Не такой уж ты Ньютон
08.05.2021 00:00
Вокруг копошится какая-то биомасса

Не такой уж ты НьютонДобрый день! Моя дочка отучилась год в Москве в очень непростом вузе и продолжает общаться с бывшими однокурсниками. Постоянно рассказывает мне о них. И я поняла, что детей, поступивших в «умные» вузы, можно условно разделить на несколько категорий.

Есть очень одарённые дети, которые учились в простых школах и всегда чувствовали своё превосходство над одноклассниками, причём это активно поддерживали родители. Молодой человек начинал думать так: я – Ньютон, Ферма и Планк в одном флаконе, а вокруг копошится какая-то странная биомасса.

Что же, такая точка зрения тоже имеет право на существование, но только до тех пор, пока эти ребята не поступят в МГУ, МФТИ, в серьёзные медицинские вузы и прочие непростые учебные заведения. А там вдруг выясняется, что вокруг не «биомасса» и ты уже не очень-то и Ньютон. Такого переворота сознания дети не выдерживают, навыка существования в серьёзной конкурентной среде у них нет, поэтому их очень быстро отчисляют.

Не задерживаются в таких вузах и ребята, которые сломались психологически, «сгорели» во время штурма школьной программы в последних классах и на вступительных экзаменах в вуз. В итоге на последующую интенсивную учёбу в университете у них просто не хватает сил, им нужна передышка, а её нет.

Другая категория – юноши и девушки, которых родители не научили самостоятельности в самом общем смысле. Режим, система, дисциплина, контроль – в их мире это всегда обеспечивали папы и мамы. И если такие дети поступают в институт в другом городе, живут в общежитии и отвечают сами за себя, то на инерции старых знаний ещё могут продержаться пару курсов, а потом часто вылетают. Там не сдали, это забыли, то не выучили – всё без родительского контроля. На наукоёмких факультетах и в языковых вузах кроме светлой головы надо ещё иметь чугунную попу. И если голова уехала учиться, а попа продолжает вести себя так, будто осталась дома с контролирующими предками, пиши пропало.

Ещё одна категория студентов – люди, за которых всё уже решили родители. Вот отец с матерью математики, значит, и ребёнок должен стать математиком, и начхать им, что он хочет быть юристом. Родители тревожатся: им страшно отпускать ребёнка туда, где они не понимают вообще ничего, где не смогут подстраховать и помочь. Такие дети, оперившись, как правило, бросают учёбу в выбранном папой и мамой вузе и рано или поздно поступают в тот, что больше по нраву.

А ведь я чуть не забыла сказать об олимпиадниках. Это совершенно отдельная категория студентов, особенно если они прошли всероссийские и международные олимпиады. Опустим то, что на олимпиады учителя зачастую просто натаскивают учеников, как боевых псов, – им нужен статус, а дети в итоге весьма своеобразно усваивают знания. Но даже без этого фактора у олимпиадников часто появляется снобизм.

Предположим, эти ребята мнят себя «богами химии». Но сегодняшняя наука – вещь синтетическая, одних отличных знаний по химии мало, нужны как минимум физика, математика и биология, а ещё программирование и языки. Снобизм мешает таким детям понять, что в большом научном мире недостаточно узкого знания и «великого таланта». В результате гордыня и самомнение берут своё, и такие студенты игнорируют всё остальное.

Если они действительно очень талантливы, то преподаватели тащат их за шкирку через все двойки и пересдачи, надеясь, что молодые дарования повзрослеют-поумнеют. Но если не взрослеют и не умнеют, то уже на третьем курсе «гениальность» начинает превращаться из кареты Золушки в тыкву, потому что на таком уровне знаний они проседают. Например, начинаются дисциплины формально химические, но без знания математики и физики врубиться в них просто невозможно. Поэтому к четвёртому курсу такие «юные таланты» обычно тоже вылетают.

Из письма А.
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №17, май 2021 года