Олег Янковский. Улыбайтесь, господа
03.06.2021 00:00
Олег Янковский23 февраля исполнится 70 лет со дня рождения замечательного русского актёра Олега Ивановича Янковского, которого нет с нами уже почти пять лет. Он обладал необыкновенным человеческим обаянием, невероятной актёрской интуицией. Янковскому были присущи истинный аристократизм в манерах, какая-то непостижимая внутренняя пластика, гениальное владение актёрской паузой. Он оставил нам богатейшее наследие – около восьмидесяти ролей в кино, о котором сказал так: «Роли – это нечто вроде кирпичиков в здании, которое актёр оставляет после себя. Но вот увидеть это здание со стороны при жизни вряд ли удастся».

Ссыльные интеллигенты

Олег Янковский родился в 1944 году в казахстанском городе Джезказгане, куда его отца и всю семью сослали в годы сталинских репрессий. Отец Олега, Ян Павлович Янковский (позднее закрепилось имя Иван), происходил из польских дворян. До революции 1917 года служил штабс-капитаном  Семёновского полка, в Первую мировую награждён Георгиевским крестом. Во время знаменитого Брусиловского прорыва был тяжело ранен. Служил вместе с Тухачевским, который тоже начинал карьеру в Семёновском полку.

Дружба с опальным маршалом оказалась для Янковского-старшего роковой. Он дважды был арестован, а в 1937 году его сослали в Казахстан. На войну не попал – не взяли по здоровью. Иван Павлович работал в тылу – на строительстве в Джезказгане и Ленинабаде. В 1951 году переехал с семьёй в Саратов, где в 1953 году скончался.

Олег гонял в футбол с пацанами во дворе и ужасно стеснялся своей аристократической бабушки, её элегантной причёски, пенсне, броши на ветхой кофточке. Дворянские корни были тогда не в чести. Мать Олега, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все архивы семьи, дворянскую грамоту, выбросила отцовский Георгиевский крест. Она окончила бухгалтерские курсы и одна кормила семью: троих сыновей и свою мать. Жили впроголодь, ходили в обносках, впятером ютились в 14-метровой комнатушке. Но при этом имели богатую библиотеку, учили иностранные языки, много читали, а по вечерам принимали гостей – такую же ссыльную интеллигенцию.

Когда семья переехала из Джезказгана в Саратов, увлечением сыновей стал театр – старший Ростислав и средний Николай занимались в театральных кружках. Братья обожали спектакли местного ТЮЗа. Ростислав, окончив театральную студию в Ленинабаде, стал служить в местном театре. В 1957 году перебрался в Минск, где попал на сцену Минского русского драматического театра. Чтобы избавить мать от части материальных забот, через год Ростислав забрал к себе 14-летнего Олега, который как раз окончил седьмой класс.

В Минске Олег по-прежнему увлекался футболом. Вот как он сам об этом вспоминал: «Быть может, наш российский футбол стал бы ещё хуже, если бы я задержался в нём подольше, но когда-то я серьёзно занимался именно этим видом спорта. Увлёкся ещё в Саратове, затем играл вратарём в Минске, вместе с Эдиком Малафеевым. Он пошёл дальше, для меня же всё закончилось в десятом классе. Учился я плохо, а на одной из тренировок оборачиваюсь – стоит брат Ростислав. Получил от него в лоб».

Там же, в Минске, Олег впервые вышел на сцену театра, в котором играл его брат. Нужно было заменить заболевшую исполнительницу маленькой роли мальчика в спектакле по пьесе А. Салынского «Барабанщица». Однажды он чуть не сорвал спектакль – заснул в гримёрке после трудной тренировки и опоздал к своему выходу. После этого случая Ростислав запретил брату играть в футбол.

Школьная учёба близилась к концу, брат стал уговаривать Олега поступать в театральное училище здесь же, в Минске. Но Янковский решил вернуться в Саратов – мама, Марина Ивановна, переживала из-за отъезда сыновей.

За того парня

В Саратове Олег окончил школу. Собирался в медицинский институт, чтобы выучиться на стоматолога и со временем хорошо зарабатывать, помогать матери. Возможно, не было бы великого артиста Олега Янковского, если бы не случай.

Однажды Олег увидел на улице объявление о приёме в театральное училище, вспомнил о своём минском опыте и решил попробовать. Но был разочарован – вступительные экзамены давно закончились. Янковский всё равно зашёл к директору училища, чтобы уточнить условия приёма на следующий год. Тот спросил фамилию и, не дав юноше объяснить цель визита, сказал: «Вы приняты. Приходите учиться в сентябре».

Олег вернулся домой потрясённый. И только спустя несколько месяцев выяснилось, в чём дело. Оказалось, что старший брат Николай, который работал на заводе сталеваром, втайне грезил театром. Это он поступил в училище. А когда узнал, что Олега приняли за него, не стал препятствовать: мол, путь брат учится, ему, Николаю, нужно кормить маму и бабушку.

