Как зэк стрижа спасал
09.01.2021 00:00
Необычные заботы бывшего рэкетира

Как зэкСтрижи гнездились под крышей двухэтажного здания, стоявшего в заасфальтированном дворике за высоким забором. Птицы не знали, что живут в колонии строгого режима. Они носились в небе, как символ свободы. Однажды из гнезда выпал стрижонок, и его подобрал зэк.

Андрей, мой знакомый по переписке, давно находится в неволе, статьи у него серьёзные. Как ни парадоксально, я считаю его замечательным человеком, общаемся мы восемь лет. Я не «заочница», мы просто приятели, любим поговорить «за жизнь». Он не насильник, не наркоторговец, а этакий Стенька Разин девяностых. У человеческого характера есть разные грани. В общении с друзьями бывший мафиози деликатен и чуток, готов прийти на помощь. А ещё он любит природу.

Андрей стал присылать мне фотографии стрижонка. Он поселил птенца в картонной коробке. И начались у крутого парня необычные заботы. Постоянно нужно было думать, как накормить питомца. Зэку приходилось ловить насекомых на газоне.

Я спросила, как отнеслись к этому другие заключённые. Не стеснялся ли он опекать стрижонка?

– Стеснялся, конечно. Дико выглядело. Поначалу подшучивали: мол, башню сорвало под конец срока. А потом перестали. И даже помогали многие. Из столовой парень передавал мне по два спичечных коробка мух. Вообще-то я всех просил мух ловить, отдавал за них сгущёнку и чай. Кузнечиков мне зэки таскали со всей зоны, вначале за сигареты, потом бесплатно. Прониклись. Были и уроды, само собой. В основном из тех, что по 228-й за наркотики сидели. Один мне говорит: «Вот выйдешь из барака, а я коробку переверну, и твоего птенца кошка сожрёт». Я подошёл к нему и говорю: «Попробуй, я тебя, ублюдок, насмерть забью». Испугался. Убийцы как раз более добрые, между прочим. Человечнее – точно.

А так – многие помогали. Один я не смог бы точно. Стрижонку надо пятнадцать граммов летучих насекомых в день, и не каких попало. А семьдесят мух весят примерно один грамм. Вот и попробуйте его прокормить. Каждый час надо давать еду. Хотя бы пару коробков, в каждом по сто мух. А лучше штук десять-двенадцать трутней. Мгновенно съедает всех. В коробку сажаешь – пищит и на руки просится. Возьмёшь – сидит, смотрит мне в глаза и словно улыбается. И засыпает на ладони. Привязался очень. И я тоже, до сих пор скучаю, – рассказывает Андрей.

Птенец начал узнавать его и прыгал прямо на руки хозяину. Прошло три недели. Погода стала прохладной, насекомые попрятались, и стрижонок был полуголодным. От холода Андрей прятал коробку под одеяло, когда ложился спать. Но птице уже было пора становиться на крыло. Стрижонок пытался летать.

Андрей начал искать в ближайшем городе людей, которые помогут птенцу вернуться в дикую природу. И наконец через знакомых нашёл местного знатока птиц. С большим трудом удалось передать коробку со стрижонком на свободу. Некоторое время его питомец пожил у нового хозяина, а потом улетел.

– Я так к нему привязался, что чуть не плакал. А он кусал меня за нос, щипал клювом, словом, тоже прощался. Парень, который его забрал, сказал, что никогда такого не видел. Словно из цирка стриж, на руки лезет, сам ест, и заставлять не надо. Ручной совершенно. Этим летом я часто стоял во дворике и смотрел в небо. Ждал, вдруг стриж всё-таки прилетит ко мне, – говорит Андрей. – Но в город его везли на машине, и, наверное, он не знает обратной дороги.

Марина ВАСИЛЬЕВА,
Тамбовская область
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №1, январь 2021 года