Не хочу с вами дружить
24.10.2021 16:14
Да здравствует собачий суд, самый гуманный суд в мире

Не хочу с вами дружитьЗдравствуйте, уважаемая редакция! Предлагаю небольшой рассказ о своих четвероногих друзьях, с которыми довелось прожить некоторое время.

На днях по договорённости зашёл к соседям нарвать винограда. Их собака меня знает, не залаяла, лежит в своей будочке. Посмотрела на меня, а глаза у неё такие грустные-грустные… Поставил ведро, сходил за сосиской, изначально предназначавшейся коту, и протянул собачке. Вышла из будки, виляя хвостиком, взяла сосиску и тут же её проглотила. Я поднялся по лестнице, начал рвать виноград, а в голове закрутились воспоминания о своих четвероногих.

Около двадцати лет назад переехали мы с семьёй в старый родительский домик с огородом, а до этого почти четверть века жили в гарнизонных служебных квартирах по всему СССР. Постепенно обживались на новом месте. Я пошёл трудиться сперва на сахарный завод, потом в котельную тубдиспансера, супруга устроилась в поликлинику, и, пока мы находились на работе, наше небольшое жилище оставалось без присмотра. Решили завести собачку. Так, глядишь, не всякий прохожий во двор зайдёт без разрешения хозяев.

Поговорили о собаке, но на этом и остановились.

Работал я посменно, приезжал туда на велосипеде. Котельная располагалась на территории районной больницы, и там водились бродячие собаки. На нас они не лаяли, потому что питались отходами из больничной столовой.

И вот однажды, когда я вышел из котельной подышать и присел на ступеньки, ко мне неожиданно подошла большая лохматая и страшная с виду собака. Это я уже потом узнал, какой она породы – кавказская овчарка. Было очень не по себе – мало ли что у неё на уме. Собака уселась напротив меня, я пытался со страха как-то наладить с нею контакт. А потом подошла совсем близко и ткнула головой мне в руку. Внимательно и с тревогой я посмотрел на огромную лохматую и страшную голову животного, увидел у неё над глазом какой-то розовый маленький шарик. Присмотревшись, понял, что это раздувшийся клещ. Псина пришла ко мне за помощью.

Конечно, было очень страшно, потому что передо мной огромная бродячая собака и неизвестно, как она себя поведёт, но я рискнул. Успокаивая разговорами её, а больше себя, попытался сперва погладить свалявшуюся шерсть, а потом потихоньку, аккуратно приблизился пальцами к клещу и потрогал его. После этого собака как бы обмякла и замерла в ожидании, положив голову мне на колени… Плавно прокручивая клеща, я сделал оборот или два, и паразит отделился от животного. Показав его собаке, я бросил клеща вниз и растоптал. На бетоне перед дверью в котельную появилось чёрное пятно. Псина подошла, долго нюхала, потом завиляла хвостом, приблизилась ко мне и прижалась к ноге. Радости её не было предела, она принялась облизывать мне руки, что-то повизгивать и рычать на чёрное пятно от клеща, потом отошла и легла под стенку здания, а я отправился мыть руки и заниматься своими служебными делами.

Смена моя была до утра. Среди ночи я иногда слышал низкий, зычный голос пса, но не придавал значения. Однако, оказывается, он ждал моего появления и, видимо, в знак благодарности отгонял приближавшихся к котельной беспризорных собак, а утром – и моего сменщика.

Сдав смену, я попрощался с собакой, сел на велосипед и поехал домой. Каково же было моё удивление, когда я остановился перед своим домом, непроизвольно оглянулся, а сзади, метрах в тридцати, сидел и чего-то ждал, глядя на меня, спасённый от клеща огромный пёс. Поставив велосипед во двор, я вернулся, открыл калитку, махнул рукой и просто сказал подошедшей собаке:
– Заходи, если понравится, живи тут.

