СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Юрий Куклачёв: Женщина должна быть мудрой, хотя они и так все мудрые
Юрий Куклачёв: Женщина должна быть мудрой, хотя они и так все мудрые
11.10.2021 19:43
КуклачёвЕго любят взрослые, дети, но больше всего его любят животные. Народный артист России, создатель единственного в мире Театра кошек, лауреат Международного конкурса артистов цирка в Монте-Карло, самый добрый клоун Юрий Куклачёв рассказал о том, почему из года в год ездит в Израиль на схождение Благодатного огня, как познакомился с будущей женой и что заставило его прервать контракт в Англии и вернуться в Россию. И, конечно, артист поделился с читателями газеты секретами кошачьей души.

– Юрий Дмитриевич, что такое «Школа доброты» Юрия Куклачёва?
– Программа «Школа доброты» появилась у меня давно, ещё в восьмидесятые годы, когда я был артистом «Союзгосцирка». Как-то раз в Париже в интервью я сказал: «Моя мечта – провести для детей уроки доброты». Меня спросили: что вы имеете в виду? И я пояснил, что через любовь к животным нахожу путь к сердцу ребёнка. Интервью шло в прямом эфире, и его услышал Жак Ширак, тогдашний мэр Парижа. Он распорядился: пусть русский артист проведёт урок прямо у нас. Ко мне приехали люди из французского Министерства образования и предложили провести урок доброты. А в то время мы работали в Парижском дворце спорта в Порт-де-Версаль, там зал на семь тысяч человек. (Легендарная парижская спортивная арена и концертный зал, где выступают самые известные мировые звёзды. Впоследствии спорткомплекс Порт-де-Версаль был переименован и теперь носит название «Купол Парижа». – Ред.) Два месяца выступали с гастролями. И вот в финале одного из представлений я провёл свой урок. Рассказал зрителям, как нахожу общий язык с кошками. Показал им: вот смотрите, это кошка Сосиска, это – Банан, это – Стрелка. Объяснил, почему животное ведёт себя так, а не иначе. Например: почему Сосиска во время выступления на меня прыгнула? Зачем полезла в кастрюлю? (Имеется в виду знаменитый номер Ю. Куклачёва «Кот и повар». – Ред.) В общем, поделился секретами воспитания. Занятие прошло с большим успехом. И мою речь даже внесли в учебник французского языка, в школьную хрестоматию для чтения. Это была сенсация. К слову сказать, меня и на следующий год пригласили, по личной просьбе Жака Ширака.

И вот после того выступления я вернулся в Советский Союз, пошёл в наше Министерство образования и сказал: вы знаете, я провожу вот такие уроки, давайте и у нас проведу. Мне ответили: Юрий Дмитриевич, доброта – это вообще для детского сада. Ну, вы занимайтесь своими делами. У нас главное – космос, высокие технологии. А доброта – это не ко времени. И я подумал: а и правда, чего я лезу не в свои дела? И продолжил работать с кошками. Как раз в то время меня уволили из «Союзгосцирка», и я открыл собственный театр.

– То есть это начало девяностых? Непростое время. Тогда вряд ли кому-нибудь было дело до кошек. Как вы выжили?
– Да, это было время, когда открылись окна демократии и вся грязь, которая собралась на планете, пролилась на нас. Как загубить страну? Да просто нужно разрушить армию и образование, всё остальное само рассыплется. Ну, войска кое-как сохранили. Без них клыки-то медведю быстро вырвут. А вот с образованием на целых тридцать лет получилась большая проблема. В те годы один умный человек, психолог, не буду называть его имя, предложил убрать из школьного материала слово «воспитание». Сказал: пусть воспитанием занимаются родители. А родителям тогда было совсем не до того: дефолты, эмэмэмы, жульничество, обман, мошенничество… Какое там воспитание детей! Выжить бы! И кто, спрашивается, начал воспитывать наших детей? Улица, казино, телепередачи, где люди дерутся и ругаются. Помню, вся Москва была заклеена плакатами «Бери от жизни всё». По телику бесконечно крутились ролики «А кто пойдёт за пивом?».

Может быть, всё это мракобесие и не коснулось бы меня, если бы у моего друга не умер сын от передозировки наркотиков. В тот момент я чётко осознал, что случилась катастрофа, нужно принимать какие-то меры. Наркомания проникла в школы. И, спрашивается, что делать? Выходить на площадь? Нет.

