Роман Филиппов: Дед Мороз прощается с вами
28.01.2021 00:00
Роман ФилипповЭтот актёр был очень заметной личностью – запоминался даже самой маленькой ролью в кино. Невозможно было не обратить внимания на огромного человека, обладавшего к тому же великолепным рокочущим басом. Своих героев – в основном эпизодических – Роман Филиппов наделял ярчайшей индивидуальностью, а их фразы, которые нередко сам же и придумывал, моментально уходили в народ: «Ну, будете у нас на Колыме – милости просим», «Деточка, а вам не кажется, что ваше место возле параши?», «Помогите, хулиганы зрения лишают!», «Ты зачем усы сбрил, дурик?», «Много вы понимаете в моде, теперь тулуп – это самое ретро». А ведь был ещё и огромный успех в театре, и ответственная должность главного Деда Мороза Советского Союза.

Могучий десятиклассник

Роман Филиппов родился в 1936 году в Симферополе, куда его отец и мать, актёры ленинградского БДТ, приехали на гастроли. Мама Романа, Анна Григорьевна Кудерман, умерла при родах, и до трёх лет мальчика воспитывали отец – Сергей Александрович и бабушка. Потом Филиппов-старший снова женился, и семья переехала из Ленинграда в Горький, где Роман и окончил школу. Становиться актёром он не собирался, увлекался шахматами, был очень общительным парнем, много читал.

Однажды в Горький из Москвы с гастролями приехал Малый театр. Дирекция школы, где учился Роман, попросила знаменитую актрису Веру Пашенную прослушать учеников – для определения актёрских способностей. На пробы явился и могучий десятиклассник Роман Филиппов, обладавший густым оперным басом. Дождавшись своей очереди, парень вошёл в класс и звучно поздоровался.

– Вот это рост! Вот это бас! Фактура не дура! – поразилась не менее громогласная Вера Николаевна.

Через месяц Роману пришёл вызов из Щепкинского училища. Потом та же великая актриса дала ему путёвку в жизнь: приняла любимого студента в Малый театр.

Главным режиссёром тогда был Михаил Царёв, великий актёр, но непростой человек. Отношения с ним у Филиппова не заладились: мэтр давал молодому актёру только маленькие роли и вводы. Роман получал в театре копейки, жил впроголодь. Однажды он написал заявление на прибавку жалованья. Суровая Пашенная, бывшая тогда секретарём парторганизации, созвала собрание, возмутилась:
– Как могут молодые актёры требовать повышения, когда великие получают мизер?

Филиппов был остр на язык:
– Но я ем больше, чем вы и все наши именитые актёры, вместе взятые!

Вера Николаевна была шокирована, раскричалась. Роман хлопнул дверью и написал заявление об увольнении.

В 1960 году он ушёл в театр имени А.С. Пушкина и стал одновременно работать по совместительству в гастрольно-концертном объединении, где играл в спектакле по произведениям Владимира Маяковского. Эта постановка получила высокую оценку у критиков, прежде всего была отмечена актёрская работа Романа Филиппова, исполнявшего роль великого поэта.

Не самый лучший ход

Театральная слава пришла к нему в Белоруссии, когда в 1962 году актёр переехал на родину жены. В русский театр Роман не попал, так как на собеседовании запросил оклад в 120 рублей, а режиссёры пытались скостить десятку.

– Не хочу работать с теми, кто торгуется за талант, – махнул рукой Филиппов.

А чтобы играть в белорусском театре, он за две недели выучил язык. У Романа Сергеевича была феноменальная память, он даже жаловался, что помнит всё, что учил наизусть: от детсадовского «Дедушка, дедушка, сделай мне свисток» – до целых страниц из истории КПСС, которые просматривал перед экзаменом и потом воспроизводил дословно. С удовольствием читал детективы на польском языке, осторожно перелистывая маленькие страницы своими большими пальцами.

В конце 60-х годов настоящим художественным потрясением стал фильм-спектакль «Крах» Театра имени Янки Купалы, показанный Центральным телевидением. В его основе была подзабытая пьеса Алексея Толстого и Павла Щёголева «Заговор императрицы» – о России накануне 1917 года. Действие перемежалось архивной кинофотохроникой, чтением документов, исполнением куплетов. Филиппов играл Григория Распутина – масштабно, размашисто, сочно, да и роль по фактуре была стопроцентно его.

