Как снимали «Оттепель»
11.11.2021 00:00
Как снимали ОттепельОднажды Валерий Тодоровский посмотрел культовый американский сериал «Безумцы», рассказывающий о буднях рекламного агентства в шестидесятые годы. И ему пришла идея снять подобный сериал о жизни деятелей советского кино в тот же период. Валерий вырос в семье режиссёра и оператора Петра Тодоровского, поэтому хорошо представлял своих будущих героев.

Хочу, чтобы было красиво

Сериал «Оттепель» рассказывает о том, как делалось кино на крупнейшей советской киностудии «Мосфильм» в эпоху «оттепели» (действие происходит в 1961 году). Это киноповесть о людях, которые работают в кино. Они молоды, красивы, талантливы, и они влюблены.

Сценарий будущей картины Алёна Званцева и Дмитрий Константинов писали совместно с режиссёром полтора года. Чтобы проникнуться духом эпохи, Валерий Тодоровский снова и снова пересматривал культовые ленты шестидесятых – «Мне двадцать лет», «Июльский дождь», «Долгая счастливая жизнь». И сделал вывод: они пронизаны романтизмом, который в шестидесятые воспринимался как что-то совершенно естественное. Гуляющие до утра парочки, песни под гитару и свидания под дождём воспринимались как обычное дело. Это сейчас все умиляются: как романтично!

Все двенадцать серий сняли всего за три месяца. Натурные съёмки проходили в Минске. В Белоруссии вообще проще делать фильмы, действие которых разворачивается в советские годы, – меньше уличной рекламы и прочих примет сегодняшнего времени. Но кое-что снимали в Москве. По словам художника-постановщика Владимира Гудилина, в столице сейчас почти не осталось старых дворов. С трудом съёмочная группа нашла парочку старинных мест на Петровке. Многое пришлось выстраивать в декорациях.

«Например, нужно было создать декорацию завода, а также кукурузное поле рядом. Мы купили почти центнер кукурузных початков вместе со стеблями и корнями, а потом «внедряли» их на площадке с землёй. Правда, за несколько дней листочки успели пожелтеть, поэтому мы их подкрашивали», – рассказал Владимир Гудилин.

Чтобы точно передать атмосферу шестидесятых, пришлось здорово потрудиться. Почти все машины для главных героев покупали у коллекционеров, что-то брали в аренду. Особой гордостью киногруппы был «Москвич» одного из первых выпусков – в сериале на нём ездит оператор Виктор Хрусталёв, герой Евгения Цыганова. Перед съёмками машине поменяли двигатель, так что она не подводила, ездила исправно. Как-то во время репетиции на улице мимо проезжала женщина на последней модели «Мерседеса». Она остановилась, опустила стекло и сказала Цыганову: «Моя машина с каждым годом будет дешеветь, а ваша – только дорожать!» И действительно, это настоящий раритет.

Кстати, такой же автомобиль был у Петра Тодоровского. Валерий Тодоровский вспоминает, что денег не хватало, жили в коммуналке, но Пётр Ефимович всё равно купил машину. А в компаниях, которые собирались у них дома, половина гостей была в белых брюках и модных очках.

Непростые задачи стояли перед художниками сериала. Для героев фильма было пошито более сотни костюмов, какое-то количество вещей купили в антикварных магазинах и на блошиных рынках.

«Вначале мы старались, чтобы одежда полностью соответствовала духу того времени, но режиссёром была поставлена определённая задача, он сказал: «Мне бы хотелось, чтобы это было красиво. Мне не нужны абсолютная документальность и глубокие изыскания на тему того, что тогда действительно носили». То есть имелось в виду, что в жизни могло быть беднее, проще. Но у нас это должно быть в первую очередь красиво», – вспоминает художник по костюмам Владимир Купцов.

Художник по костюмам рассказал, что чудом наткнулся в столице на магазин, в котором продавались американские платья 60-х годов и нижнее бельё того времени. Впрочем, он, человек молодой, и не подозревал, что эта одежда мало соответствовала моде в СССР того времени – американские новинки добирались до советского народа лишь лет через пять-десять.

