СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Новый учебный год, а проблемы те же
Новый учебный год, а проблемы те же
20.09.2021 00:00
Новый учебный годНачался новый учебный год, дети пошли в детские сады и школы. Большую часть времени они будут проводить за учебой, а остальное время за гаджетами, что, естественно, скажется на их здоровье, ведь физическая активность является одним из важнейших показателей здоровья детей и подростков, поэтому стимулирование его будет способствовать воспитанию здорового поколения. Согласно проведенному исследованию уровня физической активности среди подростков, подготовленному учеными из Всемирной организации здравоохранения, среди мальчиков и девочек в возрасте от 11 до 17 лет, необходимо принятие срочных мер, направленных на повышение активности подрастающего поколения. Согласно выводам авторов исследования, показатели физической активности посещающих школу подростков в мире у 85% девочек и 78% мальчиков — находятся ниже рекомендованного уровня.

Известный российский врач, кандидат медицинских наук Александр Юрьевич Шишонин рассказал, как предотвратить негативные последствия малоподвижного образа жизни, восстановить когнитивные способности и здоровье ваших детей.

— Александр Юрьевич, расскажите о негативных последствиях малоподвижности у детей.

А.Ю.: Активный образ жизни в подростковом возрасте крайне необходим, т.к. благоприятно сказывается на состоянии сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, метаболизме и массе тела. Есть множество подтвержденных данных о том, что физическая активность играет положительную роль в когнитивном развитии и социализации подростков. Движение — естественная потребность организма человека, заложенная эволюцией. Оно формирует структуру и функции человеческого организма. В результате формирования человека сложилась очень тесная связь между его двигательными функциями и деятельностью внутренних органов. Известно, что результаты активности ребенка переносятся во взрослую жизнь. Недостаток движения — причина многих заболеваний.

— Расскажите поподробнее о проблемах, возникающих при снижении физической активности.

А.Ю.: Согласно проведенным исследованиям, как зарубежных, так и российских ученых, малоподвижный образ жизни переходит в гипокинезию, а это фактор риска различных заболеваний. У подростков с малоподвижным образом жизни часто встречается вегетативная дистония, что ведет к снижению сопротивляемости к физическим, эмоциональным и интеллектуальным нагрузкам. Так же в 3 раза чаще наблюдалась анемия по сравнению с физически активными подростками. Повышение артериального давления было зарегистрировано у 17,9 % подростков.  Кроме того, часто встречаются заболевания эндокринной системы, заболевания ЖКТ, сердечно-сосудистые заболевания. В итоге мы можем вырастить поколение гипертоников и диабетиков. Про снижение когнитивных способностей я вообще молчу.


А какая связь между малоподвижным образом жизни и когнитивными процессами?

А.Ю.: Многие родители списывают проблемы успеваемости своих чад на большой объем информации, увлеченность гаджетами и компьютерными играми. Однако мы видим, что не все дети учатся плохо, находясь примерно в одинаковых условиях информационной перегрузки. Отличник — это не тот, кто днем и ночью зубрит уроки, а тот, кому легко учиться, легко запоминать информацию, кому в удовольствие идти в школу. А почему? Да потому, что у такого отличника нормально работает мозг.

Принято считать, что все дело в коре головного мозга, что именно от ее работы зависит, как ребенок усваивает материал. Ну, сформировалась некачественная кора, вот и получайте... Вот только в коре головного мозга находится лишь от 12 до 15 миллиардов нейронов, зато 60 миллиардов находится в мозжечке. Он расположен в задней черепной ямке и отвечает за первичную обработку информации, которую получает ребенок, когда читает, видит или слышит. Именно мозжечок всю эту информацию систематизирует и только потом передает ее в кору. И если мозжечок будет плохо кровоснабжаться, то вся эта система даст сбой и попросту перестанет работать. Тогда процесс начнет «подвисать», как в видеоиграх: если процессор слабый, игра, какая бы качественная она ни была, начинает тормозить. То же происходит и с мозжечком — в случае, если он лишен полноценного кровотока, то есть питания.

Я на протяжении многих лет проводил клинические наблюдения за десятками тысяч детей. И выявил, что практически в 92 процентах случаев синдром низкой успеваемости — это не генетический эффект, а результат плохой работы 60 миллиардов нейронов мозжечка в следствие нарушения кровоснабжения мозга.


А что изначально обусловливает нарушения в шейном отделе у детей и подростков?

А.Ю.: Подобные явления бывают при скрытых родовых травмах, которые проявляются впоследствии и дают негативный результат. По данным ВОЗ, порядка 75% новорожденных получают микроповреждения, то есть скрытые родовые травмы. Добавим к этому стрессы и малоподвижный образ жизни, как я говорил ранее, влекущие за собой спазмированность мышц шеи. Она начинает втягиваться и пережимать кровоток. Своевременное выявление и устранение проблемы коренным образом сказывается как на успеваемости маленького пациента сейчас, так и на всех его достижениях в будущем. Обществу нужны умные и перспективные люди.



Что бы Вы пожелали родителям?

А.Ю.: Как можно больше уделять внимание активности ваших чад, записывайте их в спортивные секции, делайте с ними гимнастики, в том числе дыхательные и шейную.  И конечно, надо убедиться, что у вашего ребенка нет проблем с питанием мозга. В детстве всё это легче устранить, т.к. еще не развились серьезные патологии. Я в своей клинике открыл детское отделение, где можно проверить и при необходимости восстановить питание головного мозга. С началом учебного года это как никогда актуально.

В больницах, поликлиниках есть пульмонологи, дантисты, отоларингологи… Но почему-то шея, через которую идет кровоснабжение головного мозга, в нашей медицине не только не удостоилась отдельного специалиста, но и вообще выпала из внимания. Как будто шеи и нет.

Единственным исключением из этого парадокса является наша клиника. Поэтому если у вас в отношении вашего ребенка, его успеваемости, поведения и самочувствия возникают вопросы, тревоги, страхи — обращайтесь к нам. Не теряйте время, ведь ваши опасения могут быть неслучайными.