После такой удачи актёра снова позвали в Малый театр, дали звание заслуженного артиста и квартиру в центре Москвы. За двадцать следующих лет на сцене Малого Роман Сергеевич сыграл множество заметных ролей: Глоба в «Русских людях», Несчастливцев в «Лесе», Скалозуб в «Горе от ума», Сатин в «На дне», Астров в «Дяде Ване», Осип в «Ревизоре», Журден в «Мещанине во дворянстве»…

В его героях привлекали душевная широта, щедрость, мягкость, почти детская способность увлекаться. На сцене герои Филиппова были скупы на жесты и слова. При таких природных возможностях ему ничего не стоило заполнить собой сцену, сконцентрировать на себе всё внимание зала. Но Роман Сергеевич понимал, что это самый лёгкий, но не самый лучший ход. Он учился владеть собой, телом, голосом, темпераментом, чтобы подчинять их задаче спектакля, не нарушать его художественной целостности.

На экране не затерялся

В кино Роман Сергеевич дебютировал в 1954 году, в 18 лет, эпизодической ролью деревенского парня, борца-любителя в фильме «Чемпион мира». Но первую заметную работу получил только в 1959 году в фильме «Зелёный фургон», где сыграл роль колоритного жулика Федьки Быка.

С первых же работ в кино Филиппов проявил себя как интересный комедийный и характерный актёр. Обладая фактурной внешностью и могучей фигурой, ярким темпераментом, он исполнял в основном роли всевозможных здоровяков, наделяя своих героев тонким юмором и иронией. Великан с душой ребёнка стал любимым кинообразом Филиппова.

Достаточно вспомнить такие его роли, как лесоруб Вася Зайцев из «Девчат», гость с Колымы из «Бриллиантовой руки», бездарный поэт Никифор Ляпис-Трубецкой в «12 стульях» Леонида Гайдая – это который «Страдал Гаврила от гангрены, Гаврила от гангрены слёг», завхоз Камнеедов из новогодней комедии «Чародеи».

Коллеги часто подшучивали над могучим телосложением и голосом Романа Сергеевича: даже в крохотной роли не затеряется! Действительно, ни на сцене, ни на киноэкране не заметить его было невозможно. В «Джентльменах удачи» у его героя, воровского авторитета Николы Питерского, было лишь две фразы, в «Бриллиантовой руке» у Евгения Николаевича Ладыженского из Магадана – чуть больше, но эти эпизоды с Филипповым знали все зрители. Такого ювелирного мастерства актёр добивался много лет.

Во имя роковой женщины

Со своей будущей женой Катей Рабиновой Роман Филиппов познакомился в 1960 году в Белоруссии, на съёмочной площадке фильма «Человек не сдаётся», в котором актёр играл немецкого диверсанта Пауля. Кстати, роль на немецком он сам же и озвучивал и впоследствии даже мог говорить на этом языке без акцента.

Катю, студентку второго курса, взял с собой на съёмки отец, директор картины. Он был очень недоволен, что его юная дочь начала встречаться с артистом, поскольку считал актёрскую братию безалаберным и легкомысленным народом.
Но у молодой пары были серьёзные и целомудренные отношения – они даже не целовались, а период ухаживаний растянулся на целых два года. Когда Катя окончила институт, молодые стали обсуждать, где им дальше жить. Екатерину тогда как раз взяли на работу театральным педагогом в Минске. Роман сказал по телефону:
– Ну, давай будем жить в Белоруссии. Завтра приеду.

А ведь сам он тогда играл Маяковского в Малом театре. И вот ради любимой легко оставил заметную роль и престижный театр. Журнал «Крокодил» даже напечатал фельетон: мол, Филиппов предал поэта Владимира Маяковского во имя какой-то роковой женщины.

Брат министра

В быту Филиппов был ужасно неприспособленным, жил по каким-то своим великанским меркам. Например, вещи обычно клал на шкаф – ему было легче их оттуда доставать. За ним надо было ухаживать, как за большим ребёнком.

Иногда жена впадала у него в немилость – тогда орал так, что сотрясались стены. Но чтобы ударил женщину – такого и представить невозможно. Роман Сергеевич с его силищей мог и человека убить, но в жизни мухи не обидел. Актёр, конечно, не был святым – случались у него романы на стороне. Филиппов видел, что жена переживает: приходил с цветами, просил прощения. И Катя прощала.

Роман Сергеевич не любил пользоваться своей популярностью для получения каких-то выгод, но однажды произошла курьёзная история. Актёр Валерий Носик купил прекрасный кухонный гарнитур и отвёл супругов Филипповых в тот же магазин. Увы, все гарнитуры оказались уже «забронированы» партийными чинами. А одним из министров тогда был некий Филиппов. Носик стал нашёптывать Роману:
– Скажи, что ты брат министра Филиппова!

