Вы никогда так не смеялись над сексом
17.03.2021 17:20
Вы никогдаВ 1959 году Голливуд выпустил фильм «Некоторые любят погорячее», который нам известен под названием «В джазе только девушки». Этот шедевр далёк от современных феминистских идей. Тогда бедные девушки точно знали, что надо ехать в благополучную курортную Флориду, чтобы заполучить себе в мужья магнатов-миллионеров. В СССР фильм посмотрело почти 2,7 миллионов человек. Нашему зрителю полюбилась история двоих американских бедолаг-музыкантов времён «сухого закона», которые переоделись девушками, чтобы скрыться от гангстеров. Парни случайно попали в женский оркестр, где им пришлось исполнять не свои роли.

Меня зовут Сахарок

У фильма было рабочее название «Прощай, Джозефина!», что являлось отсылкой к популярной тогда песне Джонни Рэя. Но позже появилось другое – «Некоторые любят погорячее» («Some Like It Hot»), таящее в себе сразу несколько оттенков смысла. Во-первых, «горячим» был сам джаз, которым пропитана атмосфера фильма. Во-вторых, герои переезжали из зимнего Чикаго в солнечную Флориду. И, конечно, в этом названии содержится намёк на горячую сексуальность. Да и как иначе, если главную роль сыграла Мэрилин Монро.

Её пришлось долго уговаривать. Девушке надоели роли пустоголовых красоток, ей хотелось доказать всему миру, что она настоящая актриса. Кроме того, по контракту со студией Монро должна была сниматься только в цветных кинолентах. Но когда сильно загримированных Тони Кёртиса (Джо-«Джозефина») и Джека Леммона (Джерри-«Дафна») попытались снять на цветную плёнку, их лица на экране приобрели синюшно-зеленоватый оттенок. Так что решили делать чёрно-белый фильм.

Сниматься Мэрилин уговорил её супруг Артур Миллер, известный писатель и драматург. Кинокомпания тоже настаивала именно на этой актрисе. Мэрилин тогда пользовалась такой популярностью, что ей достаточно было просто «ходить туда-сюда», и сборы зашкаливали. Впрочем, рассматривалось ещё несколько кандидатур на главную роль. В их числе Элизабет Тейлор и Одри Хепбёрн, но никто не соответствовал нужному образу, да и с вокальными данными у тех дела обстояли неважно.

Однако во время съёмок группа успела сто раз пожалеть о своём выборе. Ведь Монро приносила одни проблемы! Могла опоздать на два-три часа, иногда просто отказывалась выходить из своего трейлера, но самые большие неприятности происходили, когда она произносила текст. Почему-то Монро оказалась неспособна запомнить последовательность своих реплик. Даже простую фразу «Это я, Сахарок» смогли записать только с 47-го дубля!

В русскоязычном варианте прозвище Сахарок (Sugar) перевели литературно, и получилась Душечка, но смысла это не меняет.

А во время самого длинного монолога, когда Душечка по телефону прощается со своим «миллионером», отчётливо видно, как её прекрасные глаза бегают по строчкам текста, который держит перед ней помощник режиссёра.

Давай я притворюсь женщиной

Режиссёр и продюсер Билли Уайлдер заинтересовался сценарием будущего фильма, когда увидел французскую комедию «Фанфары любви» (1935). Позже, в 1951-м, подобный фильм был снят и в Германии. В обеих лентах мужчины переодеваются в женщин.

Вообще-то Уайлдер был уже матёрым режиссёром, он снял более двадцати картин, включая «Сабрину» (1954) и знаменитый фильм «Свидетель обвинения» (1957) с Марлен Дитрих в главной роли. Мастер был уверен, что новая комедия с неожиданным сюжетом придётся по душе зрителям, и настолько верил в успех, что даже весьма нелицеприятные отзывы после нескольких предварительных показов не поколебали его уверенность: «Может быть, это не тот район, в котором можно было его показать».

Уайлдер приобрёл права на экранизацию у французов (авторов «Фанфар любви») за 27 тысяч долларов, а в мировом прокате его фильм собрал 25 миллионов! Так что Билли Уайлдер оказался и дальновидным продюсером.

Монро получила 300 тысяч гонорара плюс процент от проката, а Кёртис и Леммон – по 100 тысяч долларов и значительно меньший процент от проката.

Чтобы два мужественных актёра смогли перевоплотиться в привлекательных женщин, Уайлдер пригласил консультанта – известного артиста травести Барбета, специализировавшегося на женских образах. Барбет пытался привить Кёртису и Леммону сложную науку быть женщиной. У Тони Кёртиса всё получалось прекрасно, а вот Леммон (Дафна) сильно сопротивлялся. Рассердившись, Барбет даже отказался с ним работать, и Леммон предложил режиссёру выход. «Давай я буду притворяться женщиной, а не становиться ею».

На том и порешили. Поэтому в кадре Кёртис смотрится более гармоничной дамой, нежели Леммон, который выглядит карикатурно в своём парике с легкомысленными кудельками.

