Мажор в ХIХ веке
24.11.2021 00:00
МажорКомедия «Холоп» о мажоре Грише, которого отправляют на перевоспитание в лжедеревню XIX века, стала самым популярным фильмом за всю историю российского кинопроката. Главному герою приходится прочувствовать на себе все прелести жизни крепостных. С ним обращаются как с бесправным конюхом и даже собираются казнить. Мажору Грише предстоит пройти все испытания и заново научиться дружить и любить, полностью поменять взгляды на жизнь и отношение к людям. А чтобы кошмар закончился, ему надо совершить героический поступок.

Прозвучала команда «Живём!»

По словам режиссёра Клима Шипенко («Текст», «Салют-7»), его картина соединяет в себе элементы комедии «Иван Васильевич меняет профессию» и американского фильма «Шоу Трумана», причём всё снято в стиле вестернов Серджо Леоне.

«Это развлекательное кино, – продолжает режиссёр. – Оно смешное, потому что получился неожиданный коктейль. Мы делали фильм совместно с ребятами,  пишущими для «Камеди Клаба». Я хотел снять универсальную комедию, которую интересно смотреть всем от мала до велика, аттракцион, в котором, помимо юмора, есть интересная картинка. Важно было, чтобы получилось кино для большого экрана и зритель торопился в кинотеатр, а не ждал, когда лента выйдет на телеке и в интернете. Мне, конечно, лестно, что фильм сравнивают с картиной «Иван Васильевич меняет профессию». Но нужно быть слишком самонадеянным, чтобы говорить: «Я рассчитываю стать новым Гайдаем». У меня нет таких амбиций и самовлюблённости».

Съёмки, связанные с XIX веком, проходили в Псковской области, в Пушкинских Горах – в так называемой кинодеревне. Её в своё время специально построили для картины «Свои» Дмитрия Месхиева, позже там работали над фильмом «Гоголь» и другими проектами. Киногруппа достроила несколько домов, включая барский, мельницу, хлев, конюшню. Интерьеры барского дома снимали в усадьбе Тригорское. В массовку привлекали местных жителей.

Для них это было не только интересное времяпрепровождение, но и дополнительный заработок. В массовку отбирали мужчин с бородами и женщин славянского типа с естественной красотой, без увеличенных губ, татуировок и наращённых ногтей. Также в фильме участвует псковский ансамбль «Сказ» – они исполнили «Ламбаду», «Камаринскую» и «Светит месяц».

Все роли, действия и перемещения массовки придумывала и расписывала ассистент второго режиссёра – красивая, хрупкая и весьма строгая девушка с мелодичным именем Анастасия. Командой «Живём!» она запускала движение на площадке. Нужно обладать хорошим пространственным мышлением, чтобы насытить площадку жизнью, внешне хаотической, но при этом строго упорядоченной и направленной на максимальное наполнение кадра. И ладно бы это делалось для небольшой сцены, когда на площадке, кроме главных героев, «живёт» ещё десяток актёров массовки. Но если их сотня? И с этой задачей киногруппа справилась.

Кроме Пушкинских Гор, съёмки проходили в Москве. Так, для жилья психолога, героя Ивана Охлобыстина, использовали квартиру-мастерскую одного творческого человека в районе Таганки. Её переделали и задекорировали. Свадьбу отца Гриши и Анастасии власти разрешили снимать в Зарядье только рано утром. Москва в это время совершенно пустая, а нужны были люди в кадре, поэтому пришлось привлекать массовку.

Один из авторов сценария, Дарья Грацевич, шесть лет работала над сериалом «Интерны» и хорошо знакома со многими участниками той съёмочной группы, которая во многом перетекла в новый проект «Холоп».

«В 2011 году мы снимали в подмосковной усадьбе Мелихово серию «Интернов», в которой герой Ивана Охлобыстина, доктор Быков, пишет рассказ, – говорит Дарья. – В нём все герои попадают в XIX век. Как-то в перерыве мы наблюдали за тем, как герои массовки в холщовых рубахах и лаптях обсуждают новейшую компьютерную технику, и подумали, что было бы прикольно, если бы кто-нибудь попал в прошлое, но не по-настоящему. Так и родилась идея «Холопа». Сначала мы планировали сделать из этого сериал, но с ним как-то не получилось. Позже пришли к идее кино. Мы серьёзно работали с Климом Шипенко над сценарием, вариантов было не меньше пяти. Идея татаро-монгольского нашествия в XIX веке и подвига Гриши у нас присутствовала уже в самых ранних вариантах сценария».

