Госпожа собака
16.09.2021 00:00
Госпожа собакаНазвание этой собачьей породы большинству россиян ни о чём не говорит. Но стоит вспомнить прогремевший на весь мир фильм «Хатико: Самый верный друг» с Ричардом Гиром в главной роли, станет ясно, о ком речь. Акита-ину – порода того самого японского пса, который на протяжении девяти лет ждал своего умершего хозяина на вокзале. Посмотрев эту картину, многие размечтались о собственном верном друге. Преданном, бесстрашном и отчаянном, как настоящий самурай, непредсказуемом, своевольном и самодостаточном. Но, чтобы дружить с акитой, мало купить пса за бешеные деньги. Придётся ещё и нехило поработать над собой.

Защитник Путина

Первый акита-ину появился в нашей стране в 1997 году. Чуть позже, когда мода на этих собак захватила мир, богатые россияне летали к японским заводчикам, выкладывая за одного щенка от 5 тысяч долларов. Качество определяло цену: акита, одна из умнейших и древнейших пород, ещё в 1931 году в Японии была признана национальным достоянием, «естественным памятником природы», как называют её сами японцы. Чистота породы контролируется Ассоциацией сохранения аборигенной японской собаки – официальной организацией при правительстве Японии.

И вполне логично, что именно щенка акита-ину преподнесли японские власти президенту В.В. Путину в 2012 году в благодарность за помощь в борьбе с последствиями землетрясения и цунами. С тех пор «японка» по кличке Юмэ (в переводе на русский значит «Мечта») честно, по-самурайски несёт службу в Кремле. Рычит на чужаков, оберегая хозяина, как это случилось, например, в 2016 году на встрече Путина с японскими журналистами. Некоторые из них от неожиданности обомлели. «Правильно испугались, – успокоил их президент. – Юмэ – строгая собака. Народу здесь много, камеры работают, софиты светят, фотоаппараты стучат, и она выполняет охранные функции».

Повиновения не дождётесь

Сейчас в России работают десятки питомников акита-ину, в которых щенок с родословной стоит от 70 тысяч рублей. В копеечку влетят и содержание этой собаки, её воспитание, дрессура. Но мало иметь деньги.
«Смотрите «Хатико» правильно, – предупреждают кинологи, специализирующиеся на работе с акита-ину. – Не хозяин выбирает себе пса, а акитос выбирает для себя хозяина. Решает, достоин ли ты быть его вожаком. Если в вас, по его мнению, недостаточно воли, силы духа, ума, он превратит вашу жизнь в ад».

Специалистов поддерживают и простые обладатели акиты: «Психика у этой псины железная. Если что-нибудь решила, будет стоять на своём, хоть тресни. Оценивает людей по каким-то своим внутренним убеждениям. Тестя моего не терпит, да и других выпивающих облаивает».

«У нашей Джуны очень сильная воля. Будет голодать, но из чужих рук даже свою любимую салями не возьмёт. Эту собаку не сломить, с ней можно только договориться».

«Берте важно, чтобы её уважали. Если на прогулке какой-нибудь кобель глянет высокомерно, вцепится в него обязательно. Очень терпеливая. Как-то раз я уехала на две недели, соседка гуляла с Бертой и кормила её. Берта молча подчинялась соседке, как робот. Когда я вернулась, подошла ко мне, уткнулась в руку: «Как же я мучилась без тебя». Мне стыдно стало до слёз!»

«Дом для нашего Чио – святое. Поэтому всё, что делают дома дети, кошки, прочие животные, одобряется. Но играть с малышнёй – ниже его достоинства».

«Когда я приехала из роддома, Сачи не давала мне до неё дотронуться целый месяц. Ревность. Сейчас ребёнок её обнимает, а Сачи в ответ облизывает его с головы до ног».
«Наш Мико привередлив в еде. Полгода подбирали ему кормёжку. В итоге остановились на говяжьей требухе, кабачках и рисе, ну японец же!»

«Акиты могут быть очень проблемными. Повиновения, как от овчарок, от них не дождётесь. У меня их трое. У каждого характер не подарок. С каждым разговариваю отдельно: хвалю, объясняю, могу пристыдить, пошутить. Понимают на сто процентов без всяких команд».

