СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Анатолий Вассерман: Чтоб вы не смогли отбиться от напавших на вас денег!
Анатолий Вассерман: Чтоб вы не смогли отбиться от напавших на вас денег!
20.12.2021 12:23
ВассерманЭтот человек ещё в юности считался одним из умнейших людей Одессы. А вскоре – и всей нашей тогда ещё не разделённой страны. С 80-х годов Анатолий Вассерман – ярчайший игрок спортивной версии «Что? Где? Когда?», многократный победитель телепрограмм «Брейн-ринг» и «Своя игра». Многие уважают его за верность принципам, абсолютную неподкупность и чрезвычайно широкий кругозор. Он дипломированный инженер-теплофизик, системный программист, а также телеведущий, публицист, вдобавок недавно Вассерман стал депутатом Госдумы. Как поживает этот мудрец, эрудит и с недавних пор политик?

– Анатолий Александрович, как вы чувствуете себя на новом месте – в политике?
– Политическая деятельность у меня действительно началась сравнительно недавно, всего лет тридцать назад. Другое дело, что депутатом я стал лишь в этом году, а раньше занимался политикой в ином ключе. Но благодаря такой подготовке я в Думе увидел не так уж много неожиданного. Правда, сейчас у меня ещё не началась серьёзная деятельность, поскольку первые два месяца ушли на принятие бюджета. Всё остальное пришлось отложить. И только после Нового года начну всерьёз прорабатывать законопроекты, которые были намечены ещё в начале моей предвыборной кампании. В общей сложности у меня около десятка законопроектов.

– Какие из них самые важные?
– Первоочередная моя цель – это признать парниковую теорию глобального потепления не просто ошибкой, давно опровергнутой, а сознательной ложью с корыстными намерениями. То есть мошенничеством. Соответственно, вывести Российскую Федерацию из всех международных соглашений, опирающихся на эту теорию. А её пропагандистов, таких как бывший американский вице-президент Гор или нынешний президент Байден, преследовать как мошенников. И второе из первоочередных требований – признать недопустимой классификацию образования и здравоохранения как сферы услуг. Включить в закон об образовании цель образования – формирование целостной картины мира. А в закон о здравоохранении – защиту здоровья народа в целом. И, соответственно, убрать из законов всё, что противоречит заявленным целям. Есть и много других, тоже достаточно важных задач, но начинать, полагаю, надо именно с этого.

– По поводу ложности парниковой теории. На Западе она считается почти религией. Не то что оспаривать, даже думать о её ложности – преступление в Европе. А все, кто не согласен, – глупые средневековые мракобесы, которые верят в теорию заговора.
– Я в таких случаях спрашиваю: а что, в истории не бывало заговоров? И какая мне разница, что думают другие! Если я что-нибудь знаю, то обязан распространять это знание, чтобы вывести других из глубокого заблуждения. Подчёркиваю – не только вправе, но обязан. Поскольку спасать людей, угодивших в умственные ловушки, не менее важно, чем тех, кто угодил в ловушки физические. Я, между прочим, помимо всего прочего, по диплому инженер-теплофизик. И такие вещи, как парниковая теория глобального потепления, просто в силу своего образования обязан понимать и проверять. Что я, собственно, и делаю. Более того, знаю, что ошибочность парниковой теории доказана множеством разных независимых способов, она перекрёстно проверена. Некоторые из этих способов сродни объяснению на пальцах – всё настолько просто, что любой человек в состоянии понять. А если человек не желает выслушивать объяснение, то это его личное несчастье.

– А что вы думаете по поводу коронавируса?
– В необходимость прививок я не верю, а знаю! Поскольку достаточно на эту тему читал ещё в детстве и потом изучил по биологии. Кстати, это может обернуться для меня изрядным скандалом в Думе. Во фракции «Справедливая Россия», куда я вхожу, многие придерживаются мнения, что прививки должны быть только добровольными. И я уже предупредил свою фракцию, что совершенно независимо от их решения буду голосовать за обязательность прививок, к чему призываю уже больше года.

