Моя чёрная душа
17.06.2021 14:18
Вы попали в ловушку современной школы

Моя чёрная душаЗдравствуйте! Очень нужен совет психолога Татьяны Белюченко. Наверное, даже не совет, а подробная инструкция, алгоритм действий для избавления от зависти. Эта ужасная черта характера отравляет мне жизнь последние несколько лет, сама справиться не могу, нужна помощь психотерапевта.

Возможно, я и прежде многим завидовала, но в последнее время так жить мне уже просто некомфортно. Я завидую всем. Соседу, который начал строить дом, хотя до 60 лет жил в маленькой хатёнке. Родственникам, сделавшим ремонт. Детям знакомых, которые хорошо учатся, обладают какими-то талантами. Женственной подруге, умеющей выбирать стильные вещи. Мужу подруги, который уехал на вахту зарабатывать большие деньги. Сестре, покупающей дом, – ну и пусть ипотека на 30 лет. Коллегам, которые успешно выполнили проект, провели урок, мероприятие, научили детей чему-нибудь большему, чем предусмотрено программой.

Да, я учитель, и это меня тревожит ещё больше. Вроде бы должна учить ребят светлому и доброму, а у самой такая чёрная душа. Завидую любой, самой незначительной мелочи, и недавно осознала, как меня радуют неудачи других – тогда на их фоне я кажусь себе лучше. Ловлю себя на мысли, что желаю плохого самым близким людям, ведь в этом случае я не буду им завидовать, а порадуюсь, что у меня всё нормально.

Я разучилась смеяться, только злорадствую. Мне очень страшно так существовать. Эта ужасная зависть уничтожает меня, не могу получать удовольствие от жизни, быть естественной в общении. Прямо физически плохо становится от этого чувства. Читала статьи психологов на данную тему, но ничто не помогает. Как мне избавиться от зависимости? Какие провести упражнения, чтобы чувствовать удовлетворение своей жизнью, своими достижениями? Как перестать сравнивать себя с другими? Прошу вас, Татьяна, подскажите чёткий алгоритм действий, если таковой существует.

Ведь при этом у меня есть любимая работа, где меня ценят. Есть любимые дети, самые лучшие, умные, добрые, заботливые, талантливые. Есть хорошая большая семья, всегда готовая прийти на помощь, друзья, с которыми мне легко – пока не вмешивается зависть. Есть собственный дом, хотя ему нужны ремонт и новая мебель. Я неплохо выгляжу для своего возраста, хотя не мешало бы похудеть и избавиться от разных комплексов. У меня хороший муж, правда, не слишком рукастый и мало зарабатывающий. Вот эти «но» и отравляют мне жизнь.

Пытаюсь убедить себя, что не бывает идеала. Неизвестно, какие на самом деле проблемы у людей, которым я завидую. Но легче от этих уговоров не становится. Да, у нас финансовые трудности, а у кого их сейчас нет? Да, у меня проблемы со здоровьем, но пока всё решаемо. Да, я очень устала, поскольку у меня маленький ребёнок, однако эти хлопоты когда-нибудь закончатся. Умом всё понимаю, и всё равно зависть к другим буквально грызёт меня, кажется, все остальные живут легко и беззаботно.

Татьяна, помогите, пожалуйста! Извините, что написала сумбурно. Боюсь, если перечитаю письмо, то уже не отправлю. Стыдно признаваться в этом ужасном качестве не только другим, но и самой себе.

Из письма Екатерины

Комментарий психолога

Уважаемая Екатерина, сразу хочу успокоить – с вами всё в порядке. Редко кто признаётся в зависти, хотя это признак значительного душевного развития. Абсолютно все люди испытывают зависть, однако большинство её не осознаёт. Вы страдаете не столько от зависти, сколько от завышенных требований к самой себе и осуждения себя. Немного милосердия и снисхождения к себе вам просто необходимы.

Увы, избавиться от чувства зависти невозможно, это грозит потерей ориентации в социальных процессах. Зависть – крайне важная эмоция, организующая как развитие отдельной личности, так и слаженную жизнь общества. Это двигатель технического прогресса и залог благосостояния.

Вся современная экономика основана на эксплуатации зависти. Искорените это чувство, и общество потребления разрушится. Мы постоянно хотим вещей «как у других»: новых дорогих машин, лучшего жилья, смартфонов последних моделей, модной одежды. Заводы и фабрики производят товары под наш запрос, под нашу зависть друг к другу.

В основе этой эмоции лежит инстинкт подражания, способность сравнивать своё поведение с поведением окружающих и выбирать наиболее одобряемый обществом образец копирования. Основам зависти нас обучают родители, наши первые образцы подражания. В детстве мы все хотим скорее вырасти, чтобы наслаждаться всеми радостями этого мира так же, как взрослые.