Аллергия на природу

С выбором исполнителя главной роли мажора Гриши определились быстро. После пробы был утверждён сербский актёр Милош Бикович. По-русски Милош говорит хорошо, но акцент всё же присутствует, поэтому озвучивать роль пригласили Сергея Габриэляна-младшего. Для него это оказался первый опыт дублирования, ему пришлось разговаривать более высоким голосом, чем его собственный.

В начале съёмок оказалось, что у Милоша Биковича аллергия «на природу» – на пыль, лошадей, растения и даже льняную одежду. На протяжении всей работы ему пришлось пить антигистаминные препараты, которые он делил с режиссёром, столкнувшимся почти с такими же проблемами. На съёмках Бикович выучил новые для себя слова – «лапти» и «портянки», так что шок мажора от попадания в деревенский быт ему даже играть не пришлось.

Поначалу предполагалось, что Иван Охлобыстин сыграет отца Гриши, но Шипенко сразу увидел в этой роли Александра Самойленко. И тогда пришла идея отдать Ивану роль психолога.

Иван Охлобыстин вспоминает:

«Я попал в этот проект с лёгкой руки авторов «Интернов». Когда ребята писали сценарий, они, наверное, в голове держали меня, там все мои прибамбасы. Но вот когда мой герой сообщает отцу Гриши, сколько дней, месяцев и лет он женат на героине Маши Мироновой, – это моя небольшая добавочка. Эпизод с повешением (зритель впервые видит героя Охлобыстина, когда тот висит в петле. – Ред.) придумали сценаристы, но я опытный киношник, меня таким не удивишь. Технически это делается несложно, ремни проходят между ног и под руками, всё это крепится на спине, как парашют, спускается трос, сверху верёвка, а на шее – имитация верёвки. Но на парашюте летишь минут шесть и можно выдержать, а когда висишь под собственным весом пару часов, это неприятно, больно. Натёр себе всё, что можно. Для того чтобы я мог в кадре отрубить себе палец, изготовили силиконовый муляж, я подвернул большой, и мне наклеили искусственный. Есть очень хороший мастер такой пластики, который его прицепил к руке. Опасности нет, нужно просто точно рубануть по силиконовому пальцу, а не по своему».

Вся деревня без нижнего белья

Съёмки для киногруппы были непростыми. Смены порой длились по 12–16 часов. Актёрам приходилось валяться в грязи, купаться в ледяной воде, скакать на лошадях, иногда их подвергали порке. Для этих целей даже наняли специального каскадёра. Впрочем, это было скорее условным испытанием. В эпизоде порки Гриши кнутом один дотошный зритель заметил, что расстояние между экзекутором Авдеем и его жертвой слишком велико, кончик плётки до Гришки не долетает.

В эпизодах картины, посвящённых празднику Ивана Купалы, горит множество костров. Но заготавливать для них дрова и сучья не пришлось: горели не дрова, а газ, который подвели по укрытым в земле трубам.

Во время съёмок случались импровизации, некоторые шутки предлагали актёры. Когда в фильме кто-то спрашивает про главную героиню: «Какая ещё Лиза?» – Маша Миронова вставила от себя фразу: «Лиза, которая теперь без трусов». (По сюжету все жители деревни ходят без нижнего белья, а героиня Александры Бортич, взбираясь на лошадь, случайно показывает трусы.) Гриша тут же заподозрил обман. Так и знакомятся будущие влюблённые. Теперь зрители всегда бурно реагируют на эту фразу и смеются.

А больше всего участникам съёмок запомнился Иван Охлобыстин, который удивлял юмором и лёгкостью в общении. Александра Бортич тоже всех изумила. Трудно представить, что столь юная девушка может постоянно материться, как старый матрос. Тот, кто всю жизнь проработал в мужских коллективах, даже там не слышал такого количества отборных выражений, сколько довелось услышать от неё.