Роман Сергеевич приосанился и рявкнул:
– А вы знаете, чей я брат? Про министра такого слыхали?! – и сунул под нос продавщицам паспорт. Филипповым тут же оформили покупку.

Приезжайте к нам на Колыму

В середине 1970-х, когда умер «штатный» Дед Мороз всего Советского Союза Александр Хвыля, на эту роль с санкции партийного руководства назначили Романа Филиппова. На Кремлёвскую ёлку Романа Сергеевича, его жену и дочь всегда привозила персональная машина. У Кутафьей башни обычно уже стояла толпа, через которую семья Филипповых буквально протискивалась. Все мужчины хотели выпить с известным актёром, чтобы потом похвастать. Они протягивали бутылки водки и нестройным хором скандировали:
– Приезжайте к нам на Колыму!

Екатерина Андреевна шла впереди и расталкивала протянутые руки. Муж за это в шутку называл её «домашним гестапо».

Поздравлять детишек с Новым годом в Кремле было не менее почётно и ответственно, чем трудиться на серьёзной партийной работе. Зарплата Деда в месяц составляла астрономические для советских времён 800 рублей. Сорвать представление было практически невозможно – оно заранее записывалось и шло под «фанеру».

Филиппов дорожил оказанным доверием и даже платил немалые отступные дублёрам в Малом, чтобы те без шума подменяли его на спектаклях, по времени совпадавших с ёлками. А сам потихоньку сбегал в Кремль.

Со временем Роман Филиппов стал одним из самых высокооплачиваемых и известных актёров столицы.

Где бы он ни проходил – по большому проспекту или улочке захолустного городка, – вслед ему неизменно кричали: «Приезжайте к нам на Колыму!»

Об огромной популярности Романа Филиппова во всех уголках нашей страны вспоминает его жена Екатерина Андреевна: «Мы ездили с театром по всему Союзу. Играли в Домах культуры, с которых порой топором сбивали висячий замок… Как-то приехали в женскую колонию. Я вышла объявлять номер и вдруг увидела, что в первом ряду сидят зэчки с задранными юбками. А на ногах у них чернилами написано приветствие: «Добро пожаловать!» Я в смятении убежала за кулисы, Рома замялся, он в этом плане всегда был застенчивым».

Последняя ёлка

Роман Сергеевич пил, как пьют почти все актёры. Рассказывал об этом процессе так красочно, что у многих слушателей складывалось ложное впечатление, будто он мог выпить целое ведро.

Однажды пришёл на спектакль – и лыка не вяжет. Режиссёр разозлился и сказал, что если Филиппов хоть раз запнётся, сразу вылетит из театра. Но на сцене Роман Сергеевич преобразился и чётко сыграл свою роль.

После второго инфаркта врачи посадили его на диету: не есть, не пить, не курить. Роман Сергеевич худел мучительно, но по-прежнему шутил:
– Скоро сдуюсь до крупных ролей…

В 1987 году Романа Филиппова пригласили в ГИТИС преподавать художественное слово, в том же году он стал народным артистом РСФСР, а через год ему было присвоено звание доцента.

Роман Сергеевич был очень разносторонним человеком – писал стихи, играл на бильярде, был кандидатом в мастера спорта по шахматам, имел первый разряд по фехтованию. Принимал участие в озвучании мультфильмов (его голосом говорит обаятельный боцман Рома в замечательном мультике «Боцман и попугай»), был автором текстов к песням из кинофильмов.

Участие в шахматных баталиях по радио и газетам принесло ему славу блестящего шахматиста и друга гроссмейстера Алексея Суэтина, с которым он познакомился в Белоруссии. Актёр Виктор Борцов рассказывал: «Он был необычайно разносторонен, это шахматы всё время, на уровне мастеров, Суэтин в гримёрке, ещё какие-то шахматисты там, это всё во время спектакля. Тут же преферанс. Он оставил множество стихов, посвящённых труппе. Очень смешных, и когда банкет, всегда к нему с просьбой: Рома, прочти».

Последняя ёлка, на которой юные зрители смогли увидеть легендарного Романа Филиппова в роли Деда Мороза, состоялась в январе 1992 года. Актриса, игравшая роль Снегурочки в последнем спектакле Филиппова, вспоминает символичную оговорку ведущих шоу. Обычно спектакль завершался словами: «Дед Мороз не прощается с вами». А в тот раз вдруг сказали: «Прощается». И оказались правы. 19 февраля 1992 года Романа Филиппова не стало – оторвался тромб. Актёру было 56 лет.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №33, 2013 года