Триумфальное шествие
17.06.2021 14:12
Краткая история джинсов

Триумфальное шествиеСколько бы платьев, юбок и костюмов ни было в вашем гардеробе, в нём всегда найдётся место для джинсов. Это самая удобная одежда на земле. Но как они вообще появились на свет? И кого нам за это благодарить?

Генуэзские голубые

Мода капризна и непредсказуема, но всё же есть вещи, которые пришли в нашу жизнь навсегда. Первые в этом списке – джинсы. Кто их создал и зачем?

Проблема в том, что трудно не только назвать конкретного человека. Трудно даже определить страну, где появились джинсы!

Но всё-таки надо начать с Италии, ведь именно в городе Генуе в XVI веке впервые изготовили чрезвычайно плотную хлопчатобумажную ткань, ставшую прародительницей нынешней джинсы, и принялиcь шить из неё прочные штаны. Да, именно штаны, потому что брюками то изделие назвать сложно.

На французский манер название города Генуи пишется так: Gênes (произносится – «Жен»). Ну а когда продукция попала в Америку, там прочитали слово Genes по правилам английского языка, и получилось «джинс».

Но это случилось значительно позже. Лишь спустя столетие после изобретения прочной ткани из неё стали шить настоящие брюки, которые получили название Bleu de Genes («блё де Жен», «генуэзские голубые»). Кстати, полотна этой ткани ещё отлично защищали грузы в доках и на кораблях, ими накрывали тюки.

В скором времени бедное мужское население Италии, как говорится, прикипело к неброскому новому материалу, нехитрая одежда из которого выручала в любую погоду.

Французы же перехватили технологию и стали производить у себя в городе Ниме нечто похожее, сделав генуэзскую ткань ещё плотнее и грубее, что позволило шить из неё прочную спецодежду – комбинезоны, штаны и фартуки. И звалась эта ткань «деним», что значит «из Нима».

Стало традицией придавать ей синий цвет (немаркий, неброский и долговечный), используя натуральный краситель индиго, который, что следует из названия, поставлялся из Индии вплоть до середины XIX века.

Золотая жила Страусса

Теперь перенесёмся в Новый Свет, ведь история современных джинсов, которые мы с вами носим, началась в Америке, а именно с того момента, как Ливай Страусс (тогда ещё Лёб Штраус), парнишка из бедной многодетной еврейской семьи, переехал в США из Германии вместе с матерью и сёстрами. В Баварии им оказалось не на что жить – отца сгубила чахотка, и семья лишилась кормильца.

В Штатах семью встретили уже обжившиеся в Америке старшие сыновья Штраусы. Они к тому времени владели галантерейным магазином в Кентукки. Там-то будущий «отец джинсов» сделал первые шаги в бизнесе – находил поставщиков, покупал и продавал ткани и всякие мелочи.

И тут началась Золотая лихорадка, что помогло сообразительному Ливаю найти собственную жилу. Нет, он не работал на прииске, но понял, что золотоискателям требуется очень прочная и удобная одежда. Значит, решил он, нужно переезжать в Сан-Франциско, поближе к Эльдорадо, и шить одежду, ориентированную именно на этих работяг.

Тем временем в соседнем штате Невада едва сводил концы с концами приехавший из Риги за американской мечтой другой еврейский юноша, Джейкоб Дэвис, владелец маленькой пошивочной мастерской. Большей частью он выполнял заказы на изготовление палаток и накидок для фургонов, но иногда ему доводилось переделывать простую одежду. Как-то раз постоянная клиентка посетовала, что не может позволить себе так часто чинить рабочие брюки супруга: «Вот бы сделать так, чтоб носились дольше».

Дэвис пошёл навстречу пожеланию клиента и воплотил в жизнь оригинальное решение – укрепил карманы по углам медными заклёпками. Идея оказалась настолько удачной, что женщина возликовала. А Джейкоб стал размышлять дальше. Он нашёл самую прочную ткань, что только продавалась в Штатах. И, конечно же, это оказался тот самый французский деним, которым торговали Ливай Страусс и его братья. К тому времени ткань уже научились производить в Штатах, что сделало её более дешёвой.

Предприниматели объединили усилия и капиталы под лозунгом «недорого, быстро и прочно». Тогда в США многие начали использовать новый материал для брюк вместо парусины, так что надо было спешить, дабы не упустить удачу.

В мае 1873 года компаньоны запатентовали первые джинсы: синие денимовые брюки с оранжевой строчкой и медными заклёпками, под маркой Levi Strauss & Co. А кроме того, выпустили синий джинсовый комбинезон. Через несколько лет на джинсах появился и третий фирменный знак – кожаная нашивка (лейбл) с изображением лошадей, разрывающих эти штаны. Существует даже легенда, что прочность «ливайсов» испытал некий машинист, связав два вагона парой джинсов. И вроде бы успешно доехал до следующей станции.

