СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Елена Дробышева: Мне не нужны ни отношения с этим человеком, ни кольцо, которое он подарил
Елена Дробышева: Мне не нужны ни отношения с этим человеком, ни кольцо, которое он подарил
06.08.2012 00:00
Елена ДробышеваАктриса Елена Дробышева, кажется, всё знает о женской психологии. В её ролях раскрываются знакомые нам женские образы – жена, которая пилит мужа за то, что тот зарабатывает мало денег («Маршрут»), простодушная одинокая женщина, влюбляющаяся в первого встречного («Террор любовью»), понимающая жена охотника («Весьегонская волчица»), властная и деспотичная купчиха («В лесах и на горах»), несчастная дворянка, которой изменяет муж («Анна Каренина»), бывшая пациентка и благодарная супруга врача («Казус Кукоцкого»).

– Популярность пришла к вам после сериала «Другая жизнь», где вы играли провинциалку, покорившую Москву. Мне рассказывала одна ваша подруга, как в кафе, где вы сидели, выстроилась очередь из официантов, жаждавших взять у вас автограф.
– В фильме «Другая жизнь» режиссёра и сценариста Елены Райской всё было тщательно продумано и выстроено. Актёры играли с удовольствием. Думаю, что история моей героини не о том, как завоевать столицу, а о её взаимоотношениях с мужем и попытке их сберечь. Да, она утаила от него отдельные факты своего прошлого. Но проблема скорее в том, что она носила их в себе и мучительно «раздувала».
И это вопрос: нужно ли рассказывать друг другу абсолютно всё? Ведь выложив о себе всё, ты не оставляешь себе самого себя. И всё же любой человек испытывает потребность перед кем-то исповедаться. Вот скажите, откуда это в нас? Почему один человек рассказывает другому человеку свою судьбу? Да потому, что он хочет снять тяжесть со своей души, получить своеобразное «отпущение грехов» – чтобы кто-то выслушал его, а потом сказал: «Ну, это не самый страшный поступок, бывает и похуже». И пока человек сам с собой не разберётся, он не сможет двигаться вперёд.

– У вас взрослый сын Филипп. Я знаю, что он хорошо образован, знает два языка, английский и французский, и у него отменные манеры. Однако сегодня многие родители находятся в конфронтации со своими детьми.
– Я горжусь сыном и ценю наши взаимоотношения. Могу спрашивать у Филиппа совета по серьёзным жизненным поводам: у него свой взгляд на вещи, что для меня ценно. Приятно, что сын меня понимает. Например, я не люблю свой день рождения, и каждый раз, когда он приближается, на меня накатывают приступы волнения. Раньше отмечала как принято – вечеринка дома или в ресторане, гости, тосты. И только недавно поняла, что это не моё. И за неделю до праздника предложила Филиппу: «Давай в мой день рождения поедем в Подмосковье кататься на сноуборде!» Сын не стал говорить, что занят или что это дурацкая затея, он просто промолчал. Но утром в день рождения подарил мне огромный букет жёлтых роз, потом мы с ним выпили кофе и вместе поехали в Красногорск кататься на сноубордах.

– Чем сын сейчас занимается?
– Он оканчивает учёбу в экономической сфере и работает над несколькими интересными проектами.



– Как-то вы рассказывали, что Филипп неплохо готовит.
– Да. К тому же у нас есть традиция: если кто-то из домашних возвращается с гастролей или из дальней поездки, тот, кто остался дома, должен к его приезду вымыть квартиру и приготовить обед или ужин. Даже если человек приезжает в четыре часа ночи. А путешественник должен не забыть привезти подарки друзьям и близким.

– Вы снялись в одном из нашумевших проектов – фильме Сергея Соловьёва «Анна Каренина». Несколько лет назад в Питере состоялась премьера фильма, была обещана телеверсия, которая, надеюсь, скоро выйдет на экраны. Правда, что артисты ждали своих ролей десять лет?

– Да, это так. И Сергей Соловьёв оставил всех актёров, которые проходили пробы десять лет назад. Я играю Долли, жену Стивы Облонского, у которой шесть детей. Есть предположение, что прототипом Долли была жена Льва Николаевича Толстого Софья Андреевна. Когда я перечитала роман, то пришла в восторг – это лучше любой книги по психологии! Там очень детально и точно объяснены все нюансы отношений между мужчиной и женщиной.

