Станислав Чекан: Добрый и строгий, как советский закон
11.02.2021 21:25
Станислав ЧеканЭнциклопедия говорит, что чекан – это такой топорик, к которому прилажен молоточек. У актёра Станислава Чекана лицо действительно будто было высечено с помощью топорика и отчеканено молоточком: крупные, резкие черты, раз увидишь – никогда не забудешь. Чекан – колоритный характерный актёр, с чувством юмора, редкого положительного обаяния, русской богатырской мощи. Как правило, его экранные персонажи – настоящие рабочие мужики, сильные и смелые люди. Или столь же отчаянные уголовники.

Ростов-папа

Жизнь Станислава Чекана не могла быть ни лёгкой, ни беззаботной: он родился в тяжёлое время – в 1922 году. Только что отгремела Гражданская война, кругом страшная бедность, а родители, истинные революционеры, воевавшие в армии Семёна Будённого, всё равно счастливы. Они верят: лучшая жизнь впереди – и у Стасика в том числе, ведь когда он родился, сам Будённый держал его на руках!

Маму Стаса, диетсестру Матильду Ивановну, в родном Ростове-на-Дону за глаза называли Доброй Слонихой, ведь она, мощная по телосложению дама, подкармливала половину своего района.

В 1932 году в семье Чеканов родился второй сын, Володя. Мама сильно любила своих мальчиков, но очень боялась, что энергичный Стас свяжется с дурной компанией. Ростов-папа был тогда очень криминальным городом: многие дети воровали, всюду рыскали гоп-компании, и Стасик не отставал от других, слыл отчаянным хулиганом. Но беззаботная жизнь длилась недолго.

В 1937 году родителей Чекана арестовали. Отца, Юлиана Егоровича, работавшего поваром, обвинили в том, что он хотел отравить красноармейцев. Следом за мужем отправилась и Матильда Ивановна. На самом же деле причиной ареста были национальности родителей Стаса: отец – поляк, мать – немка. Обвинённые и опозоренные, они отправились в исправительно-трудовые лагеря.

Пятилетнего брата Володю определили в детский дом, а Стас оказался в трудовой колонии. С кормёжкой там было совсем плохо, дети голодали. Чекан вспоминал: «Сижу на обочине дороги, смотрю – идут пионеры, кричат: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» – а я ощущаю невыносимый голод». Пришлось вспомнить старые навыки, приобретённые в дворовых компаниях, и самому добывать пропитание. В те же годы парень начал выпивать.

Казалось, честная жизнь Чекану уже не светила. Но всё изменила одна из воспитательниц колонии, бывшая актриса, которая взяла Стаса в драматический кружок. Так у хулигана появилась мечта – стать актёром. Однако, как только Станислав получил паспорт, он сбежал из колонии и устроился на завод жестянщиком.

А через два года, прямо как в сказке, из лагерей вернулись родители. Мама Стаса из заключения написала Будённому, напомнила о её с мужем былых заслугах, и красный маршал вытащил супругов из лагерей. Родители Чекана прожили долгую счастливую жизнь и вспоминали эти годы одной фразой: «Когда мы были на курорте…»

Русский богатырь

Станислав решил поступить в театральный вуз, где курс набирал знаменитый режиссёр Юрий Завадский, по приказу Сталина сосланный подальше от Москвы – в Ростов-на-Дону.

Чекан пришёл узнать результаты экзаменов. Рядом вертелся чернявый паренёк, от волнения всё время дёргавший себя за нос. Это был Сергей Бондарчук. Оба были уверены, что не пройдут, но из ста человек взяли именно их двоих – конечно, счастливчики быстро сдружились. Они называли себя «брат Стёпа» (Сергей Бондарчук) и «брат Слава» (Станислав Чекан), были неразлучны, бегали обедать в ресторан к отцу Стаса.

В 1941-м Станислав ушёл на фронт рядовым солдатом. Чекан принадлежал к «поколению смертников»: по статистике из мужчин, родившихся с 1922 по 1925 год, на фронт были отправлены все поголовно. А вернулись только три человека из ста! Но Чекану, можно сказать, помогло несчастье: он был тяжело ранен под Новороссийском и на передовую больше не попал. После госпиталя работал во фронтовом ансамбле, тогда же познакомился со своей первой гражданской женой, художницей Тиной Мазенко-Белинской.

