Валерий Носик: Непривлекательный, но самый обаятельный
25.02.2021 17:42
НосикКинозрители знают его как мастера комедийного эпизода. А между тем Валерий Носик был универсальным актёром, одинаково убедительным во всех жанрах. В кино он сыграл почти 130 ролей, но среди них не было ни одной главной. Неказистая внешность, маленький рост и субтильная фигура не позволяли ему играть героев. По силе таланта он был способен играть шекспировские характеры, но был обречён на роли жуликоватых простаков и обаятельных недотёп.

Двадцать лет в одном костюме

Его отцом был поляк Бенедикт Носэк, перебравшийся в конце 30-х годов в Советский Союз. При получении документов паспортистка сделала ошибку, и Носэк превратился в Носика. Бенедикт не стал возражать – в те годы с такой фамилией было спокойнее.

В Советской России Носик-старший женился на Александре Субботиной, и в октябре 1940 года у них родился сын Валерий, а в 1948-м – второй сын, Владимир. Отец Александры до революции был довольно зажиточным человеком в подмосковной Кашире – держал чайную и синематограф. В чайной нередко собирались большевики-подпольщики, поэтому её хозяина после революции не тронули.

В московской мужской школе №509 Валера играл в самодеятельности роли девочек в пьесах Николая Носова. С десяти лет он стал посещать Детскую театральную студию при Дворце культуры завода имени Лихачёва (ЗИЛ), которой руководил замечательный режиссёр и педагог Сергей Львович Штейн. Отсюда вышли такие известные актёры как Василий Лановой, Владимир Земляникин, Вера Васильева. Легендарным стал спектакль студии «Друзья из Питсбурга» по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера», который держался в репертуаре 28 лет! А на протяжении 20 лет Тома Сойера играл Валерий Носик, причём в одном и том же костюме: за все годы не прибавил ни килограмма.

Вопрос о будущей профессии для него не стоял – конечно же, в театральное. Но в первый год после школы его не приняли в Щукинское училище: сказали, не фотогеничен. Устроился слесарем-монтажником на тот же ЗИЛ. Однако уже через год Валерий поступил во ВГИК в актёрско-режиссёрскую мастерскую Михаила Ромма.

Курс подобрался звёздный: Андрей Смирнов, Андрон Кончаловский, Игорь Ясулович. Валерий был очень способным студентом, хорошо учился, был пластичен и увлекался пантомимой. Под руководством педагога Александра Румнева Носик и Ясулович создали необычный экспериментальный Театр-студию пантомимы. Валера замечательно играл в сценках по Чехову «Хирургия», «Роман с контрабасом».

Одновременно с учёбой он с 1961 года начинает выходить на сцену Театра юного зрителя. Роли там известно какие: мальчики-девочки, зайчики-белочки. Но и здесь Носик сумел блеснуть – сыграл уморительно-смешную Бабу-ягу.

Театр пантомимы просуществовал недолго, и первым из него ушёл ведущий актёр Валерий Носик – его позвал к себе Борис Равенских, главный режиссёр Театра имени Пушкина. Валерий сразу же поручил роль поручика Миронова в спектакле «Дни нашей жизни»: старая телевизионная запись позволяет увидеть, как удивительно пластичен и разнообразен Носик в этой роли.

Несостоявшийся Шурик

Носик всегда очень хотел сниматься в кино. В шестом классе он по объявлению пришёл на «Мосфильм» пробоваться в детскую картину «Огни на реке». На роль его не взяли, но в массовке всё же мелькнул. А осенью 1957 года он уже начал сниматься в роли дворового хулигана по кличке Нос в фильме Марии Фёдоровой «Стучись в любую дверь».

Способного артиста заметили, стали активно снимать. К окончанию ВГИКа он сыграл уже в семи лентах, в том числе заметные драматические роли в картинах «Горизонт» Иосифа Хейфица и «Вступление» Игоря Таланкина. Таких пареньков – вихрастых, худеньких, со схожей послевоенной биографией Валерий в начале своей кинокарьеры сыграет немало. Курносые, маленькие, невзрачные, но при этом очень добрые и открытые. И это были не только черты характера его героев, но и натура самого Носика.

Он был человеком необыкновенной доброты и отзывчивости. Его любили все: и партнёры, и режиссёры, и зрители – Носик ко всем относился с открытым сердцем, деликатно целовал руки стареньким гардеробщицам в своём театре. Валерий помог стать актёром младшему брату. Владимир Носик рассказывал: «Валера окончил ВГИК у Михаила Ильича Ромма, ну и я подался туда же. Сначала даже не собирался, когда сказал ему – он был удивлён. Подобрал мне репертуар, позанимался со мной пару раз. На экзаменах я читал Зощенко. Мне повезло, что поступил к Борису Андреевичу Бабочкину».