А в училище ещё долго думали, что при составлении списков просто перепутали имя абитуриента Янковского.

Учёба Олегу давалась не слишком легко. Педагог по сценической речи вспоминал: «Говорил он плохо, аппаратом обладал тяжёлым, рот открывал неправильно». Однако когда Янковский вышел на сцену в дипломном спектакле «Три сестры», сомнения мастера курса развеялись: парень показал себя очень интересным, ни на кого не похожим актёром.

По словам однокурсников Янковского, высокомерием Олег никогда не отличался, потрясающе рассказывал анекдоты, долги всегда отдавал день в день, как обещал. Любил сидеть с приятелями около кинотеатра «Ударник», напротив парфюмерного магазина, и «подкалывать девчонок».

На втором курсе Олег познакомился с Людмилой Зориной, которая училась курсом раньше и была на три года старше него. Девушка была очень красивая, высокая, стройная. Всегда честный, бесхитростный и ранимый Олег сумел добиться её внимания. Люда тоже оказалась бесхитростной, сторонилась шумных компаний, актёрских склок. Это их сблизило.

Свадьбу сыграли скромную: несколько родственников и друзья. Продукты привезли из Волгограда – в Саратове с этим было туго. Да и костюм Олегу уступил Николай – братья женились с разницей всего в полгода.

После училища Людмилу Зорину сразу пригласили в Саратовский драматический театр. По её настоянию туда же в 1965 году был принят и Олег Янковский. Зарплату начинающему артисту предложили скромную – 54 рубля, роли – незатейливые, «кушать подано». Они разительно отличались от тех образов, в которых блистала Людмила. Зорина мгновенно выдвинулась в примы, играла в модном тогда спектакле «104 страницы про любовь», смотреть на неё ходил весь Саратов. А про Олега говорили: «Это муж самой Зориной».

Театральная судьба Янковского складывалась не слишком удачно – и в дальнейшем актёру доставались лишь крошечные роли. «Я ввёлся в «Марию Стюарт», там актёр заболел, – вспоминал Олег Иванович. – На меня надели костюм гораздо большего размера, шлем. Я – какой-то там шестой стражник – должен был прокричать монолог в стихах. И вроде выучил, но когда выскочил на сцену, шлем меня по голове ударил и весь текст вылетел. Одно только сумел крикнуть: «Спасайся, королева!» Сам провалился, актрису подвёл… А это была моя первая роль».

И неизвестно, как сложилась бы судьба молодого актёра, если бы не снова его величество случай.

Помогла внешность арийца

Осенью 1966 года Саратовский драмтеатр поехал с гастролями во Львов. Олег зашёл в гостиничный ресторан пообедать. В этом же ресторане оказались режиссёр Владимир Басов и члены съёмочной группы киноэпопеи «Щит и меч», приехавшие во Львов для выбора натуры. Они как раз обсуждали, где найти артиста на роль Генриха Шварцкопфа.

Жена Басова, Валентина Титова, заметив за соседним столиком Олега, сказала режиссёру: «Вот сидит юноша с типичной арийской внешностью». Басов согласился с тем, что молодой человек мог бы подойти на роль, «но он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Разве бывают артисты с таким умным лицом?» Кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому. Так решилась его судьба.

После выхода фильма «Щит и меч» Янковский стал знаменит на всю страну. Ещё во время съёмок этой картины его фотографию увидел в актёрском отделе киностудии режиссёр Евгений Карелов и решил пригласить Янковского на роль поручика Брусенцова в своей новой ленте «Служили два товарища». Но, посмотрев Олега на пробах, воскликнул: «Нет, этого человека мы Врангелю не отдадим!»

Работая над ролью красноармейца Некрасова, Янковский научился молчать в кадре. Один из авторов сценария, Валерий Фрид, вспоминал, как к нему прибежал режиссёр фильма Евгений Карелов и обеспокоенно спросил, почему у Некрасова так мало текста, все его реплики уместились на половинке печатной странички. Как же так, ведь главная роль? Может, добавите? «Не надо, – сказал Фрид, – пусть молчит. Пусть Быков разговаривает, а у Янковского и так всё ясно, без текста, – молчит выразительно».

После выхода этих двух фильмов саратовские зрители стали специально ходить в театр на Олега Янковского. Олег Иванович начал получать серьёзные роли, как классического – «Стакан воды» (Мешем), «Таланты и поклонники» (Мелузов), «Идиот» (Мышкин), так и современного репертуара – «Человек со стороны» (Чешков).

Счастливчик Янковский

Предложения от кинорежиссёров сыпались со всех сторон. В конце шестидесятых – начале семидесятых Янковский очень много снимался.

На съёмках фильма «Гонщики» в 1972 году он попал в аварию: машина с операторами и Янковским перевернулась. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом не получил ни единой царапины. Евгений Леонов, тоже снимавшийся в этом фильме, был так поражён случившимся, что по приезде в Москву без конца рассказывал всем у себя в Ленкоме о «счастливчике Янковском». Так это имя услышал режиссёр Марк Захаров.

