СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Небо и земля Отовсюду свозят алкоголиков
Отовсюду свозят алкоголиков
27.11.2020 23:40
Тебе нужно не ко мне, а к Божечке

ОтовсюдуОднажды увидел в интернете смешной ролик. Пожилой поддатый дядька снисходительно учил молодёжь: «Вот вы зря не пьёте. Алкоголизм – это ведь целый мир!» Сначала я посмеялся, а потом вдруг понял, что это чистая правда. Каждое саморазрушение происходит строго индивидуально. И хотя деградировавшие люди похожи друг на друга как близнецы и мы привыкли грести их под одну гребёнку, души их перед развязкой кричат неповторимыми голосами.

Однажды наблюдал, как синий от выпивки мужик плакал перед госпитализацией, каялся за непутёвую жизнь так, что пробирало насквозь. Уверен: был бы жив Шукшин – взял бы этого пьянчужку в «Калину красную» без всяких проб. Пьянчуга прожил после этого всего несколько дней.

Синие и угрюмые, балаболы и искатели приключений, злобные и безобидные – каждый из них, может, и живёт одинаково, но на пороге вечности плачет по-своему, напоследок хочет сказать всем нам нечто важное.

Поэтому меня так поразил совет одного священника. «Будьте мудрыми, – говорил батюшка. – Если увидите, что человека, который просит подаяние, трясёт от желания опохмелиться, – лучше дайте ему немного денег. И не смущайтесь, это ему жизненно необходимо, ваши деньги спасут его на какое-то время. Много не давайте, чтобы снова не ушёл в запой. Лучше рассудить и дать немного, чем человек, погибая, не дай Бог, убьёт кого-нибудь из-за ста рублей, которых не хватило на водку».

Но один вопрос для себя я долго не мог уяснить.

Помню одного мужика, Николая Васильевича. Классический запойный алкоголик. С виду сухонький деревенский мужичок, рукодельный, смекалистый, неглупый, вот только пил по-чёрному. Да так страшно, как я до того не видел. Стоило ему хотя бы немного пригубить, начинался кромешный ад. Пить дяде Коле нельзя было категорически – у него сразу ехала крыша, он мог мгновенно превратиться в лютого зверя, избить кого угодно до полусмерти.

В дни запоя близкие закрывали дядю Колю под замок, от греха подальше. А меня удивляло другое: как он вообще держался? Во время запоев Николай Васильевич ничего не ел и не пил, и так могло продолжаться целыми днями. Предлагали ему попить и поесть – сам не хотел. Удивительно, но, судя по всему, он даже не сильно страдал от отсутствия пищи и воды. Это, однако, нисколько не мешало ему вовсю куролесить, более того, энергия из мужика била через край. Организм дяди Коли требовал только водки или, на худой конец, креплёного вина.

Однажды к нему в гости заехал знакомый из города, а дядя Коля как раз пребывал в очередном «синем рейсе». Жена снова посадила под замок. Погрустнел приятель, попросил хозяйку перед обратной дорогой истопить баньку. Истопили, но пар получился чересчур злой – в парилке жарко, как в Сахаре. А дяди-Колин знакомый большой любитель пара, человек бывалый и стойкий к русской бане, но даже он не смог высидеть в парилке дольше двух-трёх минут.

И тут в баню неожиданно влетел Николай Васильевич.

Как он сбежал из-под замка, неведомо. Едва поздоровавшись с приятелем, дядя Коля впихнул его в огнедышащую парилку, словно пушинку, – а ведь это был здоровенный мужик.

– Ты ни хрена не умеешь париться! – объяснил Васильич, схватил веник и принялся охаживать гостя, даже не смочив берёзовый «инструмент» в шайке с горячей водой.

Знакомый орал как резаный, но вырваться из рук тщедушного алкаша не мог. В парилке и так находиться совершенно невозможно, так ещё сухими ветками сумасшедший дед хлестал по спине с такой силой, будто в нём сидело десять, а то и двадцать дядьёв Коль.

– Я еле вырвался, – рассказывал мне знакомый. – Иначе Николай запорол бы меня до смерти.

Самое удивительное, что Николай Васильевич откуда-то стащил водку, видимо, спрятанную хозяйкой, и принялся уменьшать ватерлинию бутылки прямо в парилке. Видимо, решил, что жена там его искать точно не станет. Хотя бы какое-то время.

– Как он там высидел, да ещё в одежде, да ещё распивая бутылку, бог весть, – рассказывал гость дяди Коли. – После этого я стал опасаться Николая. На обычного запойного человека всё это не слишком похоже. Не может быть столько силы в спившемся человеке.

И я тоже ломал голову, за счёт чего жил организм Николая Васильевича, хотя должен был уже сто раз умереть, да хоть от сердечного приступа. Но кое-что прояснилось, когда я узнал об одном необычном человеке.

У подруги жены, Оксаны, мама родом с Урала. Оксана однажды говорила, что когда её матушка была девчонкой, на каникулы приезжала к бабушке в деревню. Там она успела ещё застать старенькую бабу Катю, бабушкину товарку. Баба Катя частенько заходила к прабабушке Оксаны попить чайку с шаньгами.