Любая человеческая организация требует, чтобы её члены вели себя единообразно. И везде процветает зависть – эмоция, позволяющая наиболее точно выбрать человека, которому следует подражать. Маша в классе лидер, она любит носить драные джинсы и футболку с ярким принтом. Значит, нужно одеваться как Маша, копировать поведение Маши. Мы стремимся к этому, но зависть сигналит: наши старания неэффективны, мы не достигли Машиного уровня. Значит, надо приложить больше усилий.

Со временем объекты зависти меняются. Ага, сосед построил шикарный дом, хочу такой же. Но если одновременно появляется ограничивающее представление – «мне это не по силам», «я столько не зарабатываю», возникает следующая эмоция, которой боится общество: гнев, ненависть, то есть агрессия, направленная на уничтожение предмета зависти. Это естественно, ведь как нам уравняться в соревновании с ближним? Либо достигнуть того же результата, либо уничтожить его достижения. Если предмет зависти исчезает, разрушается вследствие случайных событий, без нашего участия, – появляется такая эмоция, как злорадство.

Явная агрессия может приводить к революциям, перераспределению или уничтожению имущества, да и его владельцев. Люди памятуют о таких возможных последствиях, и зависть объявляется «плохим чувством». Однако опасны не наши чувства сами по себе, а неконтролируемое агрессивное поведение.

Почему же большинство людей не чувствует в себе зависти? «Мне завидуют – это да. А я никому не завидую!» Зависть осуждается как основная причина опасных конфликтов между людьми. А всё, что мы считаем плохим, автоматически уходит в «подполье» – в бессознательное. Мы вытесняем её из сознания, отрицаем в себе, приписываем свою зависть другим.

Бессознательные чувства управляют нами без нашего ведома. Только осознавая эмоции, которые принято квалифицировать как отрицательные, – гнев, ненависть, зависть, злорадство, – мы в силах отказаться действовать под их влиянием. В этом и заключается свобода от зависти. Мы не поджигаем дом соседа, а задумываемся о ремонте своего жилища. Не режем ножницами красивое дорогое платье подруги, а бегаем по распродажам, чтобы купить себе такое же.

Никакого алгоритма по избавлению от зависти быть не может. Избавиться от этого чувства – всё равно что выключить на панели приборов сигнальную лампочку, отражающую наше состояние. Зависть сама по себе нейтральна, не хороша и не плоха, она подаёт важные сигналы: нам нужна новая квартира, семья растёт; хочется купить обновки; эх, забросила я свои таланты – давно ничего не рисовала; а муж-то вполне способен зарабатывать больше.

Дорогая Екатерина, вам отравляет жизнь не зависть, а отождествление себя со своими мыслями: плохие мысли – плохая я. Это ошибка. Как только в поле нашего внимания попадает нечто важное, мысли начинают крутиться вокруг этого образа автоматически. Лучше всего к мыслям вокруг зависти относиться просто как к посторонним звукам: слышать, но не прислушиваться, не прилепляться к ним вниманием. Остановить мысли волевым усилием невозможно, нужно их отпустить, пусть текут своим чередом, а вы наблюдайте за ними как бы со стороны.

Ваша учительская должность очень трудна. Вы, Екатерина, попали в ловушку всех современных школ: бесконечные поиски лучших, учеников и учителей. Теперь, снедаемая завистью, на личном опыте можете ощутить состояние детей, которых учат постоянно соревноваться, сравнивать себя с другими, чтобы получить пятёрку и одобрение педагогов и родителей.

Какова цель учителя – набить детей максимальным количеством знаний, которые неясно где применить, или помочь им обнаружить свой исключительный талант, приняв при этом собственное несовершенство? Разобраться помогает японская эстетическая практика ваби-саби – любование несовершенством природы. Свежие цветы рядом с увядшими, грубая чаша ручной работы, где трещинки на шершавой поверхности глины прекраснее фаянсовой фабричной чашки, неровность природного камня, поросшего мхом, – вместо отшлифованных прямых углов бетонных плит. Умение видеть и ценить уникальность, индивидуальность.

Научившись чувствовать красоту несовершенного, вы перестанете предъявлять сверхвысокие требования к себе и своим ученикам, осознаете, что у каждого своя мера, своё предназначение, свои таланты. Разглядеть эти качества, задать каждому ребёнку движение в его уникальном направлении – вот в чём гениальность учителя.

Эта же философия поможет вам принять свою жизнь такой, какая она есть, не гнаться за «образцами». И тогда вы, Екатерина, сумеете стать счастливой, ведь у вас есть всё для этого.

Татьяна БЕЛЮЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №22, июнь 2021 года