Тони, изображая Джозефину, представлял себе актрису Грейс Келли. А вот женский голос ему не удавался, так что в итоге его дублировал другой артист. Зато Леммон мастерски воссоздал женский тембр самостоятельно.

Режиссёру поначалу категорически не нравилось, как на артистах сидели женские платья, поэтому он потребовал, чтобы для них одежду шил тот же дизайнер, что и для Монро. Это неудивительно, ведь именно австралийский художник-костюмер Орри-Келли создал для Мэрилин умопомрачительные платья – прототипы модных сегодня «голых» силуэтов, когда кажется, что на женщине ничего не надето, но при этом всё достаточно целомудренно и элегантно.

Вообще артистам-мужчинам приходилось очень нелегко. Они приезжали на студию к 5.30 утра, чтобы успеть загримироваться, а ноги после каблуков болели так, что по вечерам Тони и Джек были вынуждены держать свои нижние конечности в вёдрах со льдом.

На съёмочную площадку артистов допустили только после того, как они прошли серьёзную проверку в дамской туалетной комнате. Несколько попыток оказались неудачными – вошедшие женщины тут же распознавали самозванцев. Но когда дамы стали приветливо с ними здороваться, съёмки начались.

Как-то раз гримёрша сказала Кёртису, что его ноги в чулках выглядят более соблазнительными, чем у самой Монро. Звезда, к несчастью, услышала это и закатила истерику. Рвала на себе одежду, переворачивала мебель… В общем, повела себя как истинная примадонна.

Также Кёртису и Леммону пришлось освоить музыкальные инструменты. К концу съёмок они недурно играли на контрабасе и саксофоне.

Сэр, катитесь к чёрту

По всему миру разлетелась фраза Тони Кёртиса «Целоваться с Монро – то же, что ласкать Гитлера». Журналисты были в недоумении, зрители негодовали. Как так? Ты имеешь счастье целовать самую обворожительную женщину в мире и говоришь такое!

Под конец жизни Кёртис толком не мог вспомнить, что тогда заставило его так высказаться. По одной версии, он произнёс эту фразу для журналистов, дабы пресечь слухи о романе с Монро, по второй – разговорился в компании друзей и захотел слегка пошутить…

Важно, что у Тони и Мэрилин действительно была любовная связь. Она длилась несколько лет, с перерывами. А ведь во время съёмок оба были людьми глубоко семейными. Кёртис, например, имел жену Джанет Ли и воспитывал двух очаровательных дочек – Келли и Джейми. Младшенькая, кстати, впоследствии стала голливудской дивой по имени Джейми Ли Кёртис. Она известна по ролям в фильмах «Хэллоуин», «Поменяться местами» с Линдси Лохан, «Рыбка по имени Ванда», «Правдивая ложь» с Арнольдом Шварценеггером и многим другим.

Мэрилин Монро, в свою очередь, была счастлива в браке с великим Артуром Миллером, человеком намного старше неё. Мэрилин дорожила браком, но тем не менее во время съёмок она находилась в положении на раннем сроке, причём отнюдь не от мужа. Отцом ребёнка являлся Кёртис. Когда любовники признались в этом Миллеру, старик отреагировал как мудрый мужчина. Сказал, чтобы Тони больше не путался под ногами и катился к чёрту.

У Кёртиса в окружении вообще было много женщин. А у Монро, по его словам, «в два раза больше мужчин».

Из-за беременности вес Мэрилин значительно прибавился к концу съёмок, поэтому на афишах голову Монро приставили к телу дублёрши. Однако дело закончилось выкидышем.

Кёртис развёлся с Джанет Ли в 1962-м. Это год смерти Мэрилин. Он не мог поверить в случившееся: «Когда я узнал о её смерти, был потрясён. Я стоял у окна в доме на бульваре Санта-Моника и слушал, как шуршат шины по мостовой… Так же и её жизнь пронеслась в сумасшедшем танце огней. Я воспринял её уход как трагедию. Она была потрясающей женщиной».

…Джек Леммон – ещё одна яркая звезда Голливуда. Этот уникальный актёр с широким диапазоном впоследствии сыграл множество запоминающихся ролей.

Немного голливудских знаменитостей может похвастать гарвардским образованием, как Леммон. Это был тонкий и умный человек, и артистом он оказался очень интересным. Когда снимали эпизод, где Леммон-«Дафна» с маракасами в руках рассказывает Джо, что помолвлен с Осгудом Филдингом III, съёмки приходилось несколько раз останавливать, потому что все члены группы во главе с режиссёром хохотали как сумасшедшие и было невозможно услышать реплики актёров. Тогда Леммон стал отбивать каждую фразу звуком маракасов, чтобы хоть как-то закончить сцену. Что уж говорить об огненном танго с розой в зубах, которое «Дафна» отплясывает с незадачливым женихом!

Свою героиню Леммон полюбил от души: «Я поймал себя на том, что думаю как женщина. Я довольно восприимчив к ролям, которые играю. Я обнаружил, что беспокоюсь о своей девичьей чести, совсем как Дафна».

