Народ-первопроходец
08.02.2022 00:00
Как я отвечал за культуру

Народ-первопроходецПару лет назад я участвовал в отмечании прекрасного праздника Рош ха-Шана, то есть еврейского Нового года.

– Сослан, нам будет приятно, если вы нас поздравите, – сказали евреи Осетии.
– Не вопрос.
– Сколько стоит ваше выступление?
– Нисколько. Я же не стендап-комик, артист, певец или ведущий. Среди ваших много моих друзей, мой близкий товарищ и коллега – еврей, так почему нет? Поздравлю, посмешу, расскажу, как в Израиль ездил.
– То есть дорого.
– То есть бесплатно.
– А вы умеете торговаться.
– Так. Кто еврей? Вы или я?
– Ой-вэй, мы уже сомневаемся.

Так искренне меня редко хвалили.

Короче, пришёл я поздравлять евреев с их Новым годом. Даже выучил пару фраз на иврите.

Празднование выглядело прекрасно: на террасе отличного ресторана все пили, ели, танцевали, пели. Периодически гости – представители разных диаспор, которых в Осетии о-очень много, причём все дружны между собой, – выходили к микрофону и поздравляли евреев.

Выглядело это примерно так:
– От общества «Русь» поздравит нас…

Выходит представитель общества «Русь», говорит, как много культурных и исторических связей у евреев и русских, и дарит музыкальный подарок. Кажется, пели наши чудесные казаки из станицы Архонской.

Все хлопают, подпевают и танцуют. Кто-то свистит.

– От общества «Прометей»…

Выходит красивая женщина, жгучая и яркая, и говорит, как рада отмечать с евреями их Новый год, как много связывает греческий и еврейский народы, которые исторически…

– И эта песня от всех греков Осетии – всем евреям Осетии!

И поёт. Все танцуют.

Потом были грузины с картули, армяне с шалахо и татары с чак-чаком.

Все напоминали о крепких исторических связях и дружбе.

Туркменский юноша в халате и тюбетейке спел под дутар что-то, кажется, о бескрайних степях. Две еврейские старушки плакали от умиления.

А я между тем немного нервничал. Потому что за столами, за кулисами и возле сцены не наблюдал представителей осетинской культуры. Ни джигитов с острыми кинжалами, ни прекрасных певцов во фраках, ни волооких дев, готовых станцевать «девичий танец», ни даже юных барабанщиков-доулистов, которые украсят любой праздник от Рош ха-Шана до Дня взятия Бастилии. То есть, судя по всему, за культурное направление от всех осетин отвечал я. Это было тревожно.

Жду команду от ведущего. И вот все диаспоры закончились. Все поздравили, кроме нас.
– От осетинского народа…

Опережая меня, к микрофону рванул мэр Владикавказа. Поздравил, сообщив, естественно, о крепких исторических связях.

Ну, думаю, теперь мой час! Ан нет.

– Также нас хочет поздравить представитель «Стыр Ныхаса»!

Для иногородних поясняю. «Стыр Ныхас» – это осетинская общественная организация, объединяющая уважаемых представителей старшего поколения.

Естественно, все аплодируют. Встаёт красивый, солидный, ну, не старик, но пожилой мужчина. С бокалом. И очень проникновенно говорит:
– От всего осетинского народа хочу поздравить еврейский народ с праздником!

Все хлопают и поднимают бокалы.

– Великий народ, народ-первопроходец!

Бокалы взмывают ещё выше.

– И этот народ, несмотря на трудности и преграды, всегда идёт вперёд!

У евреев уже нет сил тянуть бокалы выше, но они стараются. Хотя руки у многих закончились.

– И вот они шли, шли, шли… И вдруг споткнулась.

Я в это момент ел форшмак. И был немного евреем. Так что весть о препятствии на нашем пути меня насторожила. Да и все напряглись. Бокалы опустились чуть ниже.

– Но… они встали! И снова пошли.

Все присутствующие выдохнули. А рано – потому что старший ещё не пояснил, куда шли евреи. А значит, всякое возможