Утопил медали в Волге
12.11.2021 17:58
Ты почему газету вверх ногами читаешь?

Утопил медали в ВолгеДобрый день, уважаемая редакция «Моей Семьи»! Знакома с вашим прекрасным изданием с первых номеров, то есть больше двадцати лет. Несколько раз вы печатали мои письма, к огромной радости – моей и близких. Большое спасибо за ваш труд! Всегда с удовольствием читаю в газете семейные истории, охватывающие жизнь нескольких поколений. Думаю, в прошлом любой семьи хватит материала на хорошую книгу или фильм. Вот и мне захотелось поделиться воспоминаниями о любимых бабушке и дедушке.

Мамины родители, Сергей Яковлевич и Лукерья Алексеевна Трушкины, жили в низовьях Волги, в посёлке Трудфронт Астраханской области. Красивое место, зелёное, на острове. Правда, попасть туда можно только на лодке или пароме.
В 1941 году дед ушёл на фронт, бабуля тогда была в положении. В марте 1942-го у неё родилось сразу две девочки, Надя и Вера, моя мама.

Дед был тяжело ранен в Сталинградской битве и потом лежал в госпитале в Астрахани, бабуля его там навещала. Так в 1943 году появилась на свет ещё одна дочка, Людмила.

Затем, когда дедушка вернулся с фронта, родилось ещё четверо детей – сыновья Яков, Александр, Иван и дочь Тамара.

Конечно, это была бедная семья, жили впроголодь, как и многие люди в те годы, а то и хуже. Но, что интересно, именно в их дом тянулись все соседские ребятишки. Дедушка соорудил во дворе подобие школьной доски, девочки играли в школу, мальчики гоняли мяч, а кроме того, из верёвок делали скакалки. В общем, было во что поиграть.

Моя бабуля определённо обладала педагогическим даром, хотя окончила всего четыре класса школы. Она всегда говорила, что к каждому ребёнку нужен свой подход. Умела чётко организовать детей, каждый знал свои обязанности в доме. Вот её девиз: чтобы приспособиться к жизни, ребёнку нужна самостоятельность, но не вседозволенность.

Конечно, было не до баловства, детей воспитывали строго, но с большой любовью и теплом в сердце. Все выросли очень добрыми, порядочными, трудолюбивыми и дружными.

Бабуля отличалась невероятной добротой. Мама вспоминала такой случай. В один из послевоенных годов они с бабулей шли в магазин и увидели на улице незнакомого солдата – тот кого-то разыскивал по поручению боевого товарища, лежавшего в госпитале. Бабушка спросила, кто он, откуда, кого ищет, но таких людей в селе не было. Однако солдат пошёл дальше, всё-таки надеясь что-нибудь разузнать.

Наступила ночь, все спали, кроме бабули, она всё переживала за того солдатика. Наконец не выдержала, встала и пошла к паромной переправе. Паром уже не ходил, ночь на дворе, а бедный парень сидел на берегу голодный, бесприютный, и его поедом ели комары – в низовьях Волги комар злющий, спасенья от него нет.

Ну, бабуля и привела в свой дом этого заблудшего солдата, накормила и уложила спать, хотя и на полу, но всё же не на холодном берегу. А хатёнка-то у бабушки с дедушкой была маленькая, всего две комнатки, сами с семью детьми еле помещались, но всё же выкроили местечко для нуждавшегося человека. Утром солдат уехал с огромной благодарностью в сердце к доброму дому.

Всё своё детство я проводила каникулы у бабули и дедушки. Осталось много ярких воспоминаний: сладчайшие яблоки сорта яндык, ароматные абрикосы, вишня, виноград, вкуснейшие огурцы и помидоры. Всего понемногу, но всем хватало. А чего стоила бабушкина жарёха на огромной сковороде – на обжаренную картошечку выкладывались тоже слегка обжаренные куски судака или сазана, а часто и осетрины, сверху много лука, слоем красные помидоры, а сверху слой зелёных помидоров. Потом это всё тушилось, пропитывалось рыбным духом – было невероятно вкусно.

Моя бабуля рассказывала:
– Внучка, всю войну я мечтала, что наступит Победа, муж вернётся с войны, опять пойдёт работать в море, наконец-то получит приличные деньги, и я смогу в сельмаге купить целый рулон красивого ситца и сшить новые занавесочки на весь дом.

И вот долгожданная Победа, дед вернулся, заработал деньги в море, и моя бабуля купила тот ситец, о котором так мечтала. Принесла домой, но её срочно позвали на работу – она ещё умудрялась трудиться с семью детьми. А когда вернулась, увидела такую картину – по всему дому лежали лоскуточки от ситца. Это младшенькая доченька Томочка на радостях накроила одёжки для своей куклы.

Бабуля ничего не сказала дочке, молча взяла газету и пошла в палисадник, села на скамейку. Мимо шла соседка, тётя Тося Чепуркова, спросила:
– Люсь, а Люсь, ты чего это делаешь?

А бабуля ей отвечает:
– Не видишь, газету читаю.
– А почему вверх ногами её держишь? Или случилось чего?

Бабуля ей не ответила, пошла в дом, помогла доченьке доделать одёжки для куклы и занялась своими делами.

Я всегда удивлялась, как она управлялась с детьми. Недаром имела награды как мать-героиня. Потом дети выросли, уехали в город, начали привозить к ней нас, внуков. А внуков получилось тринадцать, и для всех находилось место, тепло, любовь и мудрое слово.

Ещё хочется сказать несколько слов о дедушке Серёже. Прошёл всю войну, имел ранения, потом жил с осколком в лёгком. Не раз был награждён, но сколько же ему пришлось там натерпеться, что по возвращении домой он все свои награды утопил в Волге со словами «Мы там не за медали воевали». И никогда не рассказывал о войне.

Мы помним и любим бабулю и дедушку, всегда вспоминаем, чему они учили нас, какие песни пели в семейных застольях. Добрая память им и всем таким же бабушкам и дедушкам.

Из письма Елены Николаевны Ткаченко,
г. Астрахань
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №43, ноябрь 2021 года