СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как снимают новый фильм по роману «Мастер и Маргарита»
Как снимают новый фильм по роману «Мастер и Маргарита»
30.09.2021 20:26
Как снималиТолько четырём режиссёрам удалось экранизировать роман Булгакова «Мастер и Маргарита» – Юрию Каре, Владимиру Бортко, Анджею Вайде и Полу Брайерсу. Куда длиннее список тех, кто брался за эту работу, но не сумел довести до конца; в нём присутствуют даже Эльдар Рязанов и Элем Климов. Считается, что роман «заколдованный», он сопротивляется экранизации, и режиссёру надо «договориться с дьяволом», иначе ничего не получится. Однако прямо у нас на глазах предпринимается пятая попытка создать фильм по роману «Мастер и Маргарита» – сейчас в России снимают картину «Воланд» с известным немецким артистом в роли Сатаны.

Что-то пошло не так

2017 год. Три крупнейших российских кинопродюсера – Константин Эрнст, Рубен Дишдишян и Игорь Толстунов – объединили усилия, работая над идеей новой экранизации «Мастера и Маргариты». Фонд кино осуществляет господдержку фильма и даёт 800 миллионов рублей.

Чуть позже к этой компании подключается сверхбогатый британец Леонид Блаватник, чьё состояние «Форбс» оценивает в 20 миллиардов долларов, и бюджет будущей картины взлетает до 15 миллионов долларов.

В качестве режиссёра приглашают создателя «Легенды № 17» и «Экипажа» Николая Лебедева, который уже к марту 2018 года заканчивает работу над сценарием и режиссёрскими экспликациями. Премьера намечается в 2021 году. Но осенью 2019-го Лебедев неожиданно сдаёт позиции, комментируя свой поступок весьма уклончиво: «Этот проект – важная часть моей жизни, я вложил в его разработку всю душу и огромные силы и глубоко сожалею, что по не зависящим от меня причинам не смог закончить работу над ним».

Ушёл из проекта «Мастер и Маргарита» и один из его ключевых продюсеров – Константин Эрнст. Что заставило этих корифеев отказаться от задуманного? Вспоминается признание режиссёра Владимира Наумова, которого на создание «Мастера и Маргариты» благословила сама вдова Булгакова, Елена Сергеевна. Но когда съёмки уже начались, она явилась к нему во сне и запретила экранизацию. Мэтр советского кино свернул работу.

Официальная версия ухода Лебедева – «сдвинувшиеся из-за пандемии сроки производства и пересечение с графиком съёмок другого проекта, фильма о Нюрнбергском процессе с Евгением Мироновым».

Загадочный американец

Начало 2021 года. Продюсеры приглашают в проект по роману Булгакова сценариста Романа Кантора – он создавал сценарий к сериалу «Эпидемия». Также был приглашён режиссёр Михаил Локшин, автор главного новогоднего фильма 2020–21 годов «Серебряные коньки».

Новый тандем приступает к работе и первым делом меняет название – картина теперь именуется «Воланд».

«Роман Кантор и Михаил Локшин задумали актуальное и зрелищное кино, в котором переплетутся два мира – реалистический и фантастический. В какой-то момент мы и сами не сможем понять, что перед нами – реальность или фантазия? Разве что визуальное изображение и трансформация персонажей будут проводить эту тонкую грань. Нас ждёт грандиозное шоу по всем законам большого кино», – пишет продюсер Юлия Клебанова.

Позднее в прессе появился и анонс предстоящего блокбастера: «Сюжет фильма развивается в Москве 1930-х годов. Известный писатель на взлёте своей карьеры оказывается в центре литературного скандала. Спектакль по его пьесе снимают с репертуара, коллеги демонстративно избегают встречи, в считаные дни он превращается в изгоя. Вскоре после этого он знакомится с Маргаритой, которая становится его возлюбленной и музой. Воодушевлённый её любовью и поддержкой, писатель берётся за новый роман, где персонажи – это люди из его окружения, а главный герой – загадочный Воланд, прообразом которого становится недавний знакомый иностранец. Писатель уходит с головой в мир своего романа и постепенно перестаёт замечать, как вымысел и реальность сплетаются в одно целое».

Отказавшись от евангельской линии, создатели нового фильма акцентируют внимание на самом эффектном сюжете – психическом состоянии Мастера, его любви, и на таком симпатичном булгаковском мистицизме.

Сверхъестественной в каком-то смысле можно назвать и судьбу режиссёра картины Михаила Локшина, человека неоднозначного и чрезвычайно многогранного.

Он родился в США в 1981 году, в разгар холодной войны, в семье известных американских учёных-биологов, онкологов Лорен и Арнольда Локшиных. Эту семью считали «красной». Локшины не скрывали своих марксистских убеждений, а подобное инакомыслие в США считалось вызовом обществу и жестоко преследовалось.