Больше всего костюмов было создано для Ани Чиповской (Марьяна) и Виктории Исаковой (Инга). У каждой из них было порядка двадцати пяти нарядов. Для создания атмосферы того времени даже под платьями у героинь были все положенные элементы – бельё шестидесятых, пояс, чулки.

Люди и роли

На главную роль кинооператора Хрусталёва режиссёр пригласил актёра Евгения Цыганова, запомнившегося зрителям по сериалу «Дети Арбата». Стройный, поджарый Цыганов по просьбе Тодоровского поправился. Режиссёру требовалось, чтобы он стал немножко тяжеловатым, мужиковатым. Ведь это были люди пьющие, много курящие, живущие на износ, не занимающиеся своим здоровьем. И Цыганов набрал пять килограммов. Тодоровский его вообще попросил как бы несколько поистаскаться. Респектабельный московский артист, «свежачок», ему не подходил. И Евгений с этим отлично справился. А после того как сериал сняли, мгновенно похудел.

«Нечасто случается, что тебе приносят сценарий, в котором есть история, – говорит Евгений Цыганов. – «Оттепель» Тодоровского стала мне интересна сразу же после прочтения сценария. Понравилось, что мой герой – оператор. Оператор создаёт съёмочную площадку. Кино – это в том числе и светопись, очень многое зависит от того, что увидел оператор, в каком ракурсе. У меня много друзей, которые работают в этой профессии. Кроме того, посчастливилось встретить мастеров, которые являлись прототипом Хрусталёва. Это очень яркие личности. Оператор в фильме у Тодоровского – это не просто человек, который устанавливает свет. Мне кажется, Хрусталёв – человек с комплексами. Эти люди жили в послевоенное время, всё было свежо в памяти. Они знали, какой была та война, а мой герой на фронт не пошёл, он как бы вне общей истории. Мне кажется, эта тайна, которую он носит внутри, и стала основой его комплексов».

Аня Чиповская (Марьяна Пичугина) должна была сниматься в мюзикле Валерия Тодоровского «Стиляги», но в последний момент что-то не сложилось. Зато несколько лет спустя она снялась в одной из главных ролей сериала «Оттепель». «Этот проект для меня особенный, – признаётся актриса. – На площадку каждый день летела как на крыльях. Моя героиня влюблена в одного, при этом кружит голову другому. У неё всё происходит в первый раз, она такая юная, ни к чему ещё не готова – ни к первой любви, ни к её краху. Я сразу же полюбила свою Марьяну, но это не мешало мне в какие-то моменты её ненавидеть».

Актриса Лариса Малеванная снялась в небольшой роли бабушки Марьяны Пичугиной. Лариса Ивановна была удивлена тем, что её работа была очень тепло принята зрителями. «Я долго не могла понять, почему мою героиню так полюбили. Мы-то, актёры, любим себя за сложные работы: нам хочется покопаться в характере персонажа, в чём-то разобраться. А зрителю, оказывается, нравятся роли, где мы просто хорошие. Моя героиня именно такая – добрая. И я вдруг поняла, что многим людям не хватает детства: вот такой бабушки, доброты родителей, которые были вечно заняты на работе. Поэтому моя бабушка воспринимается с такой теплотой».

Колоритных и ярких актёрских работ в «Оттепели» много. Но, кажется, особенно полюбилась зрителю Нина Дворжецкая в роли второго режиссёра Регины Марковны с её коронным выражением «Иди в жопу!».

«На таких женщинах, как Регина Марковна, кино и держится! – считает сценарист Алёна Званцева. – Это классический второй режиссёр. Женщина-мама, способная обуздать непредсказуемых творцов».

Кто есть кто

Режиссёр сериала утверждает, что все персонажи «Оттепели» условны. Мол, он вместе со сценаристами создал некий обобщённый портрет героев того времени. И всё же многие сюжетные линии и события узнаваемы – это то, что было в реальности.