«Если плохо говоришь о ком-нибудь в их присутствии, они ненавидят этого человека. И, наоборот, любят того, кого хвалишь. Вот мой муж на дух не выносит одну мою подругу. Юка быстро просёк это, и когда подруга в очередной раз пришла ко мне в гости, даже на порог её не пустил. Сел в прихожей, смотрит зло, вот-вот набросится. Теперь она к нам не ходит. Муж счастлив».

«У нас в обычной двушке два акитоса, кот и попугай, всем комфортно. Акиты всё понимают с первого раза, но если им что-нибудь не нравится, не заставишь. Любовь к своей семье – бескрайняя. Ненависть к чужим – тоже. Если на улице какая-нибудь собака не понравилась, будут биться насмерть. Стафф, питбуль, мастиф, овчарка, алабай – плевать. Акита уверен, что он бессмертный. Наша девочка напала на ротвейлера, врач в ветклинике устал его зашивать».

«Акиты не будут смотреть вам в глаза и ждать очередной команды, они слишком самодостаточны и самоуверенны для этого. С ними нужны гармония и взаимопонимание практически на равных. Но если дать слабину, пёс будет доминировать».

«Наша королева признаёт вожаком только моего мужа, а мне позволяет просто ухаживать за ней».

«Зависит от вас, будет у вас жить акита-агрессор или ласковая собака-улыбака. С первых дней с ней нужно правильно общаться. Это не служебная порода, а охотник и защитник. Акита сломает ваши стереотипы и заставит вас думать».
«С акитами – как с детьми. Им надо объяснять, чего вы от них хотите и зачем. Мой пёс просто так по команде «сидеть» посреди улицы не сядет. А если иду в магазин, его оставляю у входа, командую «сидеть» – сидит как статуя и ждёт, пока не вернусь».

Дрессировать акиту умеет не каждый кинолог. Но если собаке повезло с хозяином, то она станет другом и помощником. Например, в США акита-ину служат телохранителями, в Японии участвуют в операциях по спасению людей, работают в реабилитационных центрах с престарелыми или больными, выполняя простые команды (подай-принеси) и реагируя на самочувствие пациентов.

Медвежатники

13 тысяч лет до нашей эры. На Японские острова с севера Сибири прибыли первые люди – айны. Вместе с ними здесь появились энергичные собаки с густой «медвежьей» шерстью и лисьей мордой, предки акита-ину.

Своё современное название акита получили от названия провинции Акита на японском острове Хонсю, где их разводили в больших количествах. А вторая часть названия породы, «ину», с японского переводится как «собака».

Однако в старину японцы называли этих псов матаги-кэн – «охотник на крупного зверя», что указывает на главное предназначение акиты в ту пору – охоту на медведя, кабана, японских макак. Пара акит (обычно кобель и сука) и сейчас могут остановить медведя.

«Натаскать акиту на нужную птицу – утку, куропатку или фазана – не составит труда. Даже щенки выводят к гнёздам птиц. Настолько силен у акита-ину охотничий инстинкт». «Акиты отлично берут след, даже самый запутанный, достают птицу из водоёма. Только нужно иметь в виду, что они большие индивидуалисты. Работать в команде с другими собаками не хотят. Любят лидировать и практически всегда принимают решения и действуют в одиночку», – делятся опытом российские охотники, хозяева акита-ину.

Энергичное спокойствие

В древности среди японской знати в моду вошли собачьи бои. Захватывающее зрелище, жертвами которого за раз становились сотни животных. Кровопролитие остановил сёгун Цунаёши, рождённый в год Собаки и по этой причине решивший улучшить собачью жизнь. Он подписал закон, запрещающий причинять собакам вред и требующий обращаться к ним «господин пёс» или «госпожа собака».

Для своих акита-ину «собачий сёгун» выделил специальные апартаменты. Были разработаны сложные церемонии и ритуалы игры, кормления, ухода, даже создан специальный «собачий» словарь для бесед об акита-ину. Тогда же эти псы стали символизировать счастье и здоровье. И сейчас в Японии заболевшему человеку дарят статуэтку акиты, веря, что она принесёт выздоровление.

