаю даже по пути на работу, по памяти. Вот причащаюсь, увы, редко – раз в год.

Прошлый год для меня стал переломным в плане взглядов на православие. Началось всё банально, с собаки.

Я помогаю бездомным животным – финансами, кормом. Общаюсь только с проверенными волонтёрами. А потом увидела реальное отношение батюшки к милосердию. Это были обычные псы, но разве по-людски пройти мимо, когда живая душа нуждается в помощи? Опущу подробности, скажу лишь, что те собаки с рождения жили на территории храма. Но при смене настоятеля произошла смена нравов. И я в первый раз взглянула на священство без розовых очков.

Потом исповедалась, что впервые в жизни осудила священника, и решила не заострять внимание на этом инциденте. Однако пришла к умозаключению, что вера и православие не всегда одно и то же.

Всё это я описала, чтобы вы поняли: я не просто забежала в храм с убеждением «все священники – гады, они меня отвратили от церкви». Боже упаси! Люблю храм и продолжаю туда ходить. Но появилась мысль, что моя вера, любовь к Богу и походы в храм – от священника никак не зависят. Он нужен лишь для определённой цели, а если я эту цель не преследую, то и без него обойтись можно.

Стала читать астрологические книги. Хотя раньше умышленно их обходила, ибо считала такое чтение грехом. По той же причине намеренно избегаю карт. Даже если дети иногда просят в дурачка сыграть, никогда не соглашаюсь. Кажется, это просто игра, но я уверена, что нельзя, а почему – не знаю. Хотя догадываюсь: из-за расшифровки мастей, однажды прочитанной в одной духовной книге.

Не назову себя сторонницей эзотерики, но могу иногда прибегнуть к несложным манипуляциям. Например, положить кошелёк в новолуние на подоконник, чтобы деньги водились, или помыть дом с солью, «почистив» его от тёмной энергии. Более серьёзных вещей, вроде ритуалов и выкаток яйцами, себе не позволяю. У меня стоит «блок». Один раз поиграла с треугольником против сглаза – результата хватило, чтобы больше не экспериментировать.

Я люблю аффирмации (тип самовнушения, якобы стимулирующего положительные перемены в жизни. – Ред.), слушаю трансёрфинг (концентрирование «энергии мыслей» для воплощения желаемого варианта развития событий. – Ред.). Жить стараюсь по совести, специально никогда не сделаю человеку плохо. Я боюсь причинять людям зло. Мне плохо, если знаю, что вызываю у кого-нибудь зависть или прочие страсти.

Однажды решила сделать оберег – своего личного «ловца снов». Подошла к вопросу творчески. Заказала натуральный камушек. И вдруг захотелось оберег «настроить» под себя. Очень кстати нас с мужем тогда друзья пригласили съездить на святой источник. И я вдруг подумала: а если я свою заготовку отвезу на «место силы»? Ведь, как ни крути, источник – это и есть самое настоящее Место Силы. А если я окуну оберег в святую воду?

Вскоре по почте пришёл мой камешек, и опять же, начитавшись разного, я пришла к выводу, что камень – это своего рода живой организм, способный накопить в себе чужую энергию. Взяв камешек, пошла прогуляться к реке. Окунула его пару-тройку раз, попросила воду забрать негатив, смыть зло. Дома окончательно всё приладила-склеила и положила оберег на подоконник, потому что тогда было новолуние, а это вполне подходящий способ «включить» ловца.

И захотелось мне сделать снимок, какой он у меня получился красивенький, и выложить потом в интернете. Помимо обычных лайков за красивое фото, спустя час прилетело сообщение от дальней родственницы: «Юля, ты в своём уме? Ты же общаешься с бесами!»

Так у меня возник вопрос: где находится грань между общением с бесами, преступлением заповедей и народными приметами-поверьями? В какой момент я становлюсь богоотступницей и «ведьмой»?

Понимаю, что намешала в кучу много всего. Но одна ли я мешаю? Насколько все эти, как мой муж выразился, «тантры-мантры» неугодны Богу и считаются отступлением от Него, беря во внимание, что оригинал Книги Книг давно видоизменён? Или все попытки взять удачу за хвост в виде совершения определённых действий – действительно бесовщина?

Из письма Юлии

Комментарий священника

Здравствуйте, уважаемая Юлия! Читая ваше письмо, сделал вывод, что вы человек интеллигентный, имеющий хорошее образование. Вы пишете, что любите Бога, вычитываете молитвенное правило и даже хоть редко, но всё же причащаетесь. Ещё вы любите животных, помогаете волонтёрам. Всё это вас прекрасно характеризует. Но произошло событие, которое изменило ваше отношение к православию. Не знаю, что именно произошло, возможно, священник немилосердно прогнал собак, живших на территории храма.

