СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как устроена мусульманская мода
Как устроена мусульманская мода
18.02.2021 00:00
Как устроенаЗа последние двадцать лет резко возрос спрос на наряды с восточным акцентом. И, естественно, в мире появилось много интересных дизайнеров из Азии – с Ближнего и даже Дальнего Востока. Чем же так привлекательны творения этих людей?

Откуда текут деньги

Появление мусульманских дизайнеров обусловлено сразу несколькими факторами. Во-первых, влияние Востока в мире становится всё более заметным. Во-вторых, женщины-мусульманки уже перестали ассоциироваться с глухими чёрными бесформенными нарядами, полностью закрытыми лицами и стремлением укрыться от чужих взглядов. Ну и, конечно, большое значение имеет финансовый фактор, ведь модно одеваться – удовольствие дорогое. Не случайно в конце девяностых и начале двухтысячных так называемые «русские коллекции» были просто хитами подиума. Ведь тогда основную целевую аудиторию составляли наши богатые соотечественники.

Но со временем русских людей с тугими кошельками всё чаще стали вытеснять представители арабского Востока. В основном благодаря нефти, газу и экономическому подъёму. Мода не могла не отреагировать на эти изменения. И вскоре мусульманский мир «неожиданно» стал вдохновлять всех дизайнеров. Ведь это приносит колоссальную прибыль.

На самом Востоке женщины в наши дни одеваются вовсе не так, как десяток лет назад. Теперь не редкость сочетание абайи (длинное платье без пояса) с короткими кожаными куртками и даже косухами. Дамы-мусульманки стали носить изящную обувь самых известных марок, вплоть до пресловутых лубутенов, а также массивные солнцезащитные очки и яркую бижутерию.

Что нового привнесли в мир моды мусульманские дизайнеры? И кто они?

Ещё недавно на слуху были лишь имена нескольких ливанских модельеров – Эли Сааба, Джорджа Хобейки, Зухаира Мурада и Рим Акры. Но в последнее двадцатилетие прорыв совершили новые, молодые и прежде никому не известные модельеры.

Скромная Шахерезада

Эли Сааб взорвал мир моды почти сорок лет назад, продемонстрировав свои сказочные наряды и став основателем нового направления «ливанский шик». Голливудские звёзды с восторгом одевались в его платья нездешней красоты и невероятной привлекательности. Холли Берри получала в таком «Оскара», и не было ни одного глянцевого журнала, обложку которого не украсило бы фото актрисы в великолепном платье от Эли Сааба. Свадебные наряды от именитого ливанца стоили просто заоблачных денег, однако актрисы и светские львицы буквально стояли за ними в очередь.

Джордж Хобейка в своих моделях показал, как гармонично может сочетаться оригинальная графика рисунка со строгостью линий. И, конечно, вышивки на его платьях просто не знают равных, являя собой настоящие произведения искусства. Но при этом лаконичность и изысканность нарядов  кутюрье остаются неизменными.

Новые модельеры-мусульмане запоминаются тем, что совершенно не стремятся подражать западным дизайнерам, а акцентируют внимание на верности традициям. Ведь их клиенты – женщины, исповедующие ислам. И тем не менее поклонников творчества этих модельеров становится всё больше. Расскажем лишь о нескольких.

Иман Альдебе, иорданка, выросшая в мусульманской семье в Стокгольме, рассказывала, что её невероятно удручали серость и неприметность одежды мамы, бабушки и прочих родственниц. Она решила, что пора всё менять, и создала удивительную коллекцию женских тюрбанов, стилизовав их и сделав более современными. Эту новинку с восторгом приняли в Париже и Нью-Йорке. Ну а дальше именно Иман шведские власти поручили разработать форменную одежду для мусульманок-полицейских, а затем и военную форму для шведок, исповедующих ислам.

Интересны и работы Ханы Тадзимы – эта японка не только сама приняла ислам и поселилась с мужем в Саудовской Аравии, но и поняла, что ей нравится носить хиджаб. Это придаёт, как выразилась Хана, уверенности в себе, позволяет почувствовать свою защищённость и вместе с тем элегантность. Теперь она создаёт одежду совместно с маркой «Юникло», воплощая в скромных и сдержанных моделях современные модные тенденции.

После теракта 11 сентября многие мусульманки старались не носить хиджабы, чтобы не ассоциироваться с угрозой экстремизма. Но дизайнер из ОАЭ Рабия Заргарпур придерживается иного мнения: «Ислам и терроризм – вовсе не одно и то же, а хиджаб – лишь один из атрибутов шариата, и он ни в чём не виноват. Я сделаю всё, чтобы женщины моей веры одевались в соответствии с традициями, но при этом стильно и красиво».

