Приходи, получишь деньги
24.11.2020 18:15
Простите меня, зверьки

Приходи, получишь деньгиЗдравствуйте, уважаемая «Моя Семья»! В №35 прочитал рассказ Алексея Серова «Охота на крота». В нём рассказывается, как пенсионерка Дарья Семёновна ловила одного крота, который вредительствовал в её огороде. А вот я могу рассказать, как поймал несколько сотен кротов за одно лето.

После войны в наше село вернулось совсем немного мужчин, да и те калеки – кто без ноги, кто без руки. Всего несколько человек были легкораненые, среди них и мой дядя, Фёдор Мигачёв. Его в нашем селе назначили лесником.

Однажды он позвал меня пойти с ним в лес и, когда мы добрались до одной заброшенной просеки, указал на многочисленные кротовые ходы, проложенные поперёк дороги почти через каждые полметра. Потом вынул из рюкзака два десятка кротоловок и показал, как их устанавливать.

На другой день я должен был их проверить. Если попался крот, нужно было перезарядить кротоловку, а с пойманного снять шкурку, высушить и отдать дяде Феде. Он их куда-то сдавал и обещал мне рубль за каждого крота.

На другой же день после проверки ловушек я обнаружил семнадцать попавшихся кротов. Все кротоловки я честно перезарядил и установил на соседней дорожке. Каждое утро ходил проверять, и ежедневно попадалось не меньше полутора десятков кротов.

Уже через неделю я в стопочку связал сто шкурок и понёс дяде Феде. Он сказал, что когда принесу в следующий раз, получу за них деньги.

Когда же я принёс дяде Феде следующую сотню, он дал мне 80 рублей. Не стал спрашивать, почему не сто, да и пересчитывал уже дома, подумал, может, ошибся.

И вот я притащил следующую сотню, но он снова дал 80 рублей. Тогда я уже спросил – мол, вы же обещали рубль за штуку. Дядя Федя объяснил, что рубль дают только за тёмненькие шкурки старых кротов, а за светлые, мышиного цвета, лишь 50–60 копеек. Ну, понятно.

В следующий раз я оставил светленькие дома, а набрал только тёмненькие, в надежде получить 100 рублей. Ещё и сказал дяде Феде, что принёс все тёмные. Но за них он мне отдал те же 80.

Тогда в следующий раз я собрал оставшиеся дома бледненькие шкурки, добавил немного и сделал упаковки из 80 шкурок – всё равно он при мне их не считал, ну, думаю, рублей 50 даст. На моё удивление, я за них опять получил 80 рублей.

В дальнейшем я носил по 80 штук, а сверху и снизу непременно клал добротные тёмные шкурки, но каждый раз получал по 80 рублей. Было мне тогда лет 13 или 14. Как видите, малый, а уже соображал.

Правда, просуществовал мой «бизнес» недолго, поскольку припорошил снежок, наступила зима. Я, закончив свою охоту, благополучно сдал все кротоловки дядя Феде и больше этим промыслом не занимался. В то лето сдал около 700–800 шкурок.
Простите меня, что столько душ зверьков загубил, но их там осталось ещё тьма- тьмущая. Да и давно ведь это было.

Из письма Пантелея Григорьевича Журавлёва,
пос. Вурнары, Чувашия

Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №46, ноябрь 2020 года