Продукция раскупалась прекрасно. Ковбои и грузчики, прочие работяги уже не желали иной одежды. И партнёры, наращивая производство, решили ввести маркировку партий. Вот тогда над горизонтом и взошла новая модная звезда – 501-я модель, по номеру партии. Её актуальность неизменна по сей день.

Но от современных джинсов тогдашние, конечно, отличались. Сзади был лишь один карман, а вместо шлёвок для ремня присутствовали пуговицы для подтяжек.

Как только истёк срок патента Дэвиса и Страусса, джинсы стали производить конкуренты, главными из которых были и остаются по сей день «Ли» и «Ранглер» (Lee, Wrangler).

Ковбои в восторге

XX век преобразил джинсы: появились модели «5 карманов» – два спереди, два сзади и один маленький, скрытый. На грудь джинсового комбинезона тоже стали пришивать карман.

Ещё один прорыв случился в 30-е годы: ткань перед пошивом научились искусственно «усаживать». Таким образом в дальнейшем при стирке джинсы не уменьшались в размере.

Затем «Ли» выпустили первую модель для женщин и, главное, начали использовать молнию вместо пуговиц на гульфике.

«Ливайс» отказались от пуговиц для подтяжек, стали пришивать петли для ремня и убрали открытые клёпки на задних карманах. Ковбои были счастливы – наконец-то их джинсы перестали царапать сёдла и мебель.

Тогда же вышел культовый фильм «Дилижанс», в котором персонаж Джона Уэйна являл образ лихого ковбоя в неизменных джинсах. А вскоре вообще наступила эпоха вестернов, и смотреть эти фильмы любила в том числе состоятельная публика. Вот тогда-то люди окончательно поняли, насколько сексуально и мужественно выглядят джинсы, как они удобны, какой свободой и бунтарством веет от этой одежды!

Производство джинсов не прекращалось даже во время Второй мировой войны, хотя приходилось экономить на всём, а потому срочно убрали «излишества» – ремешок, регулирующий посадку на талии, декоративные заклёпки под гульфиком и на маленьком кармашке.

В 50-е годы очарованные молодым Марлоном Брандо в фильме «Трамвай «Желание» мужчины всех социальных слоёв стремились походить на него, а потому стали носить джинсы и белые футболки.

Тем временем искусственный краситель индиго научились производить в промышленных масштабах, что сделало джинсы дешевле, их окраску – равномернее, а цвет б– олее насыщенным.

Затем наступила пора хиппи. «Дети цветов» обожали джинсы – расклешённые, с бахромой, светлые, застиранные до белизны и вытертые до дыр, с вышивками, аппликациями. И непременно длинные, чтобы истрепался низ штанин при ходьбе босиком.

Более цивилизованной публике пришлась по душе новинка – джинсы из хлопка с эластаном. Так появилась модель «стрейч». А в парижском магазине «Вестерн Хаус» дизайнеры в угоду моде начали специальным образом стирать джинсы перед продажей, чтобы предложить покупателям «поношенные», более мягкие и комфортные брюки.

Они нас ещё удивят

В 70-е и 80-е джинсовое знамя подхватили рокеры и панки. Появились модели с заниженной талией. Японцы стали производить собственный деним, А Кельвин Кляйн разместил в центре Нью-Йорка знаменитый рекламный щит с супермоделью Патти Хэнс в джинсах, обтягивающих ягодицы. Чуть позже в его рекламном ролике снялась сама Брук Шилдс. «Хочешь знать, что между мной и моими кельвинами? Да ничего», – сообщала супермодель, обнажившая для съёмки грудь.

В конце 80-х одна американская компания придумала промышленный способ кислотного отбеливания джинсов. И эти неравномерно выцветшие и потёртые штаны стали невероятно популярны.

Почти все именитые дизайнеры осознали, что деним при всей своей простоте и дешевизне – практически идеален. Одна за другой стали выходить авторские линии известных Домов моды. С 80-х годов джинсы – неизменные участники любого модного показа. Да и производство велось уже чуть ли не по всему миру, причём зачастую реплики моделей даже превосходили оригиналы по качеству. Например, японские.

Разумеется, раз в несколько лет меняется крой джинсов. Иногда модели скинни («в облипочку») теснили «трубы». Затем появлялись клёши и отодвигали «дудочки» в сторону. Потом хитом становились «бананы». Линия посадки также поднималась и опускалась. Но при любой погоде джинсовая классика оставалась востребованной.

XXI век внёс определенные коррективы в технологии отбеливания и истирания джинсов, что позволило старить и осветлять модели за считаные секунды, не повреждая ткань. А множество компаний позволили своим сотрудникам приходить на работу в джинсах – правда, только в чёрных или тёмно-синих. Да что там, даже мусульманкам разрешили носить джинсы.

Казалось бы, никакого дальнейшего развития в истории джинсов быть уже не может. Но разве позволительно так говорить об одежде, которую вот уже больше ста лет шьёт, покупает и носит весь мир?

Маша ТУРГЕНЕВА,
стилист
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №22, июнь 2021 года