СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Небо и земля Адвокат маленького человека
Адвокат маленького человека
22.12.2020 20:50
Сегодня совесть – это роскошь

АдвокатВечно здравствуй, дорогая, любимая и уважаемая редакция! Ты уже не раз публиковала мои письма. Помоги ещё разок, мне это очень важно. Пусть на моё письмо даст ответ отец Александр Дьяченко.

Итак, я изменяю имена. Его зовут Никита, меня – Ксюша. Он моложе меня на пять лет. Сейчас, когда нам обоим за тридцать, эта разница не является существенной, о ней вообще нет смысла говорить. Но когда мы познакомились, ему было 19. Ещё юный, неоперившийся мальчик. А мне уже 24.

Мы сразу сдружились, но Никита казался тогда настолько юным, что я испытывала к нему скорее материнские чувства. Поэтому ни о каком романе и речи не могло идти. Кроме того, у Никиты была девушка, его ровесница. Но однажды через эту пару пробежала чёрная кошка, и они расстались. Никита пришёл ко мне домой и плакал по-детски на моём плече. А я обнимала его, целовала, утешала. В этот момент вдруг поняла, что не такая уж и огромная разница у нас в возрасте. И что никакой он не ребёнок, а красивый сексуальный мужчина. Поняла, но отогнала от себя эти мысли.

Потом Никита помирился с девушкой, они поженились, родилась дочка. Сейчас малышке уже пять лет, а отношения между её родителями всё больше портятся. Нет, у них нет ссор, споров, скандалов. Там ещё хуже – полное игнорирование друг друга. Никита о своей жене говорит так: «Она не хочет учиться, не хочет работать, не хочет развиваться». Да, она взяла на себя весь быт. Но Никита говорит, что ему не нужна домработница, ему нужна женщина на одной волне с ним. Такая женщина, какой для него была я.

Нам всегда было интересно друг с другом. Никита придумывал развлечения – поход, кино, выставки, – а я всегда его в этом поддерживала. Он говорит, что именно я та женщина, которая ему нужна. Я тоже намыкалась так, как врагу не пожелаешь. И мне нужен рядом мужчина, который поймёт и поддержит. Такой, как Никита.

Казалось, мы созданы друг для друга. Но он женат. В этом и заключается мой вопрос к батюшке Александру. Есть ли смысл хранить то, что всё равно рано или поздно распадётся? Ну не будут они вместе!

Так что же мне делать сейчас? Просто ждать того, что и так неизбежно? Но я ещё молодая. Я ещё могу и хочу родить ребёнка. А пока буду ждать у моря погоды, мой детородный возраст может пройти. Так чего я должна ждать? Да и его жена – молодая красивая женщина, которая вполне может быть счастлива с другим. Есть ли смысл в таком ожидании, когда супруга Никиты уже не сумеет построить своё счастье, впустую прожив с мужем?

Никита нуждается во мне. Он постоянно ищет встреч со мной, а я их избегаю. Но зачем, для чего, для кого? Мы все можем быть счастливы! Надо лишь скорее разрубить этот узел. Но моя совесть не даёт.

Батюшка Александр, подскажите, как быть.

Из письма Ксении

Комментарий священника

Ксения, здравствуйте! Я очень хочу, чтобы все, кто живёт на земле, были счастливы. Только вот не знаю, что такое счастье. Имею собственное представление, но дать универсальное определение не могу. Во всяком случае, в Библии слово «счастье» не встречается.

Более того, моя задача заключается не в том, чтобы сделать человека счастливым. Моё предназначение – сделать всё от меня зависящее, чтобы он спас свою душу. Поэтому священников чаще обычного можно увидеть в армии, особенно в военное время, в больницах и местах заключения. Много ли там отыщется счастливых людей?

Но если разрешите, попробую высказать свои мысли как дедушка и отец. Я даже составил книжку, которая так и называется – «Чудо быть дедушкой». Название не моё, но рецензент сказал, что называться она должна именно так. Жена в шутку называет меня «сумасшедший дедушка». Я принимаю это определение, потому что люблю своих внучек. Люблю так же, как любят внуков множество других дедушек и бабушек, просто у меня нашлись слова, чтобы высказать их на бумаге.

Одна знакомая молодая женщина, прочитав мою книгу, сказала: «Батюшка, вы меня заинтриговали. Я очень люблю своих детей, но после вашей книги часто думаю: неужели к внукам смогу испытать чувства большие, чем к детям? Теперь живу ожиданием».

Знаете, Ксения, с каким чувством я ждал рождения второй внучки? Не поверите – с чувством тревоги. Ведь у меня уже была внучка, и для меня она являлась единственной звездой во лбу. А тут вторая на подходе!

Я терзался мыслью: сейчас родится вторая «звёздочка», и что я буду делать со своими чувствами? Делить на двоих? Стану ли меньше любить старшенькую, чтобы обращать внимание ещё и на младшую? А вдруг сердце так и продолжит наполняться лишь первой девочкой, а вторая вырастет нелюбимой?

Поделился своей тревогой с матушкой, и она меня утешила: «Что ты, батюшка! Разве не знаешь? Любовь не делится, она только умножается».

Скажу больше: став стариком, ловлю себя на мысли, что не могу равнодушно пройти мимо маленьких человеков. Взгляд сам выхватывает их на фоне других людей и приковывается к ним. Мне интересно наблюдать, как они играют, бегают друг за дружкой, скатываются с горки и качаются на качелях. И, кажется, я их понимаю, ощущаю с ними родство. Внучки научили меня этому.