– И тут должен произойти какой-нибудь переломный момент…
– Да, и он произошёл. 1993 год. Тогда уже можно было свободно ездить по миру. И мы отправились в паломнический тур в Израиль. Всю жизнь мечтали побывать там на Пасху. В ожидании священного Благодатного огня мы с супругой просидели в Храме Гроба Господня ровно двадцать четыре часа. На одном месте. Это сейчас пропуска там всякие дают. А тогда в церкви свободно собирался народ со всего мира, где-то десять-пятнадцать тысяч, всё забивалось битком. И вот мы заняли в пятницу утром место около Гроба, уселись на такие рыболовецкие складные стульчики и стали ждать. Это было невыносимо, ноги сводило. А про себя ещё думаешь: да какой там Священный огонь! Глупости! Обман! Спичками поджигают. Вставай и уходи. Помню, как нас с женой Леной били полицейские, пытались разогнать всех. Жёстко они с нами поступали. Я время от времени вставал, чтобы выйти, размять ноги. Но только поднимусь – вижу, рядом сидят бабушки и так смиренно молятся. И тогда тоже начинал читать Псалтирь. Становилось легче. В общем, мы всё это вытерпели. И получили Священный огонь! Какая же это благодать! Притом мы были первые. Вот патриарх вынес его, и мы сразу же зажгли свои свечи. И действительно, могу подтвердить всё, что об этом говорят. Первый огонь – холодный. Не обжигает. Но, главное, я ощутил ни с чем не сравнимую благодать. Если ты никогда не ел мёд, то никогда не поймёшь, какой он на вкус, сколько бы тебе ни рассказывали. Вот и здесь так же: очень трудно объяснить состояние, которое я испытал. Откуда-то сверху на тебя спускается такая лёгкость, ты прямо как будто вылезаешь из пещеры и готов лететь. Помню, тогда сумел сказать только одно: «Господи, чем я могу помочь детям?» И внутри чётко раздался голос: «Пиши». «Что пиши?» «Пиши, почему ты не стал пьяницей, наркоманом. Как ты вдруг стал знаменитым на весь мир Куклачёвым. Простой мальчик из деревни. Напиши всё это. Расскажи другим». И я мысленно отправил себя назад, вспомнил, с чего всё началось.

– Расскажите, очень интересно.
– В восемь лет я получил устремление стать клоуном. После четвёртого класса пытался поступить в цирковое училище. Не берут, смеются. На следующий год – снова отказ. И так восемь раз. На последнем просто надругались, унизили. Я пришёл домой убитый. И вот сейчас я всем родителям не перестаю повторять: отец в семье – это огромная сила, это мощь. Мать – это нежность, а батя – это поддержка и опора. У него должна быть непоколебимая вера в своего сына! Когда я после пятого отказа пришёл домой… А я был уже юношей, не мальчиком. Гормоны играют. Четырнадцать лет. Отец меня встретил и говорит: «Ну как, приняли?» Я ответил: «Папа, в меня никто не верит». Тогда я услышал в ответ: «Сынок, я знаю человека, который верит в тебя». Спрашиваю: «Кто?» «Это я, твой отец». Вот эти слова: «Я верю в тебя, сынок!» – этого было достаточно! (Слёзы на глазах.) В эту секунду у меня появилась такая колоссальная вера! Я себе сказал: отныне нет такой силы, которая смогла бы сломить меня! Человеку нужен дух, чтобы бороться! С ним можно всё преодолеть! С этого момента я больше никогда не сдавался. Если и падал, то лишь для того, чтобы встать. Вы же понимаете, что игрушку, ваньку-встаньку, могли придумать только русские люди. Она всегда падает и всегда встаёт, падает и встаёт! Вот и я такой же.
После слов отца я пошёл и поступил в народный цирк. Там решил всем доказать, что я прирождённый клоун. Помню, проходил конкурс, приуроченный к пятидесятилетию советской власти. Я выступаю и становлюсь первым клоуном Советского Союза. Побеждаю!

Мне тогда только исполнилось всего шестнадцать лет. Это было невероятно! Первое место среди всех клоунов Советского Союза! Мои конкуренты подражали Никулину – смешили лицом. А я пошёл другим путём. Совместил в своём номере разные элементы – акробатику, жонглирование, эквилибристику, ходьбу по проволоке. Брал пример с Енгибарова. (Леонид Енгибаров – знаменитый клоун-мим, в 1960-х – один из лучших клоунов мира. Был известен своей цирковой универсальностью и театральной драматургией номеров. – Ред.) Это мой кумир, моя вершина. После этого меня приняли в цирковое училище. А когда его окончил, встретил девочку, актрису.

На мой взгляд, мужчина не может быть в жизни один. Одинокий мужчина – это потерянная душа, обязательно рядом должна находиться женщина. Причём мудрая. Хотя женщины все по природе такие. И ещё, конечно, должна быть верной, должна любить своего мужчину. Тогда она себя полностью отдаёт ему. Такой оказалась моя Леночка.

Она сразу почувствовала во мне способности, поняла, что я не просто одарённый клоун, а нечто незаурядное. Ей иногда даже говорят: «У, какая хитрая, вышла замуж за самого Куклачёва!» Она отвечает: «Девочки, я пошла под венец со студентом, он получал семьдесят рублей в месяц. Перспективы никакой. Стать Куклачёвым ему помогла я».

Лена – выдающаяся актриса. Но она всё бросила и принесла в жертву свой дар, чтобы сделать меня всемирно известным клоуном. Так мы с ней рука об руку идём уже пятьдесят лет. Два месяца назад золотую свадьбу отпраздновали. Вы спросите: и что, даже не ругаетесь? Делаем это регулярно – каждый день! Но всё с юмором, со смирением. Это такое состояние духа, когда ты сохраняешь гармонию внутри себя. Ты можешь ругаться, кричать, но в душе – штиль. Это очень важно. А молодёжь сейчас как? Здесь чуть-чуть тебя задели, и ты уже начинаешь: «А-а-а!..» И пошло-поехало. Пять-десять лет пожили вместе и разбежались.