С 1945 года Станислав Чекан служил артистом Одесского театра Советской Армии. В это же время он получил письмо от «брата Стёпы» – Бондарчука: «Брат, я поступил во ВГИК. Давай тоже!» Но Чекан уже и сам собрался переезжать в Москву – его пригласили работать в Центральный академический театр Советской Армии. С тех пор молодой человек не вылезал из павильонов «Мосфильма», ходил на все пробы, снимался в массовке, в эпизодах…

В фильме «Тарас Шевченко» (1951) Чекан в первый раз блеснул в крохотном эпизоде, где сыграл извозчика, который лихо поёт запрещённые песни, потому что сам – русский человек, широкая душа, а главное, он за вольную жизнь без царя. А главную роль в фильме исполнил «брат» Бондарчук.

Уже в следующем году Чекан выехал в Таджикистан на съёмки одной из самых захватывающих приключенческих лент советского кино – «Застава в горах» (роль сержанта Марченко). Дружба с режиссёром картины Константином Юдиным оказалась для Чекана судьбоносной: он снялся и в следующей его картине «На подмостках сцены» в небольшой, но колоритной роли кучера Степана.

В 1956 году Юдин приступил к съёмкам фильма «Борец и клоун» о великих русских артистах цирка – силаче Иване Поддубном и клоуне Владимире Дурове. На роль Поддубного, русского богатыря и борца, не проигравшего ни одного соревнования, режиссёр пригласил Станислава Чекана.

К сожалению, Юдин не успел закончить фильм. В картине было занято много цирковых животных, и однажды на съёмках разозлённый осёл укусил режиссёра за губу – у Юдина началось заражение крови, спасти его не смогли. Завершал работу не менее легендарный человек, режиссёр Борис Барнет.

Оглоблей по голове

Особенно активно сниматься в кино Станислав Чекан стал с конца 50-х. Обычно он создавал на экране характерные образы милиционеров, шофёров, бригадиров, боцманов. Среди самых известных его работ Тихон Щербатый в экранизации «Войны и мира» Бондарчука («брат Стёпа» вспомнил о «брате Славе»), боцман Сан Саныч в короткометражке «Девчонка с буксира», уголовник Силин в одном из фильмов сериала «Следствие ведут Знатоки», шабашник Иван Петрович Кусков в картине «И снова Анискин».

Чекан большей частью играл либо простых русских людей, либо закоренелых преступников, уж больно колоритная была у него внешность. Достаточно вспомнить его криминальных авторитетов Сабодажа из фильма «Два билета на дневной сеанс» и Каина из ленты «Верьте мне, люди» – с такими не то что в тёмном переулке, даже в хорошо освещённом месте встретиться страшновато. Это были бандиты определённые и однозначные, без полутонов. Кстати, Чекану очень шли длинные плащи, шляпы, кепки – при всей своей угрюмости в этих ролях он умудрялся сохранять элегантность.

Что касается положительных героев, их тоже было немало. Юрий Никулин в своей книге «Почти серьёзно» рассказывает, как Чекан в одной из первых своих картин играл роль партизана. Съёмка шла на натуре, и вокруг собрались жители окрестных деревень. Снимали эпизод, где артист, игравший эсэсовца, бил пленного партизана – Чекана по щеке. Бьёт эсэсовец партизана в первом дубле, во втором, в третьем… Тут одна пожилая колхозница не выдержала и кинулась к Чекану: «Да как же ты терпишь, милый? И что ж тебя всё бьют и бьют. Ведь больно!» «Вы, мамаша, не волнуйтесь. В конце съёмок я этого эсэсовца должен бить оглоблей по голове. Так что мы рассчитаемся», – ответил тот.

Сколько же персонажей Чекан переиграл в кино – лихих силачей, выпивох, офицеров, солдат, бандитов, милиционеров, спортсменов! Он обладал уникальным даром притягивать к себе зрителя.

Незаметно в жизнь Станислава Юлиановича пришла новая любовь – Нонна Юльянович. Девушка была на 17 лет моложе актёра: он огромный, сильный, а она маленькая, миниатюрная… Нонна Сергеевна вспоминает: «Станислав Юлианович смотрел на меня с любопытством, как смотрит слон на умную маленькую собачку».

Летом 1960 года у Чеканов родился долгожданный сын Сергей.

Четвертинка как дробинка

Но настоящая слава пришла к Станиславу Юлиановичу только в 1968-м. Он, имевший в своём послужном списке так много киноролей, наконец-то стал по-настоящему известным актёром. А всё потому, что сыграл небольшую, но запоминающуюся роль в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Его герой, старший лейтенант милиции Михаил Иванович, с неповторимой фразой врастяжечку «Семё-ён Семё-ёныч!» – разве не звёздный образ? Как заботливо он жарит на кухне яичницу для Горбункова, которого бросила жена, как эффектно демонстрирует красную книжечку управдому Плющ – Нонне Мордюковой, которая, не подумав, называет блюстителя порядка алкашом…

Милиционеры показаны в «Бриллиантовой руке» такими же нелепыми, как и контрабандисты, но Чекан не столько нескладен, сколько добр и вместе с тем строг, как советский закон.

