Я узнал тебя, Фрикаделька
23.03.2021 18:17
Ходит по подъезду женщина с блокнотом

Я узнал тебя– Давай поможем сироте, – обратился ко мне с неожиданной просьбой Олег Васильевич, знакомый мастер производственного обучения профтехучилища. – Юра живёт в общежитии. Не пьёт и по девкам не бегает, закроется в своей комнатушке от пьяных учеников и смотрит телевизор. А вчера тот сломался. С деньгами у Юры негусто, работу оплачу я.

Давно известно: молодые ребята, выросшие без отцовской руки, подсознательно тянутся к взрослым мужчинам, для Юры таким наставником был Олег Васильевич.

К сожалению, год назад учитель скоропостижно скончался, и теперь парень всё чаще стал появляться в моём доме. Как уже было сказано, он сирота. Директор дома малютки, взяв на руки новорождённого отказника, посмотрел на листок календаря: 12 апреля, День космонавтики.

– Мальчика назовём Юрой, – широкая руководящая ладонь ласково шлёпнула грудничка по попке.

О детских домах и интернатах Юра вспоминал тепло. Хуже стало, когда юноша окунулся в самостоятельную жизнь, – проблемы обрушились лавиной. После окончания ПТУ жить было негде. Выручил Олег Васильевич. Он объяснил директору училища ситуацию, и Юре предложили работу дворника с правом проживания в общаге.

За крышу над головой парень восемь лет работал дворником и сантехником в ПТУ, а в летние выходные батрачил на директорской даче. И всегда был виноват. Однажды не выдержал хамского отношения и швырнул на стол заявление об увольнении. Собрав вещи, уехал на сезонную работу в Польшу – будь что будет.

Вернулся домой, в никуда, несколько месяцев ютился у детдомовского друга на окраине. Перебивался случайными заработками. Однажды встретил на улице женщину, работницу водоканала. Она снимала показания счётчиков расхода воды и хорошо отнеслась к парню. Узнав его невесёлую историю, сама водила Юру за руку по кабинетам городских начальников. И чудо свершилось – сироте выделили довольно приличную комнату в бывшем заводском общежитии.

А тут и с работой наладилось. Юру взяли в кооперативный дом на две ставки – дворника и сантехника.

– Вы не представляете, какое это счастье – получить свой угол, – радовался парень. – Каждый вечер благодарю Бога за крышу над головой, у меня словно крылья выросли. Водку я не пью. Мне как дворнику положена приличная скидка на коммуналку. За полгода рассчитался с долгами и потихоньку начал обустраивать жилище. На работу хожу как на праздник. Председатель кооператива женщина хотя и ворчливая, но добрая, время от времени даже зарплату повышает. Да и жильцы относятся по-дружески, женщины часто угощают домашними пирогами и консервацией.

Время от времени я приглашаю Юру в гости. В такие дни жена заранее готовит борщ.

– Себе его парень варить не будет, пусть хоть наестся домашней пищи от души.

Обычно Юра быстро разделывался с первой тарелкой, а потом со второй и третьей, но в этот раз ел неохотно, рассеянно водя ложкой по краям. Я посмотрел парню в глаза.

– Что-нибудь случилось?

Юра отложил ложку.

– На работе настроение испортили.
– Это как?
– Без меня меня похоронили. В воскресенье позвонила начальница: «Юра, как ты себя чувствуешь?» «Нормально. Что-нибудь на работе случилось?» – встревожился я. Начальство просто так в выходной звонить не будет. «Нет-нет. Завтра всё узнаешь. Но тревожиться не о чем».

Оказывается, утром в воскресенье все квартиры дома, который обслуживал Юра, обошла молодая женщина невысокого роста, фигурой напоминавшая колобок. Слегка осипшим голосом, приглушённым медицинской маской, сообщала жильцам прискорбную весть.

– Вчера вечером умер ваш дворник Юра, – и называла его фамилию.– Он сирота, и позаботиться о его погребении некому, надежда только на жильцов. Если есть возможность, помогите.

На вопрос, какую организацию она представляет, женщина без запинки отвечала:
– Компания «Благоустрий», по вечерам Юра работал и у нас. Похороны мы берём на себя.

И люди помогали. Женщина аккуратно записывала в блокнот номера квартир и суммы довольно щедрой помощи. Всё шло без сучка и задоринки. Лишь в пятом подъезде одна из женщин воскликнула:
– Юра? Так я его вчера вечером видела в нашем магазине. А что с ним случилось?
– Инфаркт. Умер на уличной скамейке ещё до приезда неотложки.
– Знаете что, у нас на восьмом этаже живёт председатель домового кооператива, Юрин работодатель. Давайте вместе к ней поднимемся и выясним, что к чему, она уж точно знает все подробности. Возможно, и кооператив к похоронам подключим, – предложила соседка. – Юра работал на совесть, его все любили.
– Да-да, непременно. Вы одевайтесь, а я пока вниз спущусь – на первом этаже мне обещали подготовить деньги. Вернусь через пару минут, – и аферистка резво устремилась вниз по лестнице.