В стране существует закон, запрещающий межпородное скрещивание. Японцы не допускают ни малейшего вмешательства других кровей в породу, а также никакого «усовершенствования». Их запрещено красить и даже стричь!
Миндалевидные, суженные глаза точно намекают на азиатское происхождение акиты. Шерсть – чудо японской природы. Вода с неё стекает так, что намокает только верхний слой. И никакого запаха псины, даже если полгода не мылись. Акита – редкое животное, от которого не пахнет.

А для владельцев акиты нет большего оскорбления, чем спутать этих рассудительных хатико с глупыми безалаберными хаски.

«Энергичное спокойствие» – так японцы определяют характер псов. «Эта порода шлифовалась веками, ей свойственны выдержка, хладнокровие. Никаких капризов, только честь, гордость и преданность. Взрослые акиты слишком серьёзны для того, чтобы резвиться на пустом месте. Конечно, если хозяин захочет покидать палочку, акита поддержит эту странную затею, но шалить не будет. И навязываться с поцелуйчиками к людям она тоже не намерена. И ещё акиты – большие приверженцы традиций: они твёрдо знают свои обязанности и свои права. И настаивают на том, чтобы всё шло так, как должно быть. Например, если аките положена прогулка в восемь утра, то будь любезен ровно в восемь ноль-ноль стоять на пороге дома с поводком в руках. В одну минуту девятого акита может поднять специальный прогулочный лай», – рассказывает кинолог Ольга Волкова.

Знатоки утверждают, что акиты не лают, а имитируют голоса и интонации своих хозяев и их окружения. «У акиты на разные жизненные ситуации бывает разная голосовая реакция, так что умный хозяин довольно скоро начнёт разбирать указания, которые даёт ему собака. Например, почуяв приход приятного ей человека, она может почти по-кошачьи мурлыкать. Намекая на то, что пришло время обеда, – смешно похрюкивать. Многие японские акиты молчаливы. Они не будут голосить без достойного повода. Настроение выражают ворчанием, подвыванием или фырканьем», – делится кинолог Артур Заббаров.

Жизнь за хозяина

Утром акита спокойно сидит у кровати, ожидая, когда хозяин проснётся. Собака не помешает, но может тихонько пристроиться рядом. Впрочем, это лишь пёсику кажется, что тихонько, а на самом деле даже спящему человеку трудно не заметить тёплую тушку, которая разлеглась у него за спиной.

Эти собаки очень общительны и страдают без людей. Ради хозяина они готовы на всё. И именно про породу акита-ину снят знаменитый фильм, на котором рыдали миллионы зрителей.

Историю Хатико все знают по этой картине, но в реальности всё обстояло немного иначе. Настоящий Хатико был в 1923 году подарен 55-летнему профессору Токийского университета Хидэсабуро Уэно и назван Хачико (в японском языке «т» иногда звучит как «ч»), что значит «восьмой», потому что этот пёс стал его восьмой собакой.

Каждое утро хозяин уезжал на работу со станции Сибуя, возвращался в три часа дня. Пёс провожал и встречал хозяина. В мае 1925 года во время лекции у Уэно случился инфаркт, он скончался. Полуторагодовалый Хачико ждал его до поздней ночи. Ушёл ночевать на крыльцо профессорского дома, а на следующий день снова прибежал на станцию, снова ждал Уэно до темноты. И так каждый день на протяжении девяти лет!

Родственники Уэно пытались взять собаку себе, но Хачико убегал от них на станцию – ждать хозяина. Железнодорожники, пассажиры, привокзальные торговцы восхищались его преданностью. В 1932-м о собаке узнали журналисты, в крупнейшей японской газете вышла заметка «Преданный старый пёс ожидает возвращения своего хозяина, умершего несколько лет назад», после которой на станцию Сибуя стали приезжать туристы – смотреть на сидящего Хачико, ещё живого. А впоследствии – на памятник, который при жизни, в 1934-м, воздвигли ему поклонники.

И даже день своей смерти, 8 марта 1935 года, акита-ину встретил на станции, в ожидании хозяина, рядом с которым его и похоронили. С тех пор эта собака стала национальным героем. Сегодня памятник Хачико – любимое место встречи японцев.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №35, сентябрь 2021 года