– Не говорите. Как кошки с собаками. Кстати, как вы дрессируете кошек?
– Я их не дрессирую, я с ними играю. Это жизненный принцип любого существа. Во время игры проявляются природные психофизические способности, их можно увидеть. В процессе раскрывается дар. Ты понимаешь, есть он или нет. Такой же подход нужен к детям. Ведь каждый ребёнок – феномен.


– Знаю, что вы уделяете особое внимание бездомным животным. Это так?
– У меня нет средств заботиться о бездомных животных. Нет возможности построить питомник. Я просто публично говорю о проблеме и привлекаю внимание. На выступлениях мы ставим копилку – собираем деньги. Не перестаю повторять родителям: дайте ребёнку хоть двадцать копеек, пусть он внесёт их на корм кошечкам и собакам. Это впоследствии очень поможет ему в жизни.

Но все мои животные – не бездомные. А наоборот. Я создал Театр кошек, и это их дом. И здесь я помогаю воспитывать детей через ощущения. Мне за книгу «Духовная кулинария» дали звание профессора. А потом даже звание народного учителя России. Я очень рад тому факту, что в своё время не уехал из страны, как это сделали многие мои коллеги. Олег Попов, например. Где он, кто он? Уже и фамилии не помнили. Ведь как только становишься чужим – тебя забывают сразу. И всё сдувается – пф-ф! Понимаете?

– А у вас был соблазн уехать из России? Куда?
– У нас контракты были. Звали в Лас-Вегас на пять лет, но мы там отработали гастроли, и всё. Потом в Англию уехал, но меня хватило на семь месяцев. Сказал своим: «Ребята, я сейчас умру, я здесь больше не могу, всё, уезжаю». Они удивились: как так? Что случилось? Ведь всё идёт хорошо… Но я понял, что мы не можем там жить! Нет ауры. Там я перестаю работать, у меня нет мыслей. А здесь я столько книг написал! Создал театр, «Детскую армию бойцов добра и милосердия», академию… Правильно говорят: где родился, там и пригодился. Я такой вот. Это словами не объяснишь, ведь невозможно передать чувство благодати, которое испытываешь.

У России особая специфика. Вот сейчас у нас в Москве холодно, а в Сочи тепло. Здесь всё разное, и ты обязательно найдёшь для себя уголок. В нашей стране как-то всё хорошо. Идёшь по улице, и каждый встречный тебе говорит: «здрасьте», «здрасьте», «здрасьте», «здрасьте»… Там, чтобы получить это, нужны очень большие деньги. Тогда все будут оглядываться и говорить: во, смотри, миллионер идёт. Причём ещё и проклятие тебе произнесут вослед. А тут все только здоровья желают. Ты давай, мол, живи. Вот такая у нас атмосфера.

– Вы так замечательно выглядите, как вам это удаётся?
– Нужно поддерживать позитивное отношение к жизни. Мой девиз – радуйся! Видишь икону – радуйся! Вспоминаю себя в пять лет. У бабушки на стене висела икона Божьей Матери. Церковь разрушили, а лик сохранился. Я проснусь ночью, часа в три, смотрю – там лампадочка горит. И такое светлое личико, так благодатно на душе. Тётенька такая, и у неё Мальчик маленький. Я тогда ещё не понимал, что это за Ребёнок, что за Тётя, но благодать ощущал! Такое же состояние радости я испытывал, когда смотрел на птиц и животных.



Мне никогда не нравилась охота. Однажды стрельнул и убил дрозда. Мне было тогда лет двенадцать. Кто-то дал ружьё в руки и сказал: вон птичка летит, стреляй. Я нажал на курок, она упала! Подошёл, а она так дёргается. Какой ужас! Как я потом плакал! Как переживал! Убил, убил птичку! Ой, сволочь! После этого никогда больше на охоту не ходил.

– Наверное, вы вегетарианец?
– Нет, мясо могу съесть – свинью там, корову. Дело не в том, что жалко, а в том, что организм требует. Надо жить с природой в единении – вот это самое главное.

– А вот интересно, какие вам обычно дарят подарки? Наверняка что-нибудь, связанное с кошками?
– Вот дочь Катя однажды связала мне шапку зимнюю, из кошачьей шерсти. Ещё сделала значок такой, с которым я везде на телевидении выступаю. Цветок, тоже из кошачьей шерсти. Но, честно говоря, я боюсь подарков. Не хочу, чтобы мне их дарили. Я люблю сам дарить. Мне всегда неловко, что человек напрягается, где-то ищет, что-то покупает. А ведь мне что нужно? Вот приходят друзья – обнялись, поцеловались, и этого достаточно! Для меня главный подарок – чтобы все радовались, улыбались, смеялись, танцевали.

Расспрашивала
Нина МИЛОВИДОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru, из личного архива

Опубликовано в №39, октябрь 2021 года