– Многие задаются вопросом: почему в наше время не снимают великих картин, хотя бюджеты, выделяемые на кинопроизводство, довольно высоки?
– Сейчас людям живётся довольно трудно, поводов для оптимизма у них маловато. Поэтому серьёзный и высокий жанр в искусстве не слишком востребован. Сегодня кино и театр больше нуждаются в лёгком жанре – комедии, мелодраме…

– Какие из фильмов, в которых вы работали, вам наиболее интересны?
– Я люблю смотреть свои старые фотографии. Не сказала бы, что это возвращает меня к прошлому, это пазлы моей жизни. Кино, в котором я снималась, – это тоже пазлы. Пересматривать свои картины не люблю. Но мне дорога роль в картине Юрия Грымова «Казус Кукоцкого». Это серьёзная работа. Там всё сошлось: интересный характер – от юности до старости, знающий и тонкий режиссёр и великолепный литературный материал, роман Людмилы Улицкой.

– Ваша героиня Елена, жена Кукоцкого, обладает провидческими способностями и в одиночку сражается с постигшей её страшной болезнью.
– У неё болезнь Альцгеймера – старческое слабоумие. Когда мы готовились к съёмкам, врачи рассказывали, что такие больные первыми понимают, что с ними происходит, и пытаются скрыть это от окружающих. Елена Кукоцкая также скрывает свою болезнь от родных, но вскоре её странная забывчивость становится очевидной для всех. И её обыденная жизнь превращается в череду нелепых поступков – то она вяжет бесконечно длинный шарф, то режет ножницами занавески строго по прямой линии. Однако для меня болезнь моей героини метафорична. Это определённая точка зрения, жизненная позиция – она уходит в себя, в свой мир, откуда её никто не может достать. Актёрская профессия – это своеобразная лаборатория. Философы говорят: разберись в себе. А актёрская задача в работе над ролью – сложить мозаику, решить загадку человеческого характера и примерить это на себя.

– Вы снимались в приключенческом сериале «Маршрут», где было немало опасных трюков. Например, момент, когда ваша лодка опрокидывается в горной реке. Вам было страшно?
– Было, хотя мы работали со страховкой. Нас проинструктировали, чтобы плыли ногами вперёд, тогда этот процесс можно контролировать. Ведь если течение понесёт тебя головой вперёд, велика вероятность разбить её о камни.

– Как вы выбираете роли?
– Если я берусь за роль, мне интересно её выстраивать. Конечно, хотелось бы иметь больше времени на подготовку, чтобы делать это более осознанно и глубоко. А сегодня фильмы снимаются быстро, взаимоотношения между героями обсуждаются вскользь – из-за этого много нестыковок, проблем и перевёртышей. Уже в сценарии возможны ошибки в поведении героя – то, что он говорит, часто совершенно не вяжется с его делами и с финалом фильма. Например, в одной картине моя героиня вдруг отравилась, когда от неё ушёл муж, а потом так же неожиданно пришла в себя и стала строить свою семью и семью взрослой дочери. И такие неадекватные поступки она совершала, не будучи уже маленькой девочкой. Большинство людей всё-таки ведёт себя последовательно. Человек может проявляться по-разному, но эти проявления всегда обусловлены его личностью, его характером.

Елена Дробышева– Однако часто люди действуют спонтанно, под влиянием обстоятельств, случая…
– Каждый человек может привести множество примеров из своей жизни, когда он что-то сделал случайно. Психологи считают, что любая случайность связана с подсознанием, которое руководит нами. «Не хотел, не думал» – это в сознании. А вот «как-то так получилось нечаянно» – это из подсознания. Мы произносим слово «случайно», когда не знаем истинной причины, которая регулировала наши действия. У меня был один знакомый, который, честно говоря, мне не очень нравился. Зато я, видимо, вызывала у него симпатию. И вот однажды он подарил мне кольцо из хрусталя Сваровски. Мне оно пришлось по вкусу, я даже гордилась: какое дорогое! Через некоторое время пошла в театр на спектакль, на левой руке у меня было подаренное хрустальное колечко, а на правой – массивное серебряное кольцо с бирюзой. И когда я аплодировала, кольцо с бирюзой «встретилось» с хрустальным. Хрусталь разбился на мелкие кусочки. Я тогда очень расстроилась. А сейчас думаю, что эта досадная случайность была неслучайна. «Ты не хочешь связывать свою жизнь с этим человеком, – говорило моё подсознание, – он тебе не нравится. И не нужно носить на пальце его кольцо, даже если оно дорогое!» Но мы не всегда понимаем себя. Я получила гонорар, помчалась в ювелирный магазин и купила точно такое же кольцо. Но вскоре во время репетиции хлопнула рукой по железной спинке стула, и новое хрустальное кольцо разбилось. «Не обманывай себя, – советовало подсознание, – тебе не нужны ни отношения с этим человеком, ни кольцо, которое напоминало бы о его подарке и о нём самом». И жизнь показала, что это было действительно так.