…Претендента на главную роль Шурика в комедии «Операция «Ы» искали очень долго, пробовали многих молодых исполнителей. Наконец худсовет «Мосфильма» утвердил Валерия Носика, но Леонид Гайдай всё же сомневался: ведь в этой роли он представлял актёра, чем-то напоминавшего его самого. Поэтому, увидев фотографию Александра Демьяненко, режиссёр утвердил его. Носику же в картине досталась небольшая роль нерадивого студента, пытавшегося на экзамене сыграть с профессором в «очко». Эпизод был сделан настолько блестяще, что надолго запомнился зрителям.

Тот самый дедушка

В 1970 году Борис Равенских возглавил Малый театр и позвал с собой единомышленников из Театра имени Пушкина, среди которых был и Валерий Носик, к которому режиссёр очень хорошо относился. В дальнейшем Носик сыграл в Малом огромное количество ролей.

В отличие от кино, в театре репертуар у актёра был намного разнообразнее, роли масштабнее: Курослепов в «Горячем сердце», Чир в «Любови Яровой», Чебаков в «Женитьбе Бальзаминова», Счастливцев в «Лесе», Скапен в «Плутнях Скапена».

Счастливцев – далеко не главная роль в пьесе Островского, но в этом спектакле Носик был главным. Стоило ему выйти на сцену, ещё не сказав ни слова, как в зале начинался гомерический хохот. После спектакля публика бесновалась, все кричали: «Браво, Носик!» Ему было подвластно всё – от трагического до смешного, его уникальное лицо выражало весь спектр эмоций. Великий Игорь Ильинский, игравший Счастливцева в очередь с Носиком, как-то признался младшему коллеге: «А вы играете эту роль трогательнее, чем я».

Все роли Носика были наполнены добротой и искренней любовью к людям. Главный режиссёр Малого театра Юрий Соломин вспоминает: «Шёл у нас «Вишнёвый сад», Фирса играл Валерий Носик. После спектакля женщина привела за кулисы мальчика лет восьми, который чуть не плакал, оттого что забытый в доме дедушка умер. И никакие доводы, что это театр, не помогали, успокоить ребёнка было невозможно. Валере пришлось снова гримироваться, чтобы показаться мальчику: он и есть тот самый дедушка».

Театралы старшего поколения, видевшие на сцене самого Михаила Чехова, сравнивали Валерия Носика с этим великим русским актёром. В каждой своей роли он, совершенно некрасивый, был дорог зрителям своей искренностью и талантом. В его облике за весёлостью чувствовалась печаль, и этим он становился ещё ближе людям. Будучи большим актёром, он играл маленьких людей так, что даже его отрицательные персонажи были любимы.

Казалось бы, что это за роль – Федя Ферапонтиков, шестёрка при крупном жулике Евгении Евгеньевиче Воронцове (Георгий Менглет) в телесериале «Следствие ведут ЗнаТоКи», но как он его сыграл! Какая палитра эмоций, какой глубокий психологизм! Когда Ферапонтиков – Носик на мосту отговаривает героя Анатолия Ромашина топиться, у далеко не сентиментальных зрителей появляются слёзы на глазах. А как он брал у Воронцова конверт с деньгами, так сказать, за труды? Зубами, как пёс, а на лице – удивление, презрение и одновременно равнодушие, покорность, и всё это буквально в течение нескольких секунд!

Он мог появиться в фильме всего на несколько минут, но за такое короткое время очаровывал своей игрой и порой запоминался больше, чем главные герои. Режиссёрам, конечно, везло с таким актёром, он мог украсить любой фильм, заполнял собой пространство и умел обратить зрительское внимание на себя. Носика нередко приглашали, заведомо зная, что он способен спасти даже слабый фильм. И он никому не отказывал.

В своём единственном интервью Валерий Носик сказал: «В работе над маленькой ролью огромное значение имеют все элементы актёрской техники. Что особенно важно – шлейф роли, я обязательно должен его найти и всё им пропитать. Я буквально вгрызаюсь в текст, по крупицам добывая всё, что поможет в работе. Тут нельзя пропустить не то что слово – букву. Я должен выстроить свою маленькую пьесу, где моя роль – главная, в том смысле, что без меня партнёры не смогут».

Как правило, Валерий Носик играл в кино комедийные острохарактерные роли, и они, хотя чаще всего были небольшими, никогда не оставались незамеченными. Его герои, забавные и чудаковатые, неизменно вызывали улыбку зрителей – простоватый футболист Отто Фукин из знаменитой «Большой перемены», любитель детективов Лютиков в фильмах об Анискине, волшебник Ох в киносказке «Царевич Проша», браконьер Гриша в картине «Ты – мне, я – тебе», танкист Дорожкин в киноэпопее «Освобождение».

Драматические способности актёра режиссёры использовали в кино гораздо реже, чем комедийные, но и такие работы были в послужном списке Носика. Сложные образы были созданы актёром в трагикомедии по Чехову «Сапоги всмятку» (суфлёр Никитка), в драме Николая Досталя «Шура и Просвирняк» (начальник телефонной станции).