Юлия, наверное, я вас разочарую, но и мы делаем всё, чтобы на территории нашего храма не водилось ни кошек, ни собак. Кошки норовят пробраться внутрь церкви и могут сорвать службу. А собаки бросаются на прихожан. Бывало, что и кусали. По этой причине, увы, я не могу поддержать вас в негодовании. Храм – не место для бродячих животных.

Однако для меня немного странен ваш вывод: раз священник плохо относится к собакам, значит, буду держаться подальше от священников. Но для чего в храме существует священник? Главная наша функция – совершение церковных таинств. Если нет нужды крестить детей, отпевать усопших, исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин, то здесь я с вами согласен: без священника вполне можно обойтись. Протестанты же обходятся.

Вы пишете, что любите аффирмации, слушаете трансёрфинг. Специально заглянул в справочники узнать, что за слова такие. К православию они никакого отношения не имеют, всё это из области светской психологии и эзотерики. Я очень осторожно отношусь к современной психологии, если не сказать – не принимаю её совсем. Мой опыт общения с людьми, имеющими отношение к предмету «психология», говорит о том, что у многих из них имеются собственные неразрешимые комплексы. Как такой человек может реально помочь другим? Кроме того, в обществе существует большой запрос на освоение методики подчинения и манипуляции.

Поэтому для меня существует лишь православная психология, хотя она обычно так не именуется. У неё есть другое имя – аскетика. Вот где кладезь практического делания по исследованию человеческой души!

Меня не удивляет ваш интерес к магическим сферам. Интеллигентные люди всегда интересовались спиритизмом и прочей чертовщиной. Вспомним хотя бы семейство Рёрихов и Блаватскую. Вы правильно задаёте вопрос о грани между общением с бесами, преступлением заповедей и народными поверьями. Раньше я тоже недоумевал: почему в христианской среде процветает множество всевозможных глупостей, нелепиц, языческих ритуалов? Само по себе православие как вероучение совершенно. Самые светлые умы веками оттачивали его смысл, требуя высочайшего нравственного напряжения от тех, кто решает идти путём веры во Христа. Но у нас почему-то не принято изучать православие, как изучается любой другой свод знаний, – системно, с тетрадкой и карандашом в руках. Исследующих Священное Писание вообще единицы. Вот и получается, что люди не знают своей веры, не понимают, зачем ходят в храмы. Идут на службы, даже причащаются, а спроси человека, зачем он это делает, какую преследует цель… Многие не ответят. Пугающее невежество.

В Евангелии слепой человек сидел на обочине дороги, по которой шёл Христос. Слепец, узнав, Кто проходит мимо, закричал так громко, что переорал галдевшую толпу рядом со Спасителем. Христос остановился и спросил: «Чего ты хочешь?» Казалось бы, разве непонятно, чего хочет несчастный слепец? Конечно же, исцеления. Но саму эту мысль слепой должен осознать, сформулировать и заявить перед Учителем. Так и мы должны отчётливо понимать, что делаем в храме, чего ищем.

Юлия, простите, но мне кажется, вы тоже этого не представляете. Иначе откуда у вас в голове такой винегрет из соблюдаемых внешних церковных традиций и языческих обрядов? Мой вам совет: чтобы отличать пшеницу от сорняков, садитесь за настоящие книги и начинайте учиться православию.

Люди не понимают, что Бог есть Личность и что мы с Ним вступаем в личное общение. И поступать при этом нужно очень осмотрительно. Вести духовную жизнь – всё равно что идти по минному полю. Порой оступился – значит, погиб. Заигрывать с чертовщиной нельзя категорически! А вы заигрываете.

Хочу вам порекомендовать свой рассказ «Свитер». Это история о девушке, которая занялась из любопытства магией и стала ведьмой. Её постоянно сопровождал невидимый обычному глазу чёрный кот. Поскольку рассказ написан на реальном материале, то я не вдавался в подробности и не стал описывать, как злонамеренно девочку-подростка втягивали в тёмные дела. А чтобы мои слова не показались голословными, хочу привести письма, адресованные мне девушкой, которая так же занималась мистическими практиками. Она сама захотела, чтобы её печальный опыт стал предупреждением другим.

«Здравствуйте, отец Александр! – пишет Марина. – Спасибо за «Свитер». Вы даже не представляете, каким странным образом эта информация оказалась полезной случайному человеку. Я сама долго находилась под присмотром «котиков». Занималась астральными выходами и до сих пор нахожусь в состоянии человека, который выбирается на ровную дорогу. «Котики» всё ещё бродят вокруг. Это странно – я никогда не думала о символике как таковой, а между тем мир по-прежнему говорит с нами старыми символами. Как раньше у Бабы-яги сидел на плече чёрный котейка, так и до сих пор за новоиспечёнными колдуньями бродят чёрные коты. В астральном теле я их видела часто: они умеют спускаться до самых тёмных миров. «Котики» никогда не проявляли агрессии (хотя пару раз были исключения), и я относилась к ним как к обычным животным солнечного мира.