Вообще, всему верить и всё отрицать – это одинаково опасно. Лучше всё проверять.

– У нас в России исторически сложилось, что ни политикам, ни прессе, ни соседке, ни даже учителям мы не верим до конца.
– Не только в России. В Соединённых Государствах Америки чем дальше, тем очевиднее недоверие к действующей в данный момент власти. (А. Вассерман не приемлет термин «штаты» и использует его буквальный перевод – «государства», что отвечает характерному для этого интеллектуала принципу максимальной точности. – Ред.) Но я стараюсь существовать не в категориях доверия-недоверия. А в категориях проверки.

– Ох, это тяжёлая работа. Не каждый на неё способен.
– Мне повезло. Я имею возможность проверять очень многое просто в силу своей основной деятельности – публициста и политического консультанта. От меня не то что ждут, а прямо требуют максимально достоверных утверждений. Грубо говоря, мне как раз и платят за проверку сведений. Поэтому мне легче, чем многим. Непрерывная проверка всего – часть моей основной работы. Конечно, для других это сложнее, но проверяйте хотя бы что-нибудь.

Вассерман– Мы сейчас стоим на пороге нового года. Попробуем заглянуть в 2022 год. Каким вы его видите?
– Думаю, что следующий год будет очень бурным, причём главным источником нестабильности лично я считаю очередные парламентские выборы в Соединённых Государствах Америки. Вообще говоря, многие странности политики Соединённых Государств объясняются тем, что там самый короткий в мире избирательный цикл – всего два года. И немало делается именно с оглядкой на ближайшие выборы. Полагаю, что в наступающем году тоже будет несметное множество факторов нестабильности, порождённых именно выборами в СГА.

В частности, полагаю, что им таки удастся заставить Украину напасть на Донбасс, а может быть, и на Российскую Федерацию, просто потому, что это понадобится кому-нибудь из американских политиков для поднятия своего рейтинга. Примерно так же, как в 2008 году в надежде пропихнуть Маккейна в президенты, устроили нападение Грузии на Цхинвал. Боюсь, что произойдёт нечто в том же духе. Понятно, что это нападение для Донбасса практически безопасно. Не буду вдаваться в военно-технические подробности, но украинская армия существует в лучших традициях НАТО и способна действовать только в режиме три «Б» – безнаказанный расстрел безоружного противника с безопасного расстояния. Судя по репортажам украинского телевидения, натовские инструкторы, похоже, натаскивают местную армию именно на эти самые три «Б». А это значит, что при столкновении с хорошо обученными силами армия Украины немедленно рассыплется, что с ней уже пару раз и происходило.

Кстати, именно поэтому мало-мальски вменяемая часть украинских военных категорически отказывается влезать в дальнейшую авантюру в Донбассе. Но там же большая часть, мягко говоря, совершенно невменяемая. У нас принято называть таких «отморозками». И вот такие могут совершить что угодно, просто не ведая, что творят.

А во что выльются провокации? Чем кончатся? Они кончатся очередным приступом санкций и истерикой во всех средствах массовой рекламы, агитации и дезинформации – сокращенно СМРАД. Этот термин ввёл наш ученый, философ Андрей Ильич Фурсов.

Чего ещё я ожидаю от нового года? Завершения коронавирусной пандемии. По крайней мере, в России уж точно откажутся от этого тяжкого горбачёвского наследия – добровольности прививок. Надеюсь, что откажутся и в других местах. После чего эпидемия пойдёт на спад буквально на глазах.

Ожидаю очень серьёзной перестройки глобального рынка. В частности, я считаю, что глобальный рынок разделится на несколько блоков. Начнётся постепенный отказ от нынешнего глобального разделения труда по принципу узкой специализации стран: якобы Россия отвечает за сырьё, Запад – за технологии, Китай – за ширпортреб… Не буду вдаваться в технические подробности, но у меня есть много публикаций, почему эта идея, поначалу казавшаяся полезной, привела к катастрофическим последствиям.

