Как снимали мультфильмы нашего детства
12.01.2022 14:48
Как снималиИстория замечательного искусства мультипликации начинается с середины XIX века, когда появились аппараты, «оживляющие» нарисованные картинки. Сегодня весь мир обожает рисованные мультфильмы, созданные ещё полстолетия назад. Но мы не задумываемся, насколько тяжёлую работу проделывали люди, которые дарили нам столько радости в докомпьютерную эпоху. Ведь каждый кадр мультфильма требовал многочасового ручного труда целой команды талантливых энтузиастов.

Мальчик хочет на каток

Художник-карикатурист Джеймс Стюарт Блэктон, считающийся отцом американской мультипликации, в 1900 году создал двухминутную кинокомпозицию «Очарованный рисунок», где живой человек рисует на листе бумаги портрет, и тот «сам по себе» меняет выражение лица. Этот эффект достигался с помощью склейки кадров.

А в 1908 году француз Эмиль Коль создал полноценный рисованный фильм, где уже присутствовали сюжет и герой. Его даже показали во французских кинотеатрах, и зрители были в восторге. Вот с этой «Фантасмагории» – так Коль назвал свой эксперимент – начался длинный и успешный путь мировой рисованной анимации.

Первопроходцем на студии Уолта Диснея стал чёрно-белый немой мультик «Алиса на море», выпущенный весной 1924 года. Там настоящая девочка была смонтирована с мультперсонажами, изображавшими морских обитателей. Через четыре года появился и знаменитый мышонок Микки-Маус. Об этом персонаже Сергей Эйзенштейн сказал, что Микки – лучший артист американского кино!

А в Советском Союзе первыми детскими мультфильмами считаются две работы – «Сенька-Африканец» и «Каток» (1927). Их создала творческая группа, в которой начинал свой путь будущий великий мультипликатор Иван Петрович Иванов-Вано – автор «Мойдодыра», «Краденого солнца», «Конька-Горбунка», «Двенадцати месяцев» и многих других шедевров отечественной анимации. Но в первых двух «немых» мультиках Иван Петрович являлся лишь соавтором.

«Сенька-африканец» был сделан по принципу перекладки – бумажные фигурки перекладывались и запечатлевались покадрово, имитируя движение. А вот «Каток» уже стал прототипом рисованных мультфильмов. В этой графической короткометражке каждый персонаж прорисован одной линией. Сюжет простой: история мальчика, которому очень хотелось попасть на каток. Трудно представить, но именно из этого пустяка впоследствии выросла творческая биография Иванова-Вано, который хранил верность мультипликации до конца жизни.

Он искал для советской анимации собственный путь развития и был категорически не согласен с коллегами, которые пытались подражать диснеевскому стилю. Иванов-Вано всегда брал за основу сценариев народные мотивы, делал из знакомых сказок настоящие шедевры, которые и сегодня любимы детьми и взрослыми.

Меньше слов, больше движения

Когда мы представляем себе создание мультипликационного фильма, то в воображении видим серьёзных людей, которые, склонившись над столом, непрерывно что-то рисуют. Однако мультфильм начинается не с рисунка, а с коллективного обсуждения.

В одной комнате собираются сценарист, режиссёр, художник, мультипликатор и оператор. Ведь процесс создания даже самого простого и короткого мультика – трудоёмкое и долгое дело. Каждый член команды должен работать чётко и укладываться в срок, поскольку от завершения одного этапа зависит начало следующего.

Естественно, в основе всего лежит сценарий. Сценарист мультипликационного фильма – человек с особым мышлением, который придумывает сюжет и заранее понимает, как будут вести себя рисованные персонажи. Важными составляющими сценария становятся интересные, насыщенные мелкими деталями эпизоды и лаконичные, но выразительные диалоги героев.

После того как сценарий утверждён, постановочная группа определяет дальнейший процесс производства мультфильма. Теперь решается вопрос хронометража и последовательности эпизодов.

При восприятии мультипликационной графики важна каждая секунда, да и темп движения у рисованных героев особый. Если в обычной киноленте на какое-нибудь действие требуется 15 секунд экранного времени, то в мультфильме для этого отводится всего 4–5 секунд! Главное отличие мультипликационного фильма от художественного – это отсутствие лишнего материала, максимальная ёмкость.

