Группа «Комбинация». Нравится, не нравится – пой, моя красавица
17.06.2021 14:40
Нравится, не нравитсяОднажды в 1988 году, увидев выступление группы «Мираж», молодой сотрудник саратовской милиции Александр Шишинин в сердцах выпалил: «Мужиков убрать – цены бы этой группе не было!» Так спонтанно и родилась идея собрать чисто девичий коллектив. Подобного на советской сцене ещё не было. В итоге 25 лет назад на свет появилась группа «Комбинация». За годы её существования было выпущено восемь альбомов и примерно столько же сборников. Последний полновесный альбом вышел в 1998 году. Пик популярности «Комбинации» давно остался в прошлом. Но что удивительно: где бы сегодня ни давала концерт эта группа, работающая в стиле «два притопа, три прихлопа», свободных мест в зале не бывает.

Совхозные приключения

Исполнительниц Александр Шишинин и композитор Виталий Окороков искали по саратовским музыкальным школам и училищам. А то и просто на улице. Одну из солисток, несовершеннолетнюю Татьяну Иванову, «взяли» именно на одном из центральных проспектов города. Вторую, Алёну Апину, свою бывшую однокашницу, Окороков привёл из Саратовской консерватории. Кого-то из девчонок приметили на пляже – понравилась фигура. Вскоре полностью подобрали инструментальный состав. Шишинин стал директором и автором текстов группы, Окороков – композитором. Девушкам было от 16 до 19 лет.

За рекордные две недели записали концертную программу. Осенью 1988 года новоявленная поп-группа дала первые концерты. Разумеется, без вселенского ажиотажа и аншлага. Программу из десяти песен обкатывали по сельским клубам – ну какие в совхозах аншлаги? «Пару раз даже пришлось выступать без света, при свечах, чуть ли не под аккомпанемент собственных каблуков, – вспоминала позже Татьяна Иванова. – И в поле приходилось ночевать, потому что в пути сломался автобус. В общем, ужас, но было весело».

Однако Александр Шишинин не был одержим жаждой «по-лёгкому срубить бабок» – замах у него оказался куда большим. Вот как об этом говорит Алёна Апина: «В основе всё-таки лежала не корысть, а идея. Саше хотелось всё сделать самому, изменить судьбу, бросить вызов миру, показать нас, девчонок». Для записи первого альбома он, ни минуты не сомневаясь, продал личный «жигулёнок».

Кстати сказать, отношения между двумя солистками поначалу были откровенно натянутыми. Татьяна говорила так: «Я Алёне жутко не понравилась. Потому что знала немало крепких народных словечек и частенько использовала их в разговоре. У Алёны, с её консерваторским образованием, были квадратные глаза. Потом моим культурным уровнем занималась именно она. Научила меня манерам, правильным словам. Научила читать хорошие книги, слушать хорошую музыку. У меня ведь только «Ласковый май» и был на слуху».

На вопросы девушек по поводу названия коллектива отцы-основатели отвечали туманно. Мол, комбинация ритмов, стилей, новых подходов в музыке. И потом, бывают ведь карточные, шашечные и шахматные комбинации. Хотя слушатели, глядя на симпатичных девчонок на сцене, об этих комбинациях вспоминали нечасто. Советским подросткам, главным фанатам группы, в первую очередь явно представлялось соблазнительное женское бельё.

Фонтаны шампанского

Весной 1989 года «Комбинация» прогремела на весь Советский Союз благодаря шлягеру «Русские девушки» (Russian girls) и одноимённому альбому. В том же году амбициозный Шишинин решил, что Саратов стал тесноват для группы, и пошёл ва-банк: предложил девушкам переехать в Москву. Но столица встретила группу сурово. «У нас не было денег даже на то, чтобы снять жильё. Между гастрольными поездками по первому времени спали на Павелецком вокзале, в зале ожидания», – призналась Алёна Апина.

7 ноября девушки попали на Красную площадь, воочию увидели салют. «Для меня это был сплошной восторг, щенячья радость, – рассказала Татьяна. – Настоящий праздник после нашего серого Саратова, где была одна радость – пойти на дискотеку, набить кому-нибудь физиономию».