Вы спросите: зачем я рассказываю о вещах, совершенно не имеющих отношения к вашей проблеме? Выстроив очень логичную схему всеобщего счастья для себя, Никиты и его жены, вы забыли об одном маленьком человеке – пятилетней девочке. Конечно, вы взрослые люди, смотрите друг на друга с высоты своих проблем и собственного роста, а эта кроха, затерявшись где-то на уровне пояса, не вписывается в схему всеобщей гармонии. А я выступлю с позиции её адвоката, её гипотетического дедушки.

Помню, как ушёл отец из семьи знакомых. Не стану описывать своё отношение к нему и его поступку, это неважно. Важно другое. Его младшая дочка, такая же пятилетняя малышка, после ухода отца неделю просидела в тёмной кладовке, не желая вылезать. Потом ещё долго подходила к двери и стояла, будто верила: вот сейчас она откроется, и появится папа. Но он не появлялся, и тогда девочка, ухватившись за ручку, повисала и долго в немом протесте продолжала висеть.

Кстати, у Льва Толстого эта тема одна из главных. Только у него не папа, а мама, предавшая маленького сына в угоду любовнику, заканчивает жизнь на станции Обираловка под колёсами паровоза. Великий русский моралист в романе казнил мамашу, забывшую своё женское предназначение.

Вы рассказываете, что Никите с вами интересно и сам он человек «заводной», а с женой ему неинтересно. «Она не хочет работать» – вечный упрёк в адрес домохозяек, когда весь дом на её плечах и ребёнок в придачу. Как ещё она может выразить Никите своё отношение, когда понимает, что муж, оставляя её с дочкой, идёт к вам? Лишь молчаливым презрением. Кто знает, возможно, её нежелание «развиваться» – тоже своего рода протест против нелюбви?

Что плохого в том, что мама с пятилетним ребёнком находятся дома? На днях звонила знакомая. Молодая мама, трое маленьких детей, работает медсестрой в больнице. «Батюшка, – говорит, – после бесконечных дежурств, переболев КОВИДом, я наконец получила отпуск. И этот месяц целиком провела с детьми. Я была по-настоящему счастлива, впервые ощутив себя просто мамой и женой». Через несколько дней ей выходить на работу, а муж вдруг заявляет, что семья вполне может обойтись без её зарплаты, 12 тысяч, а вот без мамы она никак обойтись не может. По-моему, это здорово.

Что за человек ваш Никита? Наладить отношения с женой он не может или не хочет? Непонятно. Отдохновение и взаимопонимание ищет в отношениях с вами. Рядом с вами ему хорошо, но и от жены не уходит. Ему везде хорошо. Дома жена и ребёнок, ещё и на стороне подруга. И везде его кормят. Наверняка кормят.

Ксения, вам троим уже за тридцать, а конкретно вам – под сорок. Вы пишете, что в жизни намыкались так, как и врагу не пожелаешь. В этой фразе нет конкретики, но предположить можно всё что угодно. Сможете ли вы родить ребёнка? Сегодня становится чуть ли не правилом, когда пары за двадцать сначала женятся, а потом начинают лечиться, чтобы зачать и родить. Никита взрослый человек и всё понимает. Мужчине за тридцать, и если это нормальный мужик, то нужны дети. Лет через пятнадцать его дочурка превратится во взрослую девушку и подарит ему внуков. А что будет с вами через пятнадцать лет?

Классик говорит: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Задумаешься: а почему вообще существуют несчастные семьи? Я понимаю, когда болеет кто-нибудь из супругов, или не получается родить ребёнка, или происходит внезапная утрата близких. Но это внешние причины, которые не зависят от нас. Что другим, что конкретно Никите мешает сделать свою семью счастливой? На этот вопрос я отвечу уже как священник.

Грех мешает. Себялюбие, самомнение, гордыня, неспособность на поступок. Ложь, трусость, предательство. Это не только про Никиту, это про всех нас, привыкших к рекламному слогану: «Ведь вы этого достойны».

Люди порой вообще не понимают, зачем вступают в брак и создают семьи. А любовь? Как жить семье, если нет в ней этого чувства? От чего оно зависит? Зависит от способности любить, от изначальной настроенности на любовь. Но любить – это не брать, любить – это отдавать. Семья создаётся взаимными усилиями двух человек, каждый из которых готов отдавать себя, своё время, силы и интересы другому. Если такая настроенность существует, тогда семья, несомненно, будет счастливой. Если Никита хоть в чём-нибудь проявит былые чувства к своей красавице жене, тогда и он получит в ответ главное, что не позволит ему искать встреч на стороне.

Кстати, Ксения, читая ваше письмо, я ни разу не увидел слова «люблю». Не знаю, наверное, я всё ещё романтик, но для меня оно очень многое значит. У себя в голове вы уже всё распланировали. Только не нужно никого идеализировать. Увы, наши планы, встречаясь с реальной жизнью, как правило, не выдерживают этого столкновения.

Но мне нравится, что вы не превращаетесь в хищницу и не рушите пока ещё существующую семью. Совесть вам этого не позволяет. Сегодня совесть – это роскошь. Такую фразу оставил кто-то внутри на стене нашего храма, когда он ещё пребывал в запустении. Но совесть – ещё и то, что заставляет нас оставаться людьми и становиться ангелами.

Мой вам совет: оставьте их в покое. Пускай Никита возвращается в семью исправлять свои ошибки. На слезах пятилетней крохи счастья вам не построить.

Протоиерей
Александр ДЬЯЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №50, декабрь 2020 года