Всё это включается в режиссёрскую версию сценария, и начинается работа над графической экспликацией – проще говоря, раскадровкой, без которой следующий шаг невозможен. То есть надо картинками изобразить на бумаге весь сценарий!

Наши мультипликаторы очень любили работать с баснями Ивана Андреевича Крылова. Вот кто был прирождённым сценаристом! Образность языка, яркие персонажи, структурированность действия – всё присутствует в его произведениях. Стоит только вспомнить прекрасный мультфильм Николая Фёдорова «Стрекоза и муравей» (1961).

Но ещё в 1936 году появился симпатичный мультик «В Африке жарко». Сценарий написал Сергей Михалков, а режиссёром-художником стал Дмитрий Наумович Бабиченко – выдающийся советский мультипликатор. С Ивановым-Вано он снял «Приключения Буратино» в 1959-м. «В Африке жарко» интересен тем, что использованные приёмы во многом копировали диснеевских художников. Что и понятно, ведь примеров для подражания в молодом направлении искусства было очень мало. Но со временем у наших талантливых соотечественников выработался собственный стиль, и в 1964 году советский мультфильм «Почта» по стихотворению Самуила Маршака был отмечен самим Уолтом Диснеем.

Дмитрий Бабиченко являлся не только талантливым художником, режиссёром-мультипликатором, но и прекрасным педагогом. По его книге «История мультипликации» выучилось несколько поколений профессионалов.

А пока создаётся раскадровка, к работе художников подключается композитор, ведь музыка в мультфильме – это полноценный персонаж. И композиторы, работающие в данном жанре, тоже особенные. По сути, композитор делает свою «раскадровку», но только на нотном стане. И если тандем режиссёра-художника и композитора удачно воплощается, то появляются такие незабываемые мультфильмы, как «Необыкновенный матч», «Каникулы Бонифация», «Бременские музыканты», «Весёлая карусель», «Летучий корабль»…

24 кадра в секунду

Как мы сказали, советские аниматоры старались отойти от манеры Диснея, однако именно американский гений придумал технологию послойного рисования, которая ощутимо облегчила труд мультипликаторов. Ещё в 1932 году Гильдия кинематографистов наградила Диснея «Оскаром» за первый цветной мультфильм, раскрашенный по принципу «техниколор». Это когда чёрно-белые изображения тонируются в красный и зелёный цвета с последующим склеиванием слоёв. Теперь можно было дорисовывать детали к изображению, используя слои прозрачной плёнки с различными фонами и элементами.

Но главный принцип создания мультипликационного персонажа заключается в простоте, а создать «простой» силуэт – большое искусство. Художник-мультипликатор начинает творить за специальным столом-«просветом». Он покрыт стеклом, подсвеченным снизу, и на него художник кладёт свой рисунок. Электрический свет помогает более чётко видеть наложения рисунков друг на друга в разных фазах движения персонажа.

Каждый герой рисуется в различных проекциях: профиль, анфас, сзади, в три четверти, снизу и сверху. Так создаются эталонные рисунки, которые потом переносятся на стандартный мультипликационный лист. После этого художник возвращается к раскадровке – на этом этапе ещё можно внести какие-то коррективы.

Как известно, мультики снимают покадрово. А сколько кадров в 10-минутном фильме? Посчитаем. В одной секунде – 24 кадра. Десятиминутный мультик – это 290 метров киноплёнки, и в каждом метре – 52 кадра (один метр плёнки – это 2,17 секунды). Итого – более 15 тысяч кадров.

Многолетний опыт показал, что над одним фильмом лучше работать сразу двум художникам-постановщикам: один занимается графической разработкой, а второй решает вопросы цветового оформления фонов, костюмов и самих персонажей. После «карандашной» фазы, когда художник рисует части кадра на бумаге, они переносятся на прозрачные целлулоидные листы, что позволяет комплектовать кадр из нескольких слоёв.

Привези цветочек аленький

В 1950-х отечественная мультипликация сделала огромный скачок. На экраны вышли полнометражные мультфильмы, поразившие зрителей своей удивительной реалистичностью и плавными «человеческими» движениями героев, – «Двенадцать месяцев», «Снегурочка» и «Аленький цветочек». Во многом этот опыт заимствован у американских коллег, но в то же время здесь заявлен собственный стиль.