Популярность росла, вскоре группа давала по 60–70 концертов в месяц. Выступали под «фанеру» – выдержать сплошной концертный нон-стоп, работая вживую, не было физической возможности. Фанаты выкидывали номера один другого хлеще. Например, на одном из концертов на сцену забрался «конкретный мужик» в малиновом пиджаке с криком: «Ну, Алёна, сейчас я это сделаю!» Апина окоченела от ужаса. А этот квадратный амбал сорвал с шеи килограммовую золотую цепь и подарил её певице. По признанию Алёны, цепь она до сих пор сохранила в качестве памятного подарка из тех лихих годов.

Татьяна Иванова вспоминала, как кто-то из зала в порыве фанатского счастья швырнул на сцену шапку, попал в микрофон и разбил ей губы в кровь. Но фонограмма-то идёт, надо рот открывать. «Так и отработала, как Зоя Космодемьянская, – вся в крови». В другой раз крепкие молодые ребята вытащили на сцену пару ящиков полусладкого шампанского. И всё до капли, пенными струями вылили на «комбинашек». Те заканчивали выступление мокрые, липкие и взбешённые, но приходилось улыбаться. Продемонстрировать тогдашним поклонникам свои истинные чувства девушки не рискнули.

Заметно отразился на популярности группы фильм «Мордашка», вышедший на широкий экран в 1990 году. В главной роли снялся Дмитрий Харатьян, сыгравший наглого альфонса и приживалу. В фильме также играли Лия Ахеджакова, Галина Польских, Леонид Куравлёв. В картине появилась и «Комбинация», выдавшая четыре полновесных шлягера.

Группа во многом изображала саму себя, то есть попсовую команду в одном из кабаков, где развлекался персонаж Харатьяна. Весёлое зрелище! Солистки Алёна Апина и Таня Иванова натужно улыбались, но хоть как-то двигались по сцене. А вот девчонки-инструменталистки с каменными лицами производили неизгладимое впечатление. Особенно барабанщица. Не покидало ощущение, что девушку оторвали от важной работы на стройке социализма, заменив кувалду барабанными палочками. А она, не заметив подмены, продолжает со зверским выражением лица заколачивать строительные дюбеля. Правда, чётко выдерживая ритм.

Классно-ананасно

Порядки в группе были жёсткие – никакой аморалки и легкомысленности. В 22.00 директор Александр Шишинин самолично запирал на ключ двери гостиничных номеров, где жили девушки. Запрещались курение, шуры-муры с мальчиками. Забрав совсем молоденьких девчонок у родителей, он оставил расписки о том, что станет их дочерям чуть ли не отцом родным – суровым, но справедливым.

Конечно, случались и романчики – всё-таки живые девчата. Но существовала негласная договорённость: пока работаем в группе – никаких замужеств. Да и какому мужчине по нраву жена, которая всегда на гастролях? Об этом договоре прознали журналисты – и что тут началось! От обвинений директора чуть не в рабовладении до клейма отъявленных мужененавистниц, прилипшего к девчонкам. «Влюблялись, ну как без этого? – говорила в одном из интервью Татьяна. – Я сорвала пару поездок, уехала домой. Саша Шишинин месяц меня разыскивал. В общем, помирились, и после этого запрет на влюблённости был ослаблен».

Её первой большой любовью стал бас-гитарист, работавший с эстрадными звёздами первой величины. Гражданский брак продолжался четыре года, а потом музыкант уехал в Австралию. «Звонил, говорил, чтобы собирала документы, – будем жить в Австралии. Там классно-ананасно – кенгуру, море-океан. Но я ответила: нет. Наши берёзки на ваши пальмы не променяю. У меня здесь мама, папа, так что живи там со своими кенгуру!»
Влюбчивая Татьяна страдала и приходила в себя целый год.