У меня была подруга, которую я любила с детства, нас связывала самая нежная дружба. Она страдает тяжёлым заболеванием. Но, прикованная к инвалидному креслу, вела интенсивную духовную жизнь. Наряду с верой в Христа в ней уживалась тяга к нумерологии, картам Таро, уважение к Агни-йоге. Всё это казалось нам обеим естественным.

Подруга писала роман, нуждаясь в полноценной «виртуальной реальности». Главной героиней видела себя, но только здоровой. Везде за героиней следовал чёрный котик, которого никто не видел, кроме неё и ещё одного персонажа. Я очень уважала подругу и, читая её роман, невольно почувствовала доверие к её «провожатому». А потом впустила «котиков» и в свою ночную жизнь.

Я не считала себя колдуньей, развивала экстрасенсорные способности, чтобы помогать людям. Даже когда выходила из тела и находилась в таком антураже: зеркальный коридор, пылающие свечи, у левой ноги чёрный кот величиной с собаку. Просто я долго «тупила», не верила в символы.

Однажды мне прямо в ухо сказали в астрале: «Ты принадлежишь племени шуиему». А мне-то что? Я тогда не знала, что «шуий» по-церковнославянски – это «левый». А Бог говорил на этом языке со мной.

Ваш рассказ мне помог. Но я знаю других «астролётчиков», которым он что-то напомнит. Так что пишите, отец Александр. Вы не знаете, кому и когда пригодятся ваши рассказы. Прошу вас помолиться о грешной рабе Божией Марине. Мне трудно до сих пор. Я всё ещё не утвердилась в правильном мышлении».

Вскоре от этой девушки пришло второе письмо.

«Спасибо, что нашли время ответить, батюшка, – пишет Марина. – Я ещё не во всём разобралась. Прошлый опыт не полностью осмыслен, хотя каждый день прошу Бога утвердить меня на правом пути. Но старый путь требует какого-то логического завершения, пищи для ума.

Добавлю пару слов о подруге, прикованной к инвалидному креслу и получившей путём духовных усилий тонкую чувствительность. Следует мне наконец признать, что страдание само по себе святости не рождает. Я эту подругу уже два года не видела. Она резко оборвала отношения, когда я пришла в Церковь. Сказала: «Мне дали знать, что мы не должны мешать друг другу идти каждая своим духовным путём».

Мы нуждаемся в современных историях священников, столкнувшихся с настоящими и бывшими «целителями», чтобы понимать, как выглядит процесс соприкосновения реальности Церкви и сегодняшнего оккультиста – нормального, неглупого интеллигента, – который не видит себя таковым. Опыт Никиты, епископа Новгородского, описанный в Киево-Печерском Патерике, потрясающий, но нужны свежие истории о людях, впавших в прелесть. Ведь уйма людей направлялась именно к Богу, а попала в силки противной стороны.

Ох, как нелегко отойти от старого образа мышления! Даже если имеет место настоящее покаяние, как научиться мыслить по-новому? Возникает чувство, что надо заново родиться, иначе увидеть мир. А ведь образ подруги я считала светлым: там и карты Таро любимые, и агни-йога, и рэйки (разновидность нетрадиционной восточной медицины. – Ред.)… Мы и в Христа верили! Ваш рассказ три раза перечитала, и внутри меня будто вспыхнула лампочка, что-то по-новому осветила.

Нательный крест мне обжигал кожу. Появились язвы на груди и не заживали долго, когда стала его носить. Было очень тяжело. Я плакала, не понимая, что со мной происходит. Только в святоотеческой литературе находила подсказки и кидалась целовать страницы. Благодарность захлёстывала сердце. Какое счастье, что есть эти святые книги! Слава Богу, что есть те, кто об этом пишет!»

Юлия, образованному человеку со стороны может показаться, что священник в храме поставлен лишь для исполнения функций, удовлетворения потребностей прихожан. Но часто они отказывают «человеку-функции» в праве быть ещё учителем и духовником.

Чтобы освятить куличики, «человека-функции» вполне достаточно, но для духовной жизни такое отношение опасно. В подобных вопросах лучше не полагаться лишь на собственное мнение, но прислушиваться к советам опытных священников. В противном случае легко превратиться в мушку и оказаться в лапках беспощадных «ловцов» ваших снов.

Протоиерей
Александр ДЬЯЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №44, ноябрь 2020 года