На артиста обрушилась всесоюзная слава. Его простоватое деревенское лицо стали узнавать везде – в магазинах, транспорте, на улицах. Фразы из фильма: «Печёнкой чую: клюнула настоящая рыба», «Каждый человек способен на многое. Но, к сожалению, не каждый знает, на что он способен», – повторяли повсюду. Плохо было только одно: чаще всего актёра узнавали в винно-водочных магазинах. Дурная привычка, приобретённая ещё в молодости, не отпускала Станислава Юлиановича, он продолжал выпивать. И об этом начали слагать легенды! Среди актёров ходила крылатая фраза: «Для Чекана четвертинка – как слону дробинка»…

Уже с первых кадров серии «С поличным» легендарного телефильма «Следствие ведут Знатоки» начинаешь сочувствовать герою Чекана – незадачливому вору Силину по кличке Комод. Вот вроде бы залез на склад, схватили его с поличным, но весь облик Комода, его грустные глаза, любимая женщина, о которой он всё время говорит, отчаянная присказка «Точка. Силин», – всё это заставляет задуматься: может, он сам жертва? Человек, преданный тем, кого считал своим другом?

Работать с Чеканом любили и режиссёры, и коллеги-актёры. Любую маленькую роль он умел сделать выразительной. Гайдай хотел снимать его в роли верзилы Феди в «Операции Ы», но не случилось (роль досталась Алексею Смирнову). Говорят, Чекан во многом способствовал доброй атмосфере на съёмочной площадке: даже когда у него были свободные дни, приходил, наблюдал за съёмками, так сказать, создавал хорошее настроение.

Он и в жизни любил пошутить. Рассказывают, что вместе с актёром Сергеем Головановым они «откалывали» такую шутку. Заходили в вагон метро, садились и синхронно открывали газеты, якобы внимательно читая. Потом так же синхронно начинали свои газеты яростно мять, при этом что-то возмущённо бормоча. Люди смотрели на них, как на сумасшедших. Потом «читатели» затихали, сворачивали свои газеты и спокойно выходили из вагона.

Династия

В конце 80-х советское кино переживало тяжёлый кризис. Чекан пытался держаться, ездил по стране с творческими вечерами, встречался с однополчанами. Но становилось всё хуже, актёра всё реже приглашали сниматься. «Я не могу не пить, потому что чувствую: ни в чём нет смысла, – откровенно говорил жене Станислав Юлианович. – Профессия уходит, а с ней уходит всё».

В последние годы Чекан много болел, отказывали ноги – сказалось полученное на войне ранение. Однажды ему стало плохо. Жена вызвала «скорую» и тут же случайно разбила зеркало. В этот момент близкие поняли, что домой Станислав Юлианович не вернётся. Врачи сразу сказали, что он безнадёжен (диагноз – острый лейкоз), но жена просила его лечить, чтобы не догадался, что это конец. Простодушие его не подвело: он не догадался.

Актёра не стало 11 августа 1994 года. В гроб мужу Нонна Сергеевна положила маленькую книжечку Лермонтова…

Сын Чекана Сергей очень гордился отцом, хотя и осуждал его пьянство. Сергей тоже стал актёром, сыграл несколько ролей в кино. Правда, он «не вовремя» окончил театральный вуз – в 90-е молодому артисту просто негде было сниматься. Однако Сергей нашёл хорошую работу по озвучанию иностранных фильмов.

После смерти Станислава Юлиановича Сергей вместе с женой и дочерью переехал к матери. К сожалению, вскоре проявилась дурная наследственность – сын знаменитого актёра тоже начал выпивать. 18 апреля 2005 года СМИ сообщили, что 44-летнего Сергея Чекана не стало.

В день трагедии он был пьян. Попросил мать и жену сходить в магазин «за добавкой», но те отказались. Разгорелась ссора, которая и привела к трагическому исходу. Сергей поскандалил с близкими, а потом закрылся в комнате, распахнул окно и прыгнул с одиннадцатого этажа.

Но актёрская династия не прервалась: внучка Станислава Чекана Полина тоже снимается в кино и активно занимается дубляжом.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №35, 2013 года