Парень с другой планеты
02.02.2022 14:54
Всё хорошо, пока не закончились деньги

Парень с другой планетыЗдравствуйте, уважаемая редакция! Хочу сказать большое спасибо за моё письмо «Артём не при делах» (№39, 2021). Я писала о нелепом совпадении – как невольно пошутила о возможном пожаре в своей квартире, а он действительно чуть не произошёл. Правда, огонь вспыхнул не у нас и не по вине не выключенного утюга, а на лестничной клетке. Пламя уничтожило нам все провода, а переметнулось к нашей двери из другой квартиры, где жил бывший детдомовец Артём, у которого редкий день не случались пьянки-гулянки. Тогда я вспомнила о жизни Артёма лишь вскользь, а сейчас хочу рассказать о нём поподробнее. Мне кажется, о судьбе сирот, которым государство выделяет жильё, не стоит забывать.

Это был крайне не приспособленный к жизни ребёнок. В детском доме Артём, как и все его друзья-сироты, жил на всём готовом, а в 18 лет внезапно оказался предоставлен себе, получив от государства однокомнатную квартиру в нашем доме.

Далеко не всем сиротам так везёт – я слышала, многие ребята, как и обычные взрослые льготники, годами вынуждены стоять в очереди на государственное жильё. Однако психологически Артём был совершенно не готов к самостоятельности и оказался буквально вышвырнут во взрослую жизнь.

С работой у него почти всегда не ладилось. Конечно, у парня были какие-то подработки, часто разовые, но толком он так никуда и не устроился. Хотя, положа руку на сердце, особого желания трудиться у Артёма и не возникало. В итоге он объединился с несколькими такими же ребятами-сиротами, получившими квартиры. Они жили за счёт того, что сдавали свои однушки, а обитали все вместе единым шумным кагалом у кого-нибудь одного.

Не знаю, где именно жил Артём, но квартиру он первое время постоянно сдавал. Впрочем, наши соседи напротив менялись довольно часто, поскольку ребята-сироты на общей «хате», судя по всему, нередко ссорились. В такие моменты Артём возвращался и без зазрения совести выгонял своих квартирантов. Какое-то время жил один, но недолго – лишь до той поры, пока у него не заканчивались деньги. Он очень быстро спускал их на сигареты, выпивку и развлечения.
Пьяным юный сосед бывал очень часто, но при этом я бы не назвала Артёма угрюмым. Он всегда выглядел весёлым и добродушным, постоянно улыбался. Производил не самое плохое впечатление.

Наше знакомство получилось забавным. Мы только что сняли квартиру напротив. В первый же вечер раздался звонок в дверь, я открыла и увидела на пороге улыбающегося парня с ключами в руках.

– Вам кого? – спросила с удивлением.
– Здравствуйте! – сказал Артём. – Извините, вы мои новые соседи? Я просто слышал, как вы таскали вещи на этаж. Меня зовут Артём. Возьмите, пожалуйста, ключ – это мой запасной, пусть будет у вас, а то я постоянно теряю ключи. У всех соседей мои ключи уже есть, только у вас ещё нет.

Я даже не успела толком сообразить, что происходит, но Артём быстро вручил ключи и ушёл, даже не спросив, как нас зовут. Мы были поражены. Вот так запросто отдать ключ от своей квартиры совершенно незнакомым людям и уйти – где это видано, на какой планете живёт этот парень?

Когда Артём находился дома, он регулярно заглядывал ко мне, чтобы занять овощей для супа. Светясь улыбкой, просил «всего одну картошку, одну морковку и луковицу». Я его жалела и никогда не отказывала. В конце концов, без пары картофелин не обеднею.

– Спасибо вам огромное, выручили, – искренне благодарил Артём. – А то Лариса мне уже давно ничего не даёт.

Лариса, другая соседка, которая потом вместе с семьёй тушила пресловутый пожар, тоже когда-то выручала Артёма. Именно она и рассказала мне его историю. Но, видимо, ей к тому времени уже надоела собственная доброта.

Мы прожили в той квартире шесть лет, и за это время Артём мало изменился. Он по-прежнему оставался таким же бесхитростным, лучезарным, доверчивым и безалаберным парнем, как и в нашу первую встречу. Правда, в последний год стал чуть серьёзнее. Сошёлся с девушкой, у которой была пятилетняя дочка. Вместе с ними, мамой девушки и белой кошкой он надолго обосновался в своей квартире, немного остепенился, даже сделал небольшой ремонт.

К дочке Артём относился очень трепетно, водил в садик. Даже с тёщей неплохо ладил. Устроился на какую-то подработку – кажется, в автосервис, – но девушка постоянно ссорилась с ним, пилила за отсутствие денег, мы часто слышали скандалы. И в один не самый прекрасный момент Артём снова остался один, начал сильно пить, опять покатился по наклонной.

Кстати, его первый визит к нам имел глубокий смысл: ключи сосед действительно регулярно терял на протяжении всех шести лет нашей жизни на одной площадке. Глубокой ночью, возвращаясь от друзей пьяным, трезвонил всем соседям в общую дверь, просил, чтобы ему открыли. В итоге мой муж поругался с Артёмом и предупредил, что открывает дверь в последний раз, а на ночь будет отключать звонок.

Вскоре после тех событий мы переехали, и о дальнейшей судьбе Артёма мне ничего не известно. Но часто вспоминаю о нём и до сих пор испытываю чувство жалости к этому доброму, но слабому парню с печальной судьбой. Прекрасно знаю, что не всегда следует жалеть таких людей, а всё равно обидно, когда до них нет никому дела, а государство, едва сиротам исполняется 18 лет, словно отделяется от них железным занавесом.


А ведь Артёму почти повезло выкарабкаться из беспросветности, но она снова его засосала. Поэтому больно, когда не совсем плохой молодой человек, у которого, казалось бы, вся жизнь впереди, снова и снова оказывается выброшенным на обочину.

Из письма Натальи,
Москва
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №4, январь 2022 года