Так у нас появилась безымянная серая кавказская овчарка, видимо, никогда не знавшая ошейника и цепи. Через пару-тройку недель к нам в гости с малыми детьми приехал сын. Почувствовав агрессию собаки к незнакомым ей людям, я отправил её на время в огород, а потом опять пустил во двор. На следующее утро собаку пришлось вновь закрывать в огороде, где на время она облюбовала себе место под старой черешней. Я предварительно поставил там миски с водой и едой. Внуки в моём присутствии подошли к огородной калитке и стали через металлическую сетку потихоньку пытаться подкармливать собаку, им хотелось с ней подружиться. Но ей этого, скорее всего, не хотелось. А спустя некоторое время внук Дима кричит:
– Деда, деда! Смотри, собачка убежала!

Пса я увидел уже в соседском огороде – оказывается, он перемахнул полутораметровый забор и был таков. Мы пошли искать место, через которое он перепрыгнул. Действительно, совсем недалеко от черешни, вверху, на кончиках межевой сетки торчал небольшой клочок серой шерсти. Больше эту собаку я никогда не видел.

Расстроенный, рассказал эту историю сыну, а он говорит:
– Не переживай. Привезём мы тебе собаку.

И буквально через месяц приехал к нам с внуком Димой и привёз щенка восточноевропейской овчарки в возрасте примерно полутора-двух месяцев, собачью миску и большой пакет сухого корма. Тут же, при всех, насыпал в миску корм, супруга принесла мисочку с водой. Пока ещё безымянный щенок с жадностью начал есть, а мы все вместе стали придумывать ему имя. Супруга сказала:
– Только Тобик.

Сошлись на том, что звать его будем Тоб.

Я попытался погладить, но не тут-то было, он на меня зарычал – мол, не мешай есть.

Поев и попив, щенок начал играть с внуком, а я в это время постелил в будочку свежей соломки. В процессе игры его как бы нечаянно заманили туда. Обнюхав подстилку, Тоб разлёгся и, немного полежав, опять принялся осматривать свои новые территории, где ему предстояло жить.

На следующий день сын с Димой уехали. Не прошло и недели, как маленький Тоб уже начал откликаться на своё имя. И я с ним стал заниматься, потихоньку дрессируя и приучая к простейшим командам и порядку. Постепенно мы очень сдружились и хорошо друг друга понимали. Со временем, возможно, гены, хорошее воспитание и регулярное питание сделали своё дело, маленький Тоб превратился в большого красавца и умницу. Конечно, по мере подрастания старую будочку пришлось заменить на хороший и удобный для такой собачки домик, купить ошейник и пристегнуть цепочку.

Как сторож Тоб был просто великолепен. Подавал голос только на тех, кто подходил к калитке, а если на цепи его выпустить на улицу, ложился перед калиткой и молча смотрел на прохожих или проезжавшие машины.

Когда у нас гостили внуки, он играл с ними, по команде приносил им брошенные мяч, палочку или тапочки. В огороде ходил только по дорожкам, даже грядки ни разу не потоптал. Если что-нибудь делаешь во дворе или огороде, он всегда рядом. Лежал и смотрел. Зимой мы его запрягали в санки, и он катал внуков по льду замёрзшего пруда.

Года через полтора я заболел, и нам пришлось надолго расстаться. Как же радовался Тоб, когда мы встретились почти через два месяца после моей болезни! Словами не описать.

Когда мы с супругой разговаривали на повышенных тонах, как это иногда бывает во всех семьях, Тоб подавал свой голос, подходил и прижимался к ноге того, кого считал правым. После вердикта такого судьи нам оставалось лишь улыбнуться, погладить собачку и мирно разойтись, прекратив ссору.

В дружбе, согласии и преданности мы прожили с Тобом почти двенадцать лет. Два года прошло с тех пор, как его не стало. А я так пока и не могу смириться с потерей и нового четвероногого друга заводить не решаюсь.

Из письма Анатолия Гущина,
Краснодарский край
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №41, октябрь 2021 года