Через пять минут бдительная соседка спустилась на первый, но активистки там не оказалось. Лишь по другой стороне улицы под руку с высоким худощавым мужчиной поспешно удалялась знакомая кругленькая фигура.

Вот поэтому встревоженная председатель кооператива и звонила Юре.

– Вид у тебя какой-то угрюмый, наверное, переживаешь по этому поводу? – я похлопал приятеля по плечу. – Не расстраивайся, когда заочно хоронят живого человека – хорошая примета. Долго жить будешь.
– Мне это все говорят, но всё равно противно.

Через неделю уже я позвонил молодому приятелю.

– Может, тебе будет интересно. Вчера ремонтировал телевизор знакомой женщине из соседней пятиэтажки. Так к ней на днях позвонили в дверь.

Я рассказал Юре, что история повторилась. Молодая полная женщина в маске под самые глаза, с блокнотом и авторучкой в руках, огорошила мою клиентку известием:
– Умер ваш дворник Андрей, – и назвала фамилию и имя его жены. – Я из шестого подъезда, собираю деньги на похороны. Его семья жила небогато. Кто сколько может…

Не раздумывая, моя клиентка вручила ей пятьдесят гривен. Дала бы и больше, но с её пенсии чужому горю особо не поможешь.

Сборщица ушла, а клиентка задумалась. Как же жена Андрея дальше будет поднимать двоих детей? Они переселенцы, бежали от войны. Андрею выделили квартирку в полуподвале с обратной стороны последнего подъезда нашего дома, там раньше размещался ЖЭК. Золото, а не работник. Двор светится чистотой – человек работает с пяти утра. Никто его пьяным не видел. В доме Андрея уважают – и вдруг такое. Отчего же он умер? Когда хоронят? Надо обязательно подойти к его квартире в час прощания.

Женщина решила выйти к своему подъезду – узнать подробности, обсудить новость с соседками.

И вот стоит она возле дома. Холодно, темно, вдали светит фонарь. Вдруг видит – идёт соседка из последнего подъезда. Интеллигентка: носит шляпу с пером и ко всем, даже к детям, обращается на «вы». Но тут она что-то голову нагнула, шляпа на бок сползла, перо повёрнуто в сторону. Идёт и сама с собой разговаривает, причём громко и зло. Ну, эта, сердобольная, поспешила к ней.
– Что случилось, Маргарита Петровна?

А та в ответ:
– И не спрашивайте, только что такое было! Пришла ко мне женщина с блокнотом и сообщила, что умер наш дворник Андрей, а она собирает деньги в помощь семье на похороны. Я ответила, что очень уважала Андрея как человека, семьянина и работника. В общую кассу деньги сдавать не буду, но сейчас же отнесу его вдове двести гривен, может, ей в эти минуты нужна ещё какая-нибудь помощь или утешение. Эта, в маске, кивнула и побежала вниз. Я спустилась в полуподвал к Андрею, звоню в дверь. Открывает жена покойника в домашней одежде, весёлая такая. Тычу ей деньги: примите, мол, соболезнования, как жаль – такой молодой… А жена удивляется: что случилось, Маргарита Петровна? А тут и сам Андрей из комнаты выходит. И стою я, старая дура, с купюрой в руках. Это же надо так меня обмануть! Хорошо хоть деньги аферистке не достались.

– Видимо, орудует мастер своего дела, – подытожил я. – Отлично знает психологию. Да и фигуры для обмана выбирает с умом – ведь не на одинокую бабку деньги собирает, а на хорошо знакомого всем человека. Такому на похороны десяткой не отделаешься. Вот только где она берёт информацию о потенциальных «покойниках»?

Юра глубоко вздохнул.

– Я вам тогда не всё сказал. В понедельник начальница привела меня в одну из квартир, где установлена видеокамера, включающаяся кнопкой дверного звонка. Сохранилась запись разговора с аферисткой. Я даже в маске сразу узнал Фрикадельку – по глазам, голосу и манере говорить. В детдомовской школе Лена сидела со мной за одной партой. Хорошо училась, очень способная, хотела стать актрисой, но в старших классах неожиданно располнела – говорили, у неё гормональный сбой.

Витька Длинный, наш детдомовский авторитет, прозвал её Фрикаделькой. А как только у Лены изменилась фигура, изменился и характер. Она начала водиться с Длинным, стала подворовывать у ребят и даже педагогов. Все догадывались, но доказать не могли. Выкручивалась Фрикаделька виртуозно.

После детдома жизнь развела нас. Слышал, она живёт с Длинным; наверное, он и собирает ей информацию у пьяниц и наркоманов.

Начальнице я сказал, что эту женщину вижу впервые. Но обидно – Фрикаделька прекрасно знала, кого заочно хоронит. Я ей ничего плохого не сделал, наоборот, защищал всегда.

Александр ПШЕНИЧНЫЙ,
г. Харьков, Украина
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №11, март 2021 года