И тут грянула катастрофа – в 1991 году о своём уходе заявила Алёна. Все схватились за голову. Ведь этим решением певица огорошила коллег накануне ответственного тура – гастролей в США. Никакие уговоры не подействовали. Чуть ранее, во время поездки в Ташкент, Алёна познакомилась с продюсером Александром Иратовым и сказала коллегам: «Девочки, я не просто ухожу, я выхожу замуж!»

Татьяна Иванова вспоминала: «Я орала тогда на Алёну благим матом: бросаешь одну на поле боя под танки. Но она осталась непреклонной. Понять её можно, Александр Иратов – настоящий красавец, античный бог. Скоро у Алёны появилась песня «Ксюша». И вообще под руководством мужа всё сложилось замечательно. Я рада за неё, мы дружим до сих пор».

После ухода Апиной в «Комбинации» был радикально обновлён состав, группа выпустила новый альбом с нарочито пошленьким шлягером «Два кусочека колбаски». Татьяна Иванова, прочитав текст, ощутила дурноту: «Мне ответили: «Так надо, от этой фишки народ просто ляжет!» Я говорю: «Первой лягу я! Это сколько же надо выпить, чтобы спеть такое?» Но бес-искуситель Шишинин пригласил певицу в буфет и под кофе с коньячком уговорил-таки. Пообещав, что если результат не понравится – песня в альбом не пойдёт. В результате «Кусочеки» вошли в альбом первым номером и дали ему название.

Тем временем «бандитский капитализм» шагал по стране чугунной поступью. Братва жестоко делила сферы влияния и деньги, о которых в недавние советские времена не могла и мечтать. Через несколько месяцев после выхода «Кусочеков», в марте 1993 года, директор группы Александр Шишинин был убит заточкой в подъезде дома, где снимал квартиру. Удар оказался всего один, профессиональный, хладнокровный. Ни убийца, ни заказчик так и не были найдены.

Смерть основателя стал для группы не просто ударом – проект едва не завершился полным распадом. «Думаю, основная причина была финансовая, – размышляет Татьяна. – Мы же объездили всю страну раза три, и всюду стадионы ломились от народа. Наверное, кто-то запросил больше, а Саша не захотел заплатить. После его смерти всё стало потихоньку разваливаться».

Конфликты в «Комбинации» пошли один за другим. Виталий Окороков заявил себя на роль продюсера и директора. Как говорится, решение единогласно не прошло, тогда рассерженный композитор покинул коллектив. Не сработавшись с новым продюсером, ушла Светлана Кашина, вокалистка, заменившая Алёну Апину. С тех пор вот уже двадцать лет Татьяна Иванова отдувается в «Комбинации» за двоих.

Алёна после «Комбинации»

Творческая судьба Алёны Апиной после «Комбинации» сложилась куда как более завидно. Популярность постоянно поддерживалась выпуском новых альбомов, ротацией на радиостанциях, выступлениями по телевидению. Достаточно просто перечислить шлягеры, автором слов или музыки которых является певица: «Бухгалтер», «Лёха», «Узелки», «Электричка», «Семечек стакан», «Подари мне небо». Дважды певица получила престижную музыкальную премию «Золотой граммофон», в 2002 году стала заслуженной артисткой России.

Ей везло на талантливых партнёров. Алёна работала с Аркадием Укупником, совместно они сочинили и записали альбом «Танцевать до утра». С песней «Лунные ночи», которую исполняла вместе с Муратом Насыровым, объездила чуть не полмира. Ещё в 1994 году певица впервые на нашей эстраде поставила поп-оперу «Лимита», тексты песен написал легендарный поэт Михаил Танич. В конце 90-х – начале 2000-х годов Апина была ведущей воскресной программы «Полевая почта», со съёмочной группой которой исколесила практически всю Россию.

Снималась Апина и в кино. «В последнем сериале «Моя любимая ведьма» я оказалась по случаю. Мне позвонили и спросили: «Не хотите сыграть саму себя?» Актрисой себя не считаю, это совсем другая профессия. Семь из восьми ролей в кино – это я сама. Ну кто лучше меня сыграет Алёну Апину?»