– Мама вспоминала, что баба Катя была знахаркой, но не совсем обычной, – рассказывала Оксана. – Не знаю, может, она ещё что-нибудь умела, но вот лечила только пьяниц. К ней отовсюду алкоголиков свозили, даже из больших городов, говорят, приезжали. Никаких трав или настоев баба Катя не применяла, заговоры, ритуалы и пришёптывания не использовала. У неё имелся особый дар: она могла исцелять страждущего алкоголика обычной беседой, молитвой, иконами или мощевиками. Что всех поражало – пьяницы слушали её как родную, и многие избавлялись от тяги к горькой. Баба Катя явно видела, что у них внутри творится. Похоже, и то, что не давало человеку вернуться к нормальной жизни, тоже чувствовало знахарку – и боялось её.

В основном баба Катя бралась за тяжёлых алкоголиков. Но требовала, чтобы люди сознательно хотели приехать к ней. Тех, кого жёны вели силком, знахарка разворачивала на пороге со словами «Как я могу тебя без тебя вылечить?». По той же причине она не признавала советские лечебно-трудовые профилактории, «зашивания» и прочие практиковавшиеся тогда методы лечения пагубной страсти. «Ваша химия только временно облегчит жизнь выпивохе, – твердила знахарка, – а в целом она ему лишь на пагубу».

Кстати, тех, кто пил, но ещё мог себя контролировать и ограничивать, баба Катя тоже выпроваживала, но с миром:
– Тебе нужно не ко мне, а к Божечке.

«Божечкой» баба Катя называла храм. А самые трудные случаи брала на себя.

Бывало, побеседует с мужиком, прочтёт молитву, и он выйдет от бабки со светлым лицом. Потом жена ведёт его в церковь, как баба Катя велела.

Не все, конечно, соглашались туда идти, время всё-таки было советское. Но это уже их дело, их беда.

Как-то раз мама играла и невольно стала свидетельницей одного разговора бабушки и бабы Кати. Снова речь зашла о тех, кто пьёт, и вдруг баба Катя разоткровенничалась:
– Я тебе вот что, Клавдия, скажу, – сказала знахарка. – Любая сила, которая пропойцу заставляет пить, известное дело, от нечистого, но действие её различное. Бывает, человек просто ей внимает, сам идёт, откуда чужую дудочку слышит. Тогда он ещё способен вернуться. Но когда зайдёт слишком далеко, страсть искажает его душу так, что она сращивается с бесовской природой, превращается в полностью родственный для них предмет. Тогда уж нужна сильная помощь. Но и это поправимо, хотя трудная задача – такого человека на свет вытащить. Но бывает ещё кое-что, я такое видела только дважды.

Нечистый, по своему обыкновению, манит и вредит незримо. Но бывают случаи, когда ему мало заполучить почти погибшего человека в свои сети, такой человек и так уже в его власти. Однако рогатый знает, что если пьяница ещё проживёт какое-то время под его властью, то принесёт гораздо больше зла. Стало быть, и бесам больше проку. И вот когда такой пропащий пьяница умрёт не сегодня завтра, нечистый даёт ему силы…

Баба Катя рассказала, что бесу требуется поддерживать организм спившегося, но когда человек почти мёртв, одной невидимой силой он сделать это не может. Тогда происходит нечто страшное.

Как-то раз к бабе Кате привели еле живого мужика, потемневшего от бесконечной пьянки, сморщенного, трясущегося.

– Хочешь, чтобы я тебе помогла? – спросила старушка.

Мужик кивнул.

– Тогда пойдём.

Они отправились в избу, и баба Катя принялась его лечить. Потом знахарка признавалась, что почувствовала внутри несчастного такое сильное сопротивление, какого прежде не встречала.

Долго бабушка читала молитвы над пьяницей, пока его не начало тошнить. Не успел выбежать – вырвало прямо в сенях. Баба Катя выскочила за ним, тут и жена дядьки подоспела. Смотрят, а на полу во рвоте и жёлчи копошится что-то прозрачное, противное, желеобразное, похожее на медузу, только щупалец больше.

По словам знахарки, рогатые гости, овладев телами пьянчужек, строят в них некие живые структуры, которые дают человеку силы пожить ещё некоторое время. Но и управляют им гораздо жёстче. Тому мужику повезло, потому что каким-то чудом та живая слизь в нём ослабла и больной оклемался.

Прожил он недолго, но всё же протянул почти две недели – тут уж баба Катя оказалась бессильна, организм мужика был полностью истощён алкоголем. Зато дядька ушёл в мир иной спокойным, за всё попросил прощения у Бога и людей.

Любопытные, говорят, пытались посмотреть, что это за штука. Некоторые подумали, что мужик выплюнул внутренние органы. Но баба Катя строго-настрого запретила даже смотреть на слизистое нечто, не говоря уже о том, чтобы трогать эту гадость, – иначе дело могло закончиться очень плохо.

Через короткое время слизь перестала шевелиться и разложилась, осталось лишь мокрое место. Потом мужики по просьбе бабы Кати осторожно выпилили то место, отвезли и сожгли в котельной.

Илья БЕЛОВ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №46, ноябрь 2020 года