Лауреат двух премия «Оскар», Леммон в зрелом возрасте сыграл в «Старых ворчунах», а последний раз появился на экране в 2000 году в фильме «Легенда Багера Ванса». В 2001-м Джека Леммона не стало.

Пу-пу-пиду

Одной из самых сильных составляющих фильма «В джазе только девушки» является музыка. Композитор Адольф Дойч до работы в Голливуде писал мюзиклы для бродвейских постановок, потом сочинял фоновую музыку для немого кино. А затем появились «Оклахома», «Семь невест для семерых братьев», «Мальтийский сокол» и «В джазе только девушки». Правда, самую знаменитую песню из фильма I Wanna Be Loved by You («Я хочу, чтобы ты любил меня») написали совсем другие авторы. Слова – Берт Кальмар, а музыку – Герберт Стотхарт и Гарри Руби. Эта мелодия в итоге попала в список «Главных песен XX века». Но сколько бы раз другие исполнительницы ни пытались повторить знаменитое «пу-пу-пиду» так же соблазнительно, как Монро, ни у кого это не получилось.

Пожалуй, самым колоритным персонажем «Джаза» стал Джо Браун, сыгравший эксцентричного миллионера Осгуда Филдинга III. Он настолько влюблён в свою «Дафну», что даже принял как должное внезапную смену пола невесты. Именно его легендарной фразой «У каждого свои недостатки!» (Nobody’s perfect!) заканчивается этот замечательный фильм.

Браун был хорошо известен ещё до «Джаза», его прозвали «Мистер эластичная улыбка». Действительно, такой мимике мог позавидовать любой лицедей. Джо начинал как бейсболист, но из-за травмы спорт пришлось бросить. В девять лет он присоединился к цирковой труппе, где постигал основы жонглёрства и научился мастерски показывать фокусы. Картина «В джазе только девушки» – это, по сути, аттракцион, и потому универсальный артист Джо Браун пришёлся здесь очень кстати. Без Осгуда Филдинга III картина была бы не столь яркой.

Когда у 80-летнего Тони Кёртиса спросили, как он относится к идее переснять этот фильм, он отреагировал положительно, предложив на главные роли Бена Аффлека и Мэтта Даймона. Сам же он с удовольствием сыграл бы Филдинга III.

Интересная история на заре карьеры случилась с Джоан Шоли, которая сыграла руководительницу оркестра «Великосветский джаз Красотки Сью» (в оригинале у этого коллектива и вовсе кошмарное название – Sweet Sue and Her Society Syncopators, «Милашка Сью и её общество синкописток»). Джоан в 14 лет уже работала моделью, а в 16 стала петь в ночных клубах Нью-Йорка. Там её заметили и представили студии «XX век Фокс», которая предложила заключить контракт. Джоан счастливая уехала в Голливуд, но когда контракт был почти подписан, выяснилось, что девушка ещё не достигла совершеннолетия. Пришлось возвратиться к маме в Нью-Йорк. Лишь через несколько лет, уже после замужества, она смогла вернуться в мир кино. Шоли в итоге стала известной комедианткой и певицей.

Поцелуй Душечки

После окончания съёмок «В джазе только девушки» Билли Уайлдер зарёкся работать с Монро. Рабочий процесс он охарактеризовал так: «Мы в середине полёта, на борту самолёта псих, и у него бомба».

Мэрилин уже в то время находилась в глубокой депрессии, да и гормональный сбой из-за беременности давал себя знать. Она срывала своими капризами и истериками график съёмок, часто спорила с режиссёром, настаивала на том, чтобы сцены с её участием снимались бессчётное количество раз. Джек Леммон всегда вставал на защиту Мэрилин и говорил: пусть она не выдающаяся актриса, но к камере выходит только будучи полностью готовой и отдаётся съёмочному процессу целиком. Да и сам Уайлдер впоследствии признал, что Монро великолепно справилась с ролью. Не говоря уж о том, что Мэрилин принесла кассу, ведь зритель шёл прежде всего на неё.

Однако несколько эпизодов сценаристы переписали по настоянию режиссёра. Изначально не Душечка должна была соблазнять «миллионера», а он её. Но когда на роль утвердили Монро, концепция поменялась. В советском прокате цензура вырезала почти 25 минут хронометража. И в основном это именно сцены с горячими поцелуями, когда Душечка пытается восстановить «мужскую силу» лжемиллионера, страдающего от несчастной любви…

Фильм «В джазе только девушки» имел бешеную популярность, но единственного «Оскара» получил только за костюмы.

Впрочем, далеко не все радовались выходу на экран фривольной комедии. В штате Техас фильм, анонс которого гласил: «Вы никогда так не смеялись над сексом», был запрещён к показу. Губернатор штата объяснил, что эротическое содержание и переодевание мужчин в женщин «слишком встревожат жителей».

Ну а по всему миру эта замечательная комедия идёт по сей день, радуя остроумными репликами, великолепной актёрской игрой и прекрасной музыкой.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №10, март 2021 года