Он специально поехал в Ленинград, где тогда гастролировал Саратовский театр, чтобы посмотреть на актёра. Вскоре Захаров пригласил Янковского в Ленком, где Олег Иванович работал до конца своей жизни.

Одной из самых заметных киноработ Янковского середины 70-х стала роль Отца в автобиографическом фильме Андрея Тарковского «Зеркало». А попал Олег Иванович в картину случайно, благодаря своему сходству с отцом знаменитого режиссёра, поэтом Арсением Тарковским. В этой же картине снялся и Филипп, сын Олега Ивановича, в маленькой роли юного Андрея.

Об образах, созданных Олегом Янковским в фильмах Марка Захарова, стоит сказать особо. Первой их совместной работой в кино стала картина «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца. Янковский очень тонко и искромётно сыграл там Волшебника. Фильм и по сей день пользуется огромной популярностью у зрителей.

Затем последовал фильм-притча «Тот самый Мюнхгаузен». Кстати, этой роли Янковский чуть было не лишился. Сценарист Григорий Горин поначалу не видел в актёре чудака-барона. «Он до этого играл прямых, жёстких, волевых людей – характеры, выдающие его происхождение, – вспоминал Григорий Горин. – Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся, врастал в роль. И явился Мюнхгаузен – умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актёра».

В исполнении Олега Янковского Мюнхгаузен предстал вовсе не бароном-вралём, который знаком нам по книге Распе. Он рассказывает нам притчу о мужестве человека, который способен остаться самим собой, не пасуя перед лицемерами и ханжами.
В мелодраму «Влюблён по собственному желанию» Олег Янковский попал благодаря Евгении Глушенко, сыгравшей в этом фильме главную женскую роль. Именно она уговорила режиссёра Сергея Микаэляна прекратить нескончаемые поиски героя и пригласить Янковского. «Кого вы всё ищете? Ясно же, что только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ!»

Полторы тысячи долларов популярности

Слава Олега Янковского была огромной. Поклонницы преследовали его повсюду. В последние годы жизни актёр вспоминал: «Ну, сейчас-то уже нет, а раньше вы даже не представляете что было! Особенно, конечно, на гастролях. Девчонки просто поднимали мою машину и несли. Шутить-то можно сколько угодно по этому поводу, а на самом деле на этом многие ломались. У меня как-то хватило ума устоять. Спас внутренний стержень, воспитание».

Марк Рудинштейн рассказал: «Мы приехали с ним в Париж, пошли гулять по Елисейским Полям. И договорились: если меня кто-то из прохожих узнаёт – Олег платит мне сто долларов за человека, если его кто-то узнаёт – я плачу ему. И тут со мной здороваются сразу двое прохожих! Я говорю ему, довольный: мол, выиграл двести долларов. Идём дальше. Вдруг к Янковскому подбегает целая стайка студентов. Выражают своё восхищение, рассказывают, как любят его. Олег Иванович быстро пересчитал их и предъявил мне счёт – полторы тысячи долларов! Пришлось отдать».

Так случилось, что Олег Янковский стал последним актёром, который получил звание народного артиста СССР. В указе, который был опубликован в конце 1991 года, его фамилия стояла последней в списке. Олег Иванович шутил по этому поводу: «Меня нужно в книгу рекордов Гиннесса занести: Станиславский – первый народный, я – последний».

Олег Иванович всегда был приверженцем семейных ценностей. Он, которому судьба улыбалась столько раз, всегда считал, что самая большая удача в его жизни –семья. Их брак с Людмилой Зориной стал образцом верности, любви и дружбы. Когда-то Марина Ивановна учила своих сыновей: «Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо». Все трое братьев Янковских женились до 21 года – и именно на всю жизнь.

Самыми близкими для Олега Янковского людьми были жена Людмила, сын Филипп, невестка Оксана Фандера и, конечно, внуки – Иван и Елизавета. В одном из интервью Олег Иванович признался: «Вообще-то я плохой воспитатель. Но я безумно люблю внуков. И то свободное время, которое у меня есть, пытаюсь отдать им. Мы уже весь детский театральный репертуар пересмотрели. Скоро потихонечку перейдём на балет и серьёзные драматические спектакли. А ещё меня с внуками можно встретить на роллердроме или в «Мире пиццы» на Садовом. И в компьютерные игры мы с Иваном любим поиграть. Сам я – сущий дикарь и не знаю, с какой стороны подойти к компьютеру. А внук в этом хорошо разбирается. И на английском Иван изъясняется ловко, не то что я».

Олег Иванович был редчайшим актёром, у него не было зазора между образами, которые он воплотил на экране и в театре, и его реальной человеческой личностью. Считается, что актёр – тот, кто может стать другим человеком. Янковский любого героя мог заставить быть им самим. В этом и заключался секрет его актёрской силы, его невероятного успеха.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №5, 2014 года