Девочка с шилом
10.03.2021 00:00
Подростковые эксперименты со свободой

Девочка с шиломЗдравствуйте, «Моя Семья»! Мне не нравится, что затягивание гаек при воспитании подростков, экспериментирующих со своей внешностью, преподносится как единственно верный метод сделать из них людей. Наивно думать, что строгость поможет уберечь юные души от разрушительного соблазна. С разными детьми результаты такого воспитания тоже будут очень сильно отличаться. Вот история моей бывшей студентки.

Девушка родом из очень маленького городка, сирота, её воспитывала бабушка. Она росла в криминальном окружении: рабочий район, кругом пьянь, гопники.

«Из всего нашего класса не спились и не сширялись только двое – я и ещё одна девчонка, – вспоминала моя студентка. – При этом в юности мне очень много позволяли, гораздо больше, чем иным сверстникам. Бабушка в силу возраста не особо держала меня в ежовых рукавицах, но с одним договором: если в школе будут хорошие оценки. Поговорила со мной серьёзно, и я приняла это условие».

Некоторых родителей такая свобода очень удивила бы. Девочка начала открыто курить с 12 лет. Первый алкоголь, какое-то дешёвое пойло, попробовала в 14. Были и разноцветные волосы, и всевозможный пирсинг, и плохие компании. Любимый парень – главный хулиган района. При этом в школе у «плохой девочки», как она и обещала бабушке, сплошь отличные отметки. Учителя пытались втолковать, что с таким поведением и такой дикой внешностью ученица ничем хорошим не кончит, но всё-таки сильно её не гнобили. А как загнобишь, если к успеваемости не придраться? Вдобавок участвовала в олимпиадах, конкурсах и везде была впереди планеты всей.

Тем, кто тогда знал эту девочку, казалось странным, как же она успевала и отлично учиться, и участвовать в самых стрёмных тусовках. Но из песни слова не выкинешь, у неё всё получалось. Рано начала работать, ещё подростком. Училась в школе во вторую смену, успевала с утра сбегать на работу, потом – на уроки. После школы снова на несколько часов шла работать, затем домой, быстро делала уроки – и на гулянки.

С отличием окончив школу, девушка поступила на бюджетное отделение солидного института.

Не знаю, каким в её школе был уровень ЕГЭ, но человек, плохо справлявшийся со школьной программой, вряд ли смог бы окончить с отличием очень непростой факультет. Она была эрудированна не только в своей сфере, но и во многих других – литература, история, маркетинг, психология. При этом семья не богатая и не из блатных.

В очень короткие сроки девушка сделала впечатляющую карьеру. Перебралась в Москву, купила квартиру, вышла замуж. С мужем приобрели ещё одну квартиру, совместную. У супруга солидная должность и своя добрачная квартира. Все тылы студентки крепко защищены.

Сейчас она работает на весьма ответственной должности и ведёт два больших направления в международной компании. Очень ухоженная: волосы, ноготочки, макияж; я при таком объёме работы выглядела бы вечно сонным чучелом, а моей студентке хоть бы хны.

Смотрю на неё и восхищаюсь, вот в этой девчонке стержень – железный. При таком окружении, в такой жуткой среде и при крайне простом пролетарском происхождении – невероятная стойкость, даже какая-то внутренняя интеллигентность. Не спилась, не скурилась, значит, в человеке большой запас прочности и чёткое понимание, чего он хочет от жизни.

Насколько понимаю, «свобода» у девушки длилась весь подростковый возраст и закончилась с поступлением в институт. Там она тоже работала и училась на дневном отделении. Кстати, пить и курить бросила ещё в юности. Сейчас может себе позволить пару бокалов в праздник.

Наверное, учить уроки и писать рефераты несложно, если способности выше среднего и хорошая зрительная память. Материал прекрасно усваивается, плюс человек умеет эффективно организовать своё время. Я, например, тоже в школе никогда не делала домашние задания. Письменные выполняла сразу после урока, на перемене – русский, алгебру, геометрию. Это получалось легко, потому что объяснения учителя в голове ещё оставались свежи.

А устные предметы – историю, географию и прочее – успевала прочитать и запомнить на перемене на следующий день, перед уроком. Дома только читала необходимую программу литературы и писала объёмные сочинения. Ходила на музыку четыре раза в неделю, дома убирала и готовила, плюс читала каждую свободную минуту. Поэтому верю в то, что моя студентка в юности успевала и подработать, и погулять.

«Я только сейчас стала понимать, что не было ничего хорошего в моих подростковых экспериментах со «свободой», – говорит моя студентка. – И никому не советую их повторять, несмотря на то что мне самой они не навредили. Но лишь для единиц эта свобода становится ценным жизненным опытом. А для большинства она окажется чудовищной трясиной, из которой потом не выберешься. Мне этот опыт пошёл впрок. Я в 15 лет умудрялась договориться с местной гопотой, и меня не трогали, так что теперь прошлогодний снег эскимосам продать могу».

Кстати, она до сих пор учится – например, английский язык со мной изучает. Пошла на дополнительные курсы по своей профессии. В планах – получение диплома МБА (магистр бизнес-администрирования, квалификация руководителя среднего и высшего звена. – Ред.) и изучение ещё двух языков. Ну, просто вот такой человек – шило в попе, огромная жажда новых знаний и навыков.

Поэтому я более чем уверена: позволять или нет лишнюю свободу – в каждом случае нужно решать, исходя из многих факторов, главный из которых – качества личности ребёнка. Например, моей дочери сейчас пять. В подростковом возрасте, пожалуй, не стану противиться её экспериментам с цветом волос, но только если окрашивание делается качественными материалами, чтобы не «убить» волосы.

Пирсинг – вот тут не знаю. Татуировки – смотря где и какие. В целом ничего против не имею. Честно говоря, я бы и себе их сделала в незаметном месте, но моему мужчине они не нравятся, хотя у самого есть, «молодой был и глупый». Однако «татушки» должны стать не сиюминутным капризом, а осмысленным решением.

А вот что касается «тоннелей» в ушах, я в любом случае буду против, даже после наступления совершеннолетия дочери. Никому не в обиду, но, с моей точки зрения, это выглядит крайне неприятно. К тому же я однозначно против действий, носящих необратимый характер, – тоннели, шрамы, некоторые татуировки.

Не стоит позволять их делать. Пусть человек дойдёт до определённого возраста, когда сам сможет принять взвешенное решение, а не настаивать на своём подростковом «хочу как все и даже круче».

Из письма Нины,
Московская область
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №9, март 2021 года