«Дипломная короткометражка Егора Мячина снята в стиле Тарковского, – говорит Алёна Званцева. – Но Валера Тодоровский всё больше проводил для нас параллель с Рязановым. Ведь в самом начале своей карьеры Эльдар Александрович поставил себе задачу снять обычную комедию в стиле итальянского неореализма. А получилась легендарная «Карнавальная ночь». Кстати, молодому Рязанову благоволил директор «Мосфильма» Пырьев, как Егору Мячину в фильме благоволит герой Владимира Гостюхина». При этом в директоре студии, которого сыграл Гостюхин, по утверждению Миры Тодоровской, слились черты Ивана Пырьева, первого зама председателя комитета по кинематографии Бориса Павлёнка и другого директора «Мосфильма» – Николая Сизова.

Что касается внешнего облика Марьяны, то вдова Петра Тодоровского Мира Григорьевна полагает, что он списан с неё: «Я была примерно такая, как Аня Чиповская, – тоненькая. Я была красивой девочкой. Только-только окончила институт, работала на студии. Там Пётр Тодоровский меня приметил и тут же взял замуж».

Детали и сюжеты, связанные с Петром Тодоровским, в сериале разбросаны по разным персонажам. Например, эпизодический герой – некий Петя из Одессы – играет на гитаре очень узнаваемую музыку Тодоровского-старшего. Сценарист «Оттепели» Дмитрий Константинов рассказывает: «Приезд Пети из Одессы основан на реальных фактах. Пётр Ефимович, живший в Одессе, как только у него выдавались два выходных, набивал полную машину украинским салом, колбасой, самогоном и гнал до Москвы. В столице заваливался к друзьям, пил, гулял, спал, а утром вставал и ехал назад».

«В «Оттепели» я увидела всё то, чем жила наша семья в шестидесятые годы, – продолжает Мира Тодоровская. – Правда, мы жили гораздо беднее, но Валера этого просто не помнит. Зато атмосферу, которая у нас тогда царила, он передал верно. Наш дом в те годы был настоящим проходным двором! Мы жили прямо напротив Одесской киностудии, по соседству со студийным общежитием – в народе оно называлось «Куряж». Так вот, по вечерам обитатели «Куряжа» приходили к нам на посиделки. Не говоря уж о том, что у нас дома обязательно оказывались все знакомые, кто приезжал в Одессу из других городов. Помню, как мой муж на пару с Булатом Окуджавой играл на гитаре, а ещё они вместе писали сценарий, по которому Пётр Ефимович потом снял фильм «Верность». Бывали у нас и Марина Влади с Володей Высоцким. Помню, однажды Высоцкий пел так громко, что соседи вызвали участкового. Тот пришёл и говорит: «Можно я тоже послушаю?» Так и не стал нас разгонять. Валере в то время было лет восемь, и мы с нашими гостями не давали ему спать. Все, конечно, пили и курили. А маленький Валера всё это вынужден был терпеть. И в «Оттепели» у него все герои курят и пьют коньяк».

Некоторые черты Петра Тодоровского угадываются и в главном герое сериала, операторе Викторе Хрусталёве. «Помните эпизод с надвигающимся на камеру поездом, который Хрусталёв вызвался снимать снизу? – говорит Валерий Тодоровский. – Это случилось с моим отцом ещё в те времена, когда он работал кинооператором». В сериале герой Цыганова берёт за эту работу ящик коньяка. В действительности же Пётр Ефимович попросил только бутылку водки.

В образе Виктора Хрусталёва угадываются судьбы нескольких легендарных операторов 60–70-х годов. Кроме Петра Тодоровского ещё Вадим Юсов, Александр Княжинский, Павел Лебешев, а главным образом – Георгий Рерберг.