Лев Атаманов создал команду, которой всё было по силам. Вместе с художниками-постановщиками Леонидом Шварцманом и Александром Винокуровым он в начале 1950-х приступил к работе над «Аленьким цветочком».

Атаманов очень хотел сделать нечто неповторимое. И на «Союзмультфильме» по его предложению применили методику ротоскопирования. Вот как это выглядело: сначала весь сценарий проигрывали настоящие артисты, которых снимали на плёнку, а потом на станке закрепляли проектор, и отснятый материал покадрово переносился на бумагу.

Ничего не напоминает? Сегодня такой же принцип используется при создании анимационных фильмов, правда, с применением технических новшеств – на актёрах закрепляют сенсоры, соединённые с компьютером, а программы во много раз облегчают работу аниматоров.

В начале 1950-х обходились подручными средствами. Кинопроектор закрепили на обычном токарном станке, а художник не тыкал в умные кнопки на клавиатуре, но на больших листах бумаги фиксировал основные движения артистов. Леонид Шварцман создавал персонажи, а Александру Винокурову больше удавались живописный фон и декорации. Сам Лев Атаманов блестяще выполнял функции режиссёра. Всего несколькими штрихами он мог передать общую картину того, что хотел видеть в том или ином кадре.

Нина Крачковская сыграла и озвучила главную героиню – Настеньку, великая Мария Бабанова воплотила образ Любавы – завистливой сестры, Николай Боголюбов, звезда театра и кино, подарил свой голос и походку купцу Степану Емельяновичу, который привёз младшей доченьке тот самый аленький цветочек…

С детства симпатию в этом мультике вызывало Чудище с огромными печальными глазами. И вот как раз с этим образом мультипликаторам пришлось помучаться. Михаил Астангов, звезда Театра имени Вахтангова, пытался говорить разными голосами и придумывать необычные движения, но чего-то не хватало. И вот когда ему подложили на спину подушки, чтобы получился горб, всё встало на свои места. При прорисовке Чудищу добавили шерсти, и персонаж вышел очень симпатичным, вызывающим неподдельное сочувствие. Вот такой замечательный мультфильм увидела советская детвора в 1952 году.

Какой милаха

Самый важный этап создания мультфильма – это «одушевление» нарисованных героев. Здесь за успех отвечает художник. От того, какое выражение лица, какую эмоцию он воплотит в том или ином кадре, зависит, как действующие лица взаимодействуют друг с другом. Для этого мультипликатор сам должен быть артистом, обладать внимательностью, хорошей зрительной памятью, чувствовать ритм повествования.

Тем временем мультипликация набирала обороты не только в СССР и США. Почти во всех странах в середине ХХ века уже существовали студии мультипликационных фильмов, на которых работали выдающиеся художники.

Зденек Милер. Возможно, это имя мало что говорит большинству людей. Но если напомнить о чехословацком мультике про забавного Крота и его друзей, то в памяти моментально возникнут знакомые образы.

Милер преклонялся перед творчеством Уолта Диснея, но мечтал создать собственный стиль, а не копировать чужую идею. Однажды Зденек во время прогулки споткнулся о земляной холмик и понял, что это кротовая нора. Вот тогда он решил, что его персонажем станет именно Крот. Этот милаха должен был обходиться без слов, чтобы его понимали люди всего мира. Кротик общался с друзьями жестами и эмоциональными междометиями. Мечта Зденека сбылась, во многих странах полюбили его мультгероя, а в СССР этого чудаковатого зверька приняли всей душой и с нетерпением ждали новых серий о его приключениях.

Итак, показ одного кадра занимает 1/24 секунды, а 10-минутный мультик содержит 15 тысяч кадров. Это титанический труд! Мы рассказали лишь о главных этапах работы. Готовая отрисовка переносилась на прозрачные листы, затем происходила заливка красками, и начинался процесс покадровой съёмки. Так создавались рисованные мультфильмы нашего детства.


…А ведь когда-то мы были в восторге от появления 3D-графики. Но через полвека потомки будут смотреть на наши современные анимационные фильмы с иронической улыбкой. Всё это покажется пережитком прошлого, потому что мультипликация вновь станет совсем иной.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №1, январь 2022 года