Реакция на нелюбовь
19.11.2021 19:12
Рассказы сельского батюшки

Реакция на нелюбовьЯ направляюсь в храм. На десять утра назначено крещение, планируем крестить четырёх детей. Трое совсем ещё маленькие, только пришли в этот мир. Четвёртая крещаемая – девочка неполных трёх лет. Крёстная, 32-летняя женщина, приходится ей родной тёткой. Она и рассказала историю совсем ещё коротенькой жизни своей племянницы.

Сестра этой женщины родила малышку будучи тяжелобольной. Когда забеременела, ещё не знала о своей болезни. Врачи предполагают, что беременность, возможно, и спровоцировала быстрый рост опухоли, которая уже находилась в головном мозге. И вот такая страшная ситуация: ребёнок родился, всем бы радоваться, а взрослым не до него – маму надо спасать.

Женщину лечили то в одной специализированной клинике, то в другой, но болезнь прогрессировала. Наконец семья решилась на операцию, после которой молодая мама долгое время оставалась без сознания. В результате у неподвижно лежащего человека развилось воспаление лёгких, и она умерла, не приходя в сознание.

Отцу маленькая девочка оказалась в тягость. Он просто не знал, с какого боку к ней подступиться, поэтому младенца отдали на воспитание бабушке. Кроме неё, никто из родственников не решался взять в семью маленького ребёнка. Но и для бабушки на старости лет грудничок стал тяжким испытанием. Тогда родная сестра умершей, глядя на мучения матери, пожалела обеих и решила-таки забрать девочку к себе.

Она взяла отпуск и на время переселилась в родительский дом, стала заниматься ребёнком. Девочка с радостью приняла заботу молодой женщины. Наверное, каким-то шестым чувством кроха понимала, что этот человек ей очень близок. Вскоре младенца забрали от бабушки и поселили в семье родной тётки. Отец не препятствовал. Наоборот, был только рад, что проблема наконец-то благополучно разрешилась. И всё-таки разрешение крестить ребёнка тётя спрашивала у него, родного отца.

Тот разрешил, хоть и сказал, что в Бога не верит. Я узнал, что этот мужчина в своё время не собирался даже отпевать супругу. Он никогда не подаёт поминальных записок, не ставит свечей и вообще равнодушно проходит мимо церкви.
Во время Таинства крещения с девочкой стало происходить нечто непонятное. Уж сколько я крестил детей, но прежде ещё не видел, чтобы маленький ребёнок всего-то двух лет и семи месяцев от роду так яростно сопротивлялся. Тётя с мужем так и не смогли раздеть малышку. Сила сопротивления была такова, что взрослые не совладали с девочкой. И пришлось крестить девочку в одежде.

– Ничего не понимаю, – изумлялась тётя поведению племянницы. – Дома сама снимала с меня цепочку с крестиком, всегда целовала и надевала себе на шейку. А сегодня с ней творится что-то невообразимое.

На следующий день девочка причастилась. Я давно замечаю: во время крещения дети ведут себя по-разному. Некоторые кричат, а те, что постарше, порой даже противятся Таинству. Зато во время причастия ведут себя, словно ангелы. Мало того что дают себя спокойно причастить, так при этом ещё и улыбаются.

После крещения вернулся домой и рассказал матушке о маленькой сиротке при живом отце. Внучки крутились рядом. Неожиданно в наш разговор с матушкой вклинивается Полинка:
– Дед, а что такое крещение? Зачем вообще людей крестят?
– Крестить – значит присоединять человека к Церкви, – поясняю. – Когда ты ещё только родилась, твои родители дали тебе имя. Это имя записано в твоём свидетельстве о рождении. Посмотри, у кого ещё, кроме человека, есть имя? Ни у кого, только клички у собачек, кошек и других животных. Потому что, кроме человека, никто больше не может разговаривать с Богом. Если не крестить человека, его имя останется в памяти только тех, кто его знал. Уйдёт человек, и имя забудется. Но в Церкви не так. Человеку нарекается имя в честь какого-нибудь святого. И этот святой уже о нём молится. Теперь его знают все, кто составляет Церковь, во все её времена. И не только люди, но и ангелы. Человек крещёный уже не потеряется ни во времени, ни в пространстве. Даже если жил тысячу лет назад. Я о нём помолюсь, и ему об этом станет известно.
– Дед, а почему эта девочка так плакала? – продолжала недоумевать Полинка.
– Не знаю, Поленька. Крещение – это Таинство, и о том, что в это время происходит с человеческой душой, мы можем только предполагать. Известно только, что совершает таинство Сам Бог. Что в этот момент открылось той малышке? Бог весть. Может, то, что её мамочка умерла, а папа от неё фактически отказался? И её протест – реакция на нелюбовь.

Минувшим летом мне позвонил один человек. Разговора с ним я ждал уже много лет. Его судьба очень похожа на историю предыдущей семьи.

Несколько лет назад я крестил его маленькую дочку, а мама малышки находилась при смерти. Лечилась от такого же онкологического заболевания, как и та, первая женщина. Жизненные силы были на исходе. Женщина смогла приехать в храм и присутствовала на крещении дочери. Забыв о болезни, мама вместе со всеми радовалась и с увлечением фотографировала происходившее на смартфон. Потом вспоминала о своём состоянии и плакала.

Мать, сперва радующаяся, а через минуту плачущая над своим ребёнком… Такой она и запечатлелась в моей памяти. То крещение потрясло меня, я запомнил его до последней секунды, а потом описал в одном из рассказов. Иногда вспоминал ту маленькую девочку. С папой и бабушкой они живут в другом городе. Молился о ней. Прошло четыре года – и вот долгожданный звонок.

Отец стал объяснять, кто звонит, но я узнал его сразу. Назвал по имени.

– Батюшка, я крестик потерял, – сообщил мужчина. – Что мне делать?
– Приезжай в храм. Поговорим.

Он приехал и рассказал, как живут с дочечкой. Сначала бабушка помогала, потом отец с дочерью приспособились жить вдвоём.

– И никто больше нам не нужен, – рассказывал папа. – Не хочу я для дочери искать мачеху. Батюшка, думаю, не просто так мой крестик потерялся. Это знак, что пора начинать молиться.

В субботу вечером мужчина исповедовался первый раз в жизни, а на воскресной литургии первый раз вместе с девочкой они причастились.

Разные семьи и разные люди, а судьбы очень похожие. Смотришь: кто-то оправляется от удара и идёт уверенно вверх, а у кого-то ещё не получается. Конечно, время всё лечит, но о людях надо молиться. Всегда, постоянно молиться.

Протоиерей
Александр ДЬЯЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №44, ноябрь 2021 года