Это основное, на что я надеюсь в следующем году. Но, исходя из опыта всей своей жизни, совершенно уверен, что год принесёт громадное количество того, что сейчас мы просто не в состоянии вообразить.

– Заинтриговали.
– Сам заинтригован.

– В мае 2021 года вы сказали: «Если я сейчас приеду в Одессу, в лучшем случае меня просто убьют сразу же после пересечения границы». Одесса – ваша малая родина. Может быть, в следующем году вас там встретят цветами?
– Вряд ли. Насколько я могу судить, поддержка этой старой польской фальшивки «Украина – не Россия» сохранится в полном объёме.

– А вы верите, что однажды вернётесь на родину без угрозы для жизни?
– Отказ от польской фальшивки – необходимость. А необходимость рано или поздно находит возможность. К сожалению, я не знаю, рано или поздно.

– Вы скучаете по Одессе?
– Скучаю, конечно. Хотя я работаю в Москве уже больше четверти века, но всё-таки раньше, пока имел возможность приезжать в Одессу хотя бы на отдых, я не ощущал ностальгии. Сейчас, безусловно, тяжело. Но, во-первых, я человек сравнительно спокойный и большую часть своих эмоций подавляю, а во-вторых, ко мне из Одессы ездят. Я поддерживаю с родными и близкими связь по интернету. Отец, к сожалению, умер 12 мая от коронавируса. Мне не удалось приехать к нему на похороны из-за политической обстановки. Но в целом я исторический оптимист, знаю, что откаты к худшему всегда длятся сравнительно недолго.

– Вы называете себя «русский еврейского происхождения». Но помните и любите красивые еврейские проклятия и благословения, услышанные в детстве на идиш. Какое еврейское благословение вы часто вспоминаете?
– «Чтоб вы не смогли отбиться от напавших на вас денег» – это благословение часто вспоминаю. А проклятие – «Чтоб в твою честь назвали младенца». По обычаю ашкенази – восточноевропейских евреев – детей называют в честь недавно скончавшихся родственников.

– Вас назвали в честь дедушки-врача, который служил военным врачом в двух войнах – Финской и Великой Отечественной.
– Да. А умер за три года и четыре дня до моего рождения.

– Вас как порядочного еврейского мальчика под скрипку подставили в четыре года. Какой вид искусства вам ближе всего? Вы ведь любите петь песни тридцатых-сороковых и даже поёте их на эсперанто.
– Нет, на эсперанто я выучил всего парочку песен. Я оказался настолько ленив, что не довёл до конца обучение языку эсперанто. Это, мягко говоря, странный случай. Такая лень даже для меня не характерна. Но вообще, я, к сожалению, далёк от искусства. Хотя кое-чем интересуюсь. В своё время очень интересовался бардовской песней. Так уж вышло – много лет играл в «Что? Где? Когда?» в одной команде сразу с тремя видными бардами. Это Борис Оскарович Бурда, супруги Ирина Борисовна и Роман Григорьевич Морозовские. А что касается обучения скрипке, уж не знаю, действительно ли у меня не было слуха или я имитировал его отсутствие. Но имитировал так удачно, что сейчас у меня слуха действительно нет.

– Вы выступаете против запрета табака, хотя сами не курите. Также вы не выпиваете. Скажите – а как расслабляетесь?
– Не то чтобы совсем не выпиваю, но сравнительно редко и сравнительно немного. У меня график не позволяет часто этим заниматься. А как я расслабляюсь? Есть на этот счёт старый анекдот. «Как вы расслабляетесь? – А я не напрягаюсь». Но если серьёзно, то отдыхаю по рекомендации первого русского нобелевского лауреата, физиолога Ивана Петровича Павлова: лучший отдых – это перемена рода деятельности. Вот меняю род деятельности довольно часто.