В моделях мусульманских дизайнеров исключительную важность приобретает не только исторический, но и психологический аспект. Поэтому отнюдь не случайно одним из самых известных восточных кутюрье является россиянка Мадина Саральп из Кабардино-Балкарии. Она не просто профессиональный модельер, но и дипломированный психолог. Её визитной карточкой стало свадебное платье для невесты принца Иордании – журналистки Си-эн-эн. Мадине надо было не только угодить виновнице торжества, но и, что более важно, порадовать и восхитить венценосного жениха. Саральп знала, что бабушка принца по происхождению черкешенка и он трепетно относится к традициям этого народа. Однако в силу своего высокого статуса сам принц, разумеется, не может явиться на свадьбу в черкеске. Значит, решила Мадина, нужно одеть соответствующим образом невесту. Свадебное платье традиционного фасона из плотного шёлка в жемчужных тонах, украшенное черкесской фурнитурой, сшитое вручную в Нальчике, растрогало принца до слёз и изумило всех участников церемонии.

Конечно, западные компании не остались в стороне от «восточной экспансии». В 2014 году модный дом «Донна Каран» выпустил оригинальную коллекцию женских платьев струящегося силуэта, просторных туник, брючных костюмов с этническими узорами и длинных юбок «в пол». Эта коллекция посвящалась главному празднику мусульман, потому так и называлась – «Рамадан». А вскоре «Дольче и Габбана» продемонстрировали коллекцию для мусульманок.

И какова же была реакция общественности? Миллионы женщин по всему миру приняли эти наряды на ура. Их совершенно не испугало, а, напротив, порадовало отсутствие кричащей сексуальности и вызывающей откровенности. Заметим, среди поклонниц этой сдержанной и закрытой скромной одежды было (да и остаётся) много женщин иных конфессий.

Нельзя обойти вниманием и дизайнеров из Индонезии – страны с самым многочисленным мусульманским населением. Дженахара Насутион покорила модниц плавными линиями, шелками, шифоном высочайшего качества, а главное, искусной вышивкой в традициях острова Явы. А совсем молодая талантливая Диан Пеланги часто использует в своих коллекциях радугу в качестве украшения. Ведь «пеланги» по-индонезийски значит «радуга». С её лёгкой руки даже появился новый вариант ношения хиджаба – стиль пеланги.

Галабея – это традиционное длинное платье, принятое у южных народов. Дизайнер из Саудовской Аравии Амина аль-Джасем делает его совершенно роскошным. Шьются эти наряды исключительно вручную, да и декоративные элементы там богатейшие: вышивка бисером и камнями, порой используются даже золотые нити. Женщина в таком наряде похожа на скромную Шахерезаду, образ сказочный и одновременно целомудренный. Этот стиль называют роскошным консерватизмом.

Целомудрие и сдержанность

Всё больше талантливых дизайнеров появляется и у нас на Кавказе. Ислам и мода уже не воспринимаются как антонимы. Напротив, творчество молодых кутюрье получает поддержку на уровне властей. Показы коллекций, творческие конкурсы проходят в столицах Чечни, Адыгеи и Кабардино-Балкарии, где они уже перестали быть редкостью. А светские львицы, актрисы и звёзды российской эстрады с удовольствием носят одежду, сделанную на Кавказе.

«Роскошь и привлекательность, но не в ущерб целомудрию» – таков девиз самого известного на Кавказе дома моды «Фирдаус», который ныне возглавляет старшая дочь Рамзана Кадырова Айшат.

Влияние блогеров на моду сегодня стало огромным. Одна из самых заметных интернет-знаменитостей – сибирячка Александра Головкова. Она приняла ислам вместе с мужем. Муж тоже русский, но сменил религию из-за крепкой дружбы с чеченцем. Впрочем, супруги вскоре расстались, однако Саша даже после этого не сняла хиджаб. В нём она вторично вышла замуж, на этот раз за американца, и уехала в Лондон. Где сохранила верность шариату – женские волосы должны быть закрыты. У «блогера в чалме», как часто называют Сашу, сегодня сотни тысяч подписчиков, она популяризирует традиционную одежду и адаптирует к современности галабеи, абайи и хиджабы. Например, по мнению Саши, красивый современный образ можно создать, сочетая длинные платья с кроссовками и хорошим макияжем.

Конечно, некоторые модельеры-мусульмане создают вещи, в которых давно не осталось ничего от культуры народов Востока. Но имена их малоизвестны. А вот особое звучание в мире моды обретают лишь те дизайнеры, которые сумели деликатно и талантливо соединить в своих моделях национальные традиции и тенденции современности. Эти кутюрье неуклонно следуют принципу: каким бы шикарным ни был наряд мусульманина, в нём всегда присутствует сдержанность.

Маша ТУРГЕНЕВА,
стилист

Опубликовано в №6, февраль 2021 года