В без преувеличения огромной фильмографии Валерия Бенедиктовича (более сотни картин) отсутствует крошечный эпизод из фильма «Накануне премьеры», хотя в титрах его фамилия упоминается. Его герой играет на сцене театра роль Кочкарёва в спектакле по пьесе Гоголя «Женитьба». Можно только представить, как актёр сыграл бы эту роль на самом деле!

Солнышко Малого театра

Ещё работая в ТЮЗе, Валерий Носик женился. Его первой супругой стала партнёрша по сцене Лия Ахеджакова. Детей у них не было, к тому же Валера начал выпивать, так что через несколько лет брак дал трещину. Окончательный разрыв произошёл, когда Носик завёл на съёмках роман с молодой актрисой Марией Стерниковой. И Ахеджакова ушла от мужа, оставив ему квартиру, купленную на деньги её отца.

Носик и Стерникова встретились в 1970 году в Молдавии, где режиссёр Юрий Цветков снимал телефильм «Спеши строить дом». Маша была тогда невероятно популярна, снявшись в фильмах «Нежность» и «Мимо окон идут поезда». Она состояла в браке с переводчиком Алексеем Стычкиным (будущим отцом актёра Евгения Стычкина), но отношения с мужем у неё уже разладились.

Валерий ухаживал за Машей очень красиво, дарил огромные букеты, читал стихи, они целыми ночами гуляли. Когда вернулись в Москву, Носик каждый день писал любимой возвышенные письма.

Вскоре они поженились. У Стерниковой была дочь от первого брака, Валерий любил девочку как своего ребёнка. А когда в 1971 году родился сын Александр, его радости не было предела. Чтобы повидаться с мальчиком, Носик мог примчаться на такси домой всего на несколько минут, потому что у него было только два часа между самолётами.

Мария Стерникова вспоминала: «Когда родился Саша, муж просто расцвёл, обожал его. У него была хорошая патриархальная семья: много тётушек, доброжелательная мама. У меня уже была дочь, я ещё раздумывала: рожать мне или нет. А они в один голос: «А зачем мы тебя брали?»

Позже Александр Носик, который также стал актёром, рассказывал: «У отца на воспитание не было времени. Он воспитывал меня «политически», и это было очень смешно. Папа был отъявленным антисоветчиком, а я, как любой ребёнок, выросший на советских фильмах, хотел бить капиталистов и белых. Отец уже ездил с Малым театром за границу и как-то взорвался: «Капиталистов бить? Да чтоб мы так жили! Это коммунистов бить надо, ты задумайся!» Впрочем, отец появлялся в доме достаточно редко. Всё время было ощущение, что на улице его ждёт такси».

В Малом театре Валерия Бенедиктовича звали Солнышком, потому что он был человеком необыкновенной доброты и света. Его обожали друзья, знакомые и сослуживцы. Валерий был безотказным другом, готовым в любой момент прийти на помощь, оставался трогательным и в чём-то беззащитным человеком. Хотел успеть всё, за всех переживал, всем старался помочь: готовил новую концертную программу для себя и брата, помогал сыну Александру, начинавшему актёрскую карьеру.

Когда Носик получал в кассе деньги, к нему бросался весь театр. Правда, долги потом отдавали далеко не все. Но он всё равно никому не отказывал.

Друг Носика актёр Борис Клюев вспоминал: «У него была какая-то патологическая доброта, невероятная коммуникабельность. Мы приезжали на гастроли, Валера уже через пять минут дружески разговаривал с какими-то незнакомыми людьми».

В поездках он раздавал номер своего телефона направо и налево. Люди звонили, приезжали. Был случай: пришёл человек, освободившийся из тюрьмы, Валера дал ему денег, какие-то свои вещи. Носик не мог отказать никому. Ему наливали, он выпивал. Его постоянно обворовывали собутыльники, которых он приводил домой. Бесконечные шумные застолья, пьяные компании… Жена не выдержала такой жизни. К тому же у неё начался роман с молодым актёром Алексеем Кудиновичем, который пришёл в Малый театр.

После развода Носик так и не женился, жил один. Ему постоянно не хватало общения. В квартире непрерывно работали телевизор и радио, даже если Валерий принимал душ. Так ему казалось, что он не один.

4 января 1995 года Валерий Носик, всегда отличавшийся необыкновенной обязательностью, не пришёл в театр на репетицию. Брат Владимир примчался к нему домой и с помощью пожарников взломал дверь. Валерия нашли мёртвым в постели, рядом лежал текст новой роли. Он умер во сне от разрыва сердца, ему было всего 54 года.

О смерти любимого артиста сообщила маленькой заметкой только одна газета. Потом люди ещё целый год звонили к нему домой и просили позвать к телефону Валерия Носика.

Геннадий ФРОЛОВ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №38, 2013 года