Мария Миронова сыграла роль телепродюсера Анастасии, подруги олигарха, которая помогала ему в организации эксперимента над сыном. По словам Мироновой, ей очень хотелось сняться в комедийном кино, потому что она уже устала играть драматические роли. Клим Шипенко взял её не сразу. На эту роль очень долго искали актрису, но Александр Самойленко уговорил режиссёра, и тот наконец утвердил Марию Миронову.

«Съёмки оказались довольно сложными, – признаётся Ольга Дибцева (Аглая). – Однажды снимали сцену, где мы с Милошем (Биковичем. – Ред.) должны были в ночь накануне Ивана Купалы плавать в озере. Смену поставили на сентябрь. А сентябрь в Псковской области – это уже настоящий холод. Вода в озере была ледяная, снимались мы без дублёров… А Милош ещё должен был вынести меня на руках из этой ледяной воды… Болото такое в лесу, с илистым дном, ледяная вода, он меня тащит на руках, а я девушка не худенькая. Мало того что мы погружаемся с головой, а потом выходим, при этом ещё должны играть страсть, любовь, показывать, что нам хорошо, а нам так холодно на самом деле, будто в аду находишься. И вот Клим, зная, насколько нам тяжело, всё равно делал шесть или восемь дублей. Всю ночь мы там бултыхались, в этом болоте. И тем не менее получилось всё очень красиво, и совершенно незаметно, что мы испытываем дискомфорт».

Дай сыну хорошую затрещину

Фильм «Холоп» заинтересовал зрителя, поскольку в нём затронута тема перевоспитания современной «золотой молодёжи», сынков олигархов, наглость которых возмущает общественность. Ещё одной причиной популярности ленты можно назвать сочетание жанров. Там есть и отсылки к истории, комедия и мелодрама. Также в фильме интересная любовная линия. Плюс ко всему важную роль сыграл актёрский состав.

На вопрос, в чём формула успеха его картины, режиссёр Клим Шипенко ответил так: «Знаете, она достаточно проста. Я ставлю себя на место самого взыскательного зрителя и абсолютно искренне пытаюсь себя удивить. При этом зацепить меня очень сложно, я весьма придирчивый».

Вероятно, формула сработала, поскольку фильм собрал в прокате астрономические 45 миллионов долларов, хотя потрачено на производство 200 миллионов рублей, то есть 2,5 миллиона долларов.

«Холоп» – лёгкое развлекательное зрелище, вот почему телеканалы теперь показывают киноленту в праздничные дни, чтобы создать у зрителей хорошее настроение.

О художественных достоинствах картины говорят редко, их здесь действительно мало. С другой стороны, сегодня не многие фильмы могут похвастать высокой культурной ценностью.

«Как эффективное развлечение это удалось. Развивает ли «Холоп» кинематограф? В искусстве делать деньги, пожалуй, да, а в искусстве как таковом, пожалуй, нет», – добавляют продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов.

«Холоп» вышел в прокат 26 декабря 2019 года и за первую неделю собрал один миллиард рублей, установив абсолютный суточный рекорд – в один из дней он получил 217 миллионов. Фильм собрал также более 1 миллиона долларов в зарубежном прокате. В итоге «Холоп» стал самым кассовым российским фильмом за всю историю и остаётся таковым по сей день.

Создатели фильма не исключают появления продолжения и не скрывают гордости за картину, проча её в наследники «Иронии судьбы...» и работ Леонида Гайдая. Предполагается, что «Холоп» станет такой же доброй традицией, как и те советские фильмы, которые мы смотрим каждые праздники.

Образ, созданный сценаристами, режиссёром и исполнителем главной роли Милошем Биковичем, поначалу выглядит на редкость отталкивающим. Проучить молодого подонка зрителю представляется делом правильным и логичным. Вот только процесс перевоспитания в фильме «Холоп» оказался слишком сложным и дорогостоящим. Получается, ради своего сына-негодяя богатый папаша оплатил строительство целой деревни, огромное количество массовки, работу сценаристов, режиссёров, актёров и покупку сложной техники. И всё это – вместо того, чтобы просто дать сыночку хорошую затрещину и лишить финансирования.

А ведь юных подонков у нас в стране немало. И слишком много чести устраивать ради каждого из них дорогостоящее и сложное постановочное шоу. Существуют и более дешёвые, а главное – действенные средства, чтобы поставить на место зарвавшегося бездельника.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №45, ноябрь 2021 года