– В фильме «Наследство» вы играли жену богатого человека – приятную интеллигентную женщину, которая всё прощала мужу и оправдывала все его действия.

– В жизни такие отношения существуют сплошь и рядом. Бывает, что мужчина ничего собой не представляет и при этом отыгрывается на жене. Ему нравится её унижать, а она терпит, потому что знает: он от неё никогда не откажется и всегда будет рядом. На самом деле этим людям вполне комфортно друг с другом. Есть целая теория насчёт женщин, любящих быть жертвами, которые обязательно найдут себе мужа-алкоголика. Они будут жалеть его, себя и продолжать с ним жить и заниматься его «спасением». Потому что им нравится кого-то спасать, а если они не будут этого делать, то им станет плохо физически.

– Случается, что артист играет какую-то роль, а потом с ним происходят похожие события.

– Моя мама Нина Дробышева – великая актриса. И я это понимаю с профессиональной точки зрения, а не только потому, что она моя мама. В своё время она играла в театре Моссовета в нашумевшем спектакле «Эдит Пиаф», который не сходил с подмостков двенадцать лет. Вся Москва посмотрела тогда этот спектакль. Прошло время. «Эдит Пиаф» показывают по телевизору, и люди, которые смотрят его, по-прежнему плачут и восторгаются игрой мамы. В начале спектакля Нина Дробышева говорила: «Многое мне пришлось испытать на своём пути: взлёты, падения, аплодисменты, автомобильные катастрофы…» Слова французской певицы мама произносила так, будто эти события произошли с ней в настоящей жизни. И действительно – это «настоящее» затем произошло в реальном мире. Мама попала в страшную автомобильную катастрофу. Бог спас.
Другая история случилась недавно на спектакле «Долгое путешествие в ночь» по пьесе Юджина О'Нила. Мама играет наркоманку, ставшую таковой из-за частого употребления лекарств. В настоящем своём положении героиня не может уже играть на пианино так прекрасно, как играла в молодости. Она говорит: «Эти скрюченные руки, страшные пальцы… Я ненавижу эти руки…» Мама исключительно играла эту сцену. Сидя в зрительном зале, я испытывала страх, ужас и холод.
Вскоре, после шести спектаклей, у мамы действительно заболели руки – их пришлось бинтовать, они сильно болели и шелушились. Потом наступил отпуск – спектакль не играли, руки зажили.



– Как-то одна актриса заметила: «Что ещё желать артисту, как не роль да хорошего партнёра!» Про роль – понятно, но неужели так важно, с кем ты играешь в кино или театре?

– Когда работаешь с хорошим партнёром, то на площадке возникает чудо и сцена, которую ты играешь, становится живой. В такие минуты, понимаешь, ради чего стал артистом. Я испытывала истинное удовольствие, работая, например, вместе с Ириной Розановой, Александром Абдуловым, Маргаритой Шубиной, Алексеем Кортневым.

– А бывает так, что артист замечательный, а партнёр – неважный?
– Конечно. Есть «твои» артисты, а есть «не твои».

– Как вы это определяете?

– Как и в жизни. Вы же сразу видите, «ваш» человек или нет. Не «ваш» может быть очень хорошим, только вы разговариваете с ним на разных языках и существуете как бы по касательной. А случается, что понимаешь человека в доли секунды и тебе не нужно ему ничего объяснять.

– О чём вы мечтаете?
– О путешествиях. Говорят, если у вас плохое настроение, есть три выхода: Домодедово, Внуково и Шереметьево.

Расспрашивала
Наталия ГРИГОРЬЕВА