– «Мозг нужно тренировать, как мышцу» – один из девизов вашей Академии Вассермана. Скажите – а если человеку за семьдесят, может ли умственная деятельность продлить жизнь?
– На мой взгляд, это реально. Обширной статистикой доказано, что многие расстройства умственной деятельности тем реже возникают, чем чаще вы ею занимаетесь. Всё перечислить не могу, но, скажем, болезнь Альцгеймера, от которой страдал Рональд Рейган, уйдя с президентского поста, и которой начал страдать Джо Байден, ещё не дойдя до президентского поста, – эта болезнь практически не возникает у людей, много и серьёзно работающих головой.

– Ходят легенды о ваших жилетах и куртках. Что вам необходимо для жизни? Без чего вы не можете себя представить?
– Я могу себя представить без любой вещи. Более того, в Думу чаше всего прихожу без жилета. Живу в нескольких шагах от метро и обычно езжу на работу и с работы в общественном транспорте. Соответственно, большая часть вещей, что я с собой обычно таскаю, мне не требуется. Другое дело, что я часто ношу с собой много разных инструментов, которые, по моему опыту, могут понадобиться совершенно неожиданно и очень срочно. Однако когда мне надо куда-нибудь лететь, спокойно оставляю все эти инструменты дома.

Вассерман– Как реагируете, если вас узнают в метро, на улице?
– Бывает! Спокойно на это реагирую. Если есть время, позирую для их селфи, даю автограф. У меня даже есть традиционная шутка, если кто-нибудь спрашивает, можете ли дать автограф. Отвечаю: «Могу, у меня их много».

– Внешне вы кажетесь очень спокойным человеком, которого невозможно вывести из себя. Не могу представить рыдающего Вассермана или хохочущего Вассермана. У вас бывают подобные состояния?
– Бывают, но редко. Лучше и не вспоминать, что способно вывести меня из себя. Но это спокойствие потребовало от меня очень серьёзной работы. Как сказано в заголовке одной из книг Константина Сергеевича Алексеева, более известного под сценическим псевдонимом Станиславский, «Работа актёра над собой». Вот и мне тоже понадобилось очень много работы над собой. Причём не только самостоятельной. Например, игравшая со мной четверть века в одной команде по спортивному «Брейн-рингу» и «Что? Где? Когда?» психолог Ирина Борисовна Морозовская по моей просьбе, пользуясь своими авторскими методиками, изрядно улучшила мою уверенность в себе. От этой уверенности уже идёт и спокойствие. Ирина Борисовна ещё кое-какие особенности моей личности подредактировала по моей просьбе. Другое дело, что это невозможно сделать по щелчку. Требуется осознанное желание. А уже потом психолог помогает это желание воплотить. Причём работы психолога понадобилось больше, чем моей собственной силы воли.

– Продолжаем ломать стереотипы. Вас невозможно представить с пылесосом, у кухонной плиты, пекущим пироги и готовящим борщ.
– Борщ точно не смогу. Я готовил блюда, мягко говоря, крайне примитивные. Расскажу об одном из них. Я его шуточно назвал «Холостяк в кубе». Это пельмени и сардельки, сваренные вместе в воде, в которой растворён бульонный кубик. Три типичнейших холостяцких блюда в одной кастрюле. Но, по крайней мере, «Книгу о вкусной и здоровой пище» я читал много, с интересом, хотя и без малейшей надежды что-либо из этих рецептов воплотить. Восемь последних лет со мной работает домоуправительница. Вообще-то она филолог и незаурядный художник, но сейчас зарабатывает ведением моего хозяйства. Хотя писать картины не перестаёт. Она, в частности, взяла на себя всё, что связано с моим кормлением. И за эти восемь лет я её усилиями похудел уже килограммов на двадцать. Что меня весьма радует. Надо похудеть хотя бы ещё на столько же. Но в любом случае при необходимости я себя накормить смогу.

– Девятого декабря у вас был день рождения, и мы вас поздравляем. Как обычно справляете?
– Обычно – дома или в кругу коллег. Нынешнее девятое декабря пришлось на день пленарного заседания в Думе. Фракция предоставила мне положенную ей десятиминутку выступления с трибуны. Вечером посидели с коллегами у меня дома.

Расспрашивала
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №49, декабрь 2021 года