Не выдержав травли со стороны государства и общества, в 1986 году Локшины попросили политического убежища в Советском Союзе. К освобождению американских коммунистов подключился министр иностранных дел СССР Андрей Громыко, и вскоре многодетная семья американских учёных обосновалась в Москве. Здесь следует упомянуть, что дед и бабушка Арнольда Локшина, русские евреи, покинули нашу страну в начале XX века, отправившись на поиски счастья в Америку.

А вот их потомки вернулись на историческую родину. Они стали трудиться в НИИ экспериментальной диагностики и терапии опухолей. Трое их детей быстро интегрировались в русскую культуру, и особенно это удалось младшему сыну Майклу, которого здесь стали называть Мишей.

В 2003 году Михаил Локшин окончил психфак МГУ, после чего два года в Великобритании разрабатывал видеоинсталляции для театральных постановок. Затем учился в мастерской режиссёров В.И. Хотиненко и П.К. Финна, снимал рекламные ролики. Самый известный из них – реклама русского пива с участием голливудской звезды Дэвида Духовны.

Любовь и трепет

Май 2021 года. Начало съёмок фильма Михаила Локшина «Воланд». Первые кадры сделаны в столице, а затем группа переместилась в Санкт-Петербург. Там, по сообщениям местных информагентств, «кинематографисты превратили Московскую площадь в Патриаршие пруды, установили рядом знаменитые рельсы, а на Биржевой линии – фонарные столбы и ретроавтомобили. Ради фильма на пять дней перекрывали улицы в Московском районе».

Из Питера съёмочная группа отправится на Мальту, где планируется завершающий этап съёмок.

В ролях: Юрий Колокольников, Леонид Ярмольник, Алексей Гуськов, Игорь Верник, Марат Башаров, Александр Яценко. Кто из них сыграет свиту Воланда, а кто – других важных персонажей, пока не сообщается. Однако зрители уже догадываются, что Яценко – это, скорее всего, Иван Бездомный, Башаров – возможно, Азазелло, ну а Верник – однозначно Жорж Бенгальский, кто же ещё?

Мастера играет 45-летний Евгений Цыганов. Маргариту – супруга Цыганова, 38-летняя Юлия Снигирь.

Снигирь признавалась на своей интернет-странице: «Я с большим трепетом отношусь к этому роману и знаю его наизусть. Я доверяю Михаилу Локшину, мне нравится сценарий. Надеюсь, что дух Булгакова будет нам благоволить».
В интернете появляются новые фото со съёмок, на которых Снигирь блистает не только великолепными нарядами, но и дорогими аксессуарами, ведь её героиня – дама высшего света. Образ Маргариты нашего времени дополнен украшениями и часами французского ювелирного дома «Картье», который спонсирует фильм.

Юлия Снигирь рассказывает: «Анекдот. В обеденный перерыв в игровом костюме зашла в ресторан. Сначала не хотели пускать, ссылаясь на загруженность. Указывая на свободные столики, я уверила всех, что пообедаю очень быстро. Потом официантка долго не хотела принимать заказ. Пока я обедала, ресторан практически опустел, а официанты и менеджер с нетерпением ждали, когда я уйду. Я не сразу поняла, что они меня приняли за городскую сумасшедшую. Не вру. А вы говорите, красивая Маргарита».

Она не скрывает, что гордится этой ролью, и охотно рассказывает о ней. Однако весьма обтекаемо сообщает о личной жизни, а ведь к ней приковано особое внимание – муж и жена снимаются в одном фильме. Не говоря о скандале, разразившемся в 2016 году, когда Евгений Цыганов ушёл к Снигирь, бросив беременную жену Ирину Леонову и шестерых детей. Дети от Леоновой и от Снигирь у Цыганова родились практически друг за другом.

«Мы с Женей оба с самого начала хотели многодетную семью. Мечтали жить вместе до старости. Он меня подвёл. Имея семерых детей, заводить на стороне ещё одного – абсолютная безответственность», – откровенничала тогда Леонова, ставшая матерью-одиночкой.

Впрочем, время многое расставило на свои места. Сейчас, судя по фотографиям в блогах актёров, они дружат семьями. А пара Цыганов – Снигирь стала почти классической супружеской парой в кино: они вместе снимались в комедиях «Страна Оз», «Про любовь», «Блокбастер», в сериалах «Конец сезона», «Везёт». И прямо сейчас воссоздают на экране роковую связь Мастера и Маргариты.

Цыганов настроен весьма амбициозно: «Воланд – мой персонаж, это я, Мастер, его придумал. В нашем фильме Мастер – автор Воланда. Насчёт того, что Мастер «не заслужил свет, он заслужил покой», есть очень простое объяснение: свет – это для святых. А он не был святым. И поскольку Булгаков писал Мастера в некотором роде с себя, он себя к таким, естественно, не причислял. Наверное, в этом покое есть его мечта, и этот покой есть награда».