В 2001 году в жизни Алёны и её мужа случилось поворотное событие. Через десять лет после свадьбы у них родилась долгожданная дочка Ксюша. Музыкальная карьера постепенно сошла на нет – всё свободное время певица посвящала дочери. «Моя задача – вырастить дочку здоровой и неглупой девушкой. Вот многие утверждают, что в Москве люди злые. Но это не так – люди везде одинаковые. Просто я стараюсь объяснить Ксюше, что ходить по улицам с перекошенным от злости лицом – это так же нехорошо, как ходить неумытым. У нас почему-то считается: если человек идёт по улице с улыбкой – значит он наркоман, пьяный или дебил».

В 2012 году, наслушавшись стенаний дочери о том, какие отвратительные уроки музыки у неё в школе, Алёна не выдержала. Пошла к директору школы и сказала прямо: «Что у вас происходит? Такая замечательная школа, а от уроков музыки дети плачут». Директор ответила: дескать, вместо того чтобы критиковать, идите к нам преподавателем. Алёна мгновенно согласилась. «Сейчас у меня четыре класса, примерно сто ребятишек, – говорит она. – Люблю рассказывать им о музыке, ставить разные произведения и видеть в их глазах неподдельный интерес».

С мужем они живут уже 23 года. Александр Иратов не только продюсер, но и удачливый бизнесмен, владелец ресторана. С удовольствием материально поддерживает любые творческие инициативы жены и дочки. Особого рецепта семейного счастья у Алёны нет. Она признаётся, что лучшие минуты для неё – когда видит играющих во дворе загородного дома дочку и собак, Александра, вышедшего из гаража. «Стоит, руки в боки, смотрит на нас и улыбается. Это настоящее счастье для меня!»

Вообще-то это второй Алёнин брак. В 18 лет, будучи Леной Лёвочкиной, она второпях вышла замуж за саратовского музыканта с экзотическим именем Лешто Апин. Брак не продержался и года. После развода фамилию Лена решила не менять, а вот имя слегка подправила.

Татьяна остаётся на посту

В середине 90-х, когда «Комбинацию» лихорадило, у Татьяны Ивановой случился роман с известным тогда исполнителем Вадимом Казаченко. Это светлое чувство, по признанию певицы, во многом помогло ей пережить лихие времена. «Не знаю, как он, но я всё-таки полюбила Вадима. У нас были очень нежные отношения, он многому меня научил. Я была очень колючей девушкой, но с ним стала мягче».

А уже в 1996 году, во время дружеского застолья, Александр Иратов указал Татьяне на знойного кавказского мужчину и сказал: «Вот, Тань, познакомься – Эльчин. Он очень хочет жениться на артистке». Поначалу вроде посмеялись, потом стали встречаться. Через два года у Татьяны и Эльчина родилась дочка Маша.

«Без ложной скромности скажу, что умею приготовить практически любое блюдо, – хвалилась Татьяна в одном из интервью. – Да и как иначе, если муж – азербайджанец? Он обожает домашнее». А ещё муж чуть ли не каждый день требует от Татьяны петь дома: «Ты же певица? Так пой давай!» Эльчин с самого начала понравился Татьяне – хорошенький, интеллигентный. И, что удивительно, для кавказца, терпимо относится к бесконечным гастролям певицы.

А гастроли у «Комбинации» не прекращаются вот уже четверть века. В наши дни стало легче – с десяток выступлений в месяц, в отличие от сумасшедших чёсов 90-х, когда на сцене приходилось проводить по 7–8 часов в день. Татьяна, двадцать лет поющая за двоих, недавно сообщила, что ей уже тяжеловато в одиночку вытягивать песни, написанные для дуэта.

Невысокого полёта тексты, незамысловатые мелодии, скромные аранжировки… Ко всему этому можно было снисходительно относиться четверть века назад. Сегодня же на сцене немало исполнителей более высокого класса. Но люди продолжают приходить на концерты «Комбинации». Значит, любимая присказка вокалистки группы Татьяны Ивановой остаётся в силе: «Нравится, не нравится – пой, моя красавица!»

Александр ОРЛОВ

Опубликовано в №7, 2014 года