Что касается Лебешева (оператор, снявший все ранние фильмы Михалкова), то от него Хрусталёву достался только кулинарный талант. Ведь Павел Тимофеевич готовил поразительные блюда. Такие, как знаменитые «хрусталёвские щи» в сериале.

В жене главного героя Инге Хрусталёвой (Виктория Исакова), угадываются черты жены Рерберга, актрисы Валентины Титовой. Как-то в интервью она рассказывала: «Гога просто пришёл однажды – и остался. Но это ещё ничего не значило. Он сразу мне сказал: «У меня всё просто – два месяца, и конец романа». Однако Рерберг и Титова прожили вместе до самой его смерти в 1999 году.

В режиссёре Фёдоре Кривицком, которого сыграл Михаил Ефремов, угадываются черты знаменитого Ивана Пырьева. Кривицкий так же, как и Пырьев, воевал. Кроме того, Кривицкий обласкан властью: в фильме герои регулярно упоминают, что он лауреат Сталинской премии. Иван Пырьев получал эту премию аж шесть раз. Ну и ещё одно обстоятельство роднит героя Ефремова с Пырьевым – жанр его фильмов. Ведь Иван Александрович прославился как мастер комедии, на его счету такие хиты соцреализма, как «Трактористы», «Свинарка и пастух». В «Оттепели» герою Ефремова доверяют снять комедию «Девушка и бригадир».

А вот кто из персонажей сериала вызывает меньше всего сомнений относительно прототипа, так это сценарист Костя Паршин. В нём легко узнаётся легендарный сценарист и поэт Геннадий Шпаликов. Хотя самоубийство Шпаликова случилось в 1974 году, а не в 1961-м, как в фильме. «Костя Паршин списан с Геннадия Фёдоровича, это очевидно, – признаётся сценарист Дмитрий Константинов. – Но всё-таки не равен ему. Хотя бы потому, что жил немного в другое время. Но одержимость искусством, поэтический дар, невероятно талантливые сценарии, которые у Шпаликова не принимали, – всё это в Косте узнаваемо».

Ностальгия по ярким чувствам

В целом, хотя картину положительно оценили зрители и критика, отношение к сериалу неоднозначное. Высокий рейтинг фильма – это прежде всего показатель того, что для большей части зрителей шестидесятые были временем их отцов и дедов. Они увидели просто талантливо сделанную картину.

Но среди тех, кто помнит «оттепель», больше противников сериала. По их мнению, эпоха в картине передана недостоверно. Не было такой, как в сериале, ресторанной жизни, не было упоминаемых чинов и должностей, не было подобной морали, и голые девушки с безупречными фигурами не сидели поутру на лавочках. Даже одежда была не совсем такая – беднее.

Валерий Тодоровский имеет полное моральное право игнорировать все эти упрёки. Он не снимал документальную ленту, а показывал своё, авторское, отношение к тому времени. Социальных мотивов в фильме тоже нет, разве что скромные намёки на творческое удушье, которое испытывали художники в те годы. Но художникам во все времена было душно, так же, как они во все времена курят, пьют и спят с чужими жёнами. Тодоровский снял не слепок с эпохи, а её мифологизированное отражение. И преуспел в этом.

«Фильм «Оттепель» – это история про людей, которых я хорошо знаю и люблю, – говорит Валерий Петрович. – Мои родители оттуда. И я маленьким ребёнком успел почувствовать тот воздух, особую атмосферу. Вообще я хотел снять фильм про сложных людей, так называемую творческую интеллигенцию. Мой главный мотив – желание немного пожить жизнью родителей и их ровесников. Эмоции – стоградусные, отношения – искренние. Да, это ностальгия. По ярким страстям и чувствам, которых сегодня, к сожалению, нет. Этот фильм, конечно, посвящён моему папе и его друзьям, многие из которых уже ушли. А это были фантастические люди, и они прожили фантастически яркую жизнь».

Сериал, конечно, будут смотреть и дальше, восхищаться им и ругать. А это уже наше, зрительское, право.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №15, 2014 года