Герр Воланд

«Я считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя. Иисуса Христа – можно, он был реальным человеком. А к этому нельзя прикасаться. Не ко всему роману Булгакова, а именно к Воланду», – говорил Олег Янковский, отказавшийся от этой роли.

Другой позиции придерживались его коллеги – Валентин Гафт, Олег Басилашвили, Виктор Авилов, Вениамин Смехов, Михаил Козаков, которые сыграли Воланда в театре или кино.

Напомним, что сам Булгаков описывал своего героя так: «По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой».

Сочиняя своего Воланда, Булгаков, конечно, отталкивался от гётевского Мефистофеля. Вот откуда взялся загадочный иностранец с буквой W на визитке. И именно на иностранного актёра пал выбор режиссёра Михаила Локшина.

Воланда будет играть 45-летний немец Август Диль. Искушённый зритель знает его по картинам «Молодой Карл Маркс», «Тайная жизнь», «Последний Вермеер», «Видок: Охотник на призраков», «Солт» и, конечно же, «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино. Помните эпизод в подвальном кабачке?

«Мы довольно рано приняли решение, что наш Воланд должен ближе соответствовать образу из романа, таким, каким его придумал Булгаков. В романе он – иностранец с немецким акцентом… Нам хотелось передать разительный контраст между ним и остальными героями «Мастера и Маргариты». Но, по сравнению с романом, Воланд будет играть ещё большую роль в мире фильма», – говорит автор сценария Роман Кантор.

Сам же херр Диль, уроженец Берлина, с арийским холодным взглядом и идеальными чертами лица, на чистом английском признаётся: «У меня потрясающие партнёры, что вызывает восхищение и в то же время некоторый страх. Впервые я прочитал роман Михаила Булгакова в 17 лет и, честно говоря, не всё понял. Готовясь к съёмкам, я перечитал его и совершенно по-другому взглянул на это произведение. Мне кажется, в этой книге можно каждый раз находить нечто новое. В этом её особенность. И, конечно, Воланд – один из самых интересных персонажей романа, вернее, он – сочетание всех персонажей. Он всегда немного кто-то другой».

Кот

Давным-давно он служил пажом у знатных господ, но пошутил неудачно, за что Воланд и взял его к себе в свиту – шутом. Оборотень. Коротышка, снующий по московским дворам. Часто он принимает облик огромного чёрного кота.

Что у кота на уме? «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус», «Я буду молчаливой галлюцинацией», «Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!», «У меня скорее лапы отсохнут, чем я прикоснусь к чужому», – фанатики романа «Мастер и Маргарита» чаще всего цитируют именно эти реплики кота Бегемота. Для многих этот булгаковский персонаж – самый обаятельный. Вот только у режиссёров с ним всегда возникала большая трудность. «Даже Тарковский не знал, как сделать кота», – рассказывал Элем Климов.

В знаменитом сериале режиссёра Владимира Бортко 2005 года кот чуть не испортил весь фильм. Американские программисты заломили за его трёхмерное изображение фантастическую цену в 1,5 миллиона долларов! В то время как весь бюджет картины составлял всего 5 миллионов. Бортко пришлось отказаться от компьютерной графики. И плюшевый кот на порядок снизил художественный уровень сериала.

Времена изменились. Сегодня наши киношники могут позволить себе не меньше, чем американские. В «Воланде» будет сразу два кота. Первый – из дьявольской свиты – компьютерный персонаж, созданный российской компанией с помощью компьютерной графики. Второй – огромный девятикилограммовый четырёхлетний мейн-кун. По документам он проходит под кличкой ProbonoAstra Ace Berg, а в простонародье его зовут Кешей. Зелёные глаза, наглый равнодушный взгляд, повышенная пушистость и недюжинный кошачий ум – таким предстанет в фильме дворовый кот Бегемот, живущий по соседству с подвальной квартиркой Мастера и заходящий к нему в гости.

«У нас было много сцен на улице, а кошка и улица – всегда сложное сочетание. Но даже когда ему было страшно, Кеша честно выполнял всё, что должен. Настоящий артист!» – рассказала постановщик сцен с животными, работающая на съёмках «Воланда» Людмила Шулепова.

Не факт, что в новой экранизации будут затронуты философские и религиозные вопросы. Не факт, что она вызовет у зрителя катарсис или другие возвышенные чувства. Не факт, что заставит переосмыслить жизнь… Да и не ставит никто сегодня в искусстве таких задач.

Но вполне вероятно, что новый «Воланд» развлечёт и отвлечёт зрителя, получится зрелищным и произведёт сильное впечатление на аудиторию. В конце концов, сегодняшний кинематограф – это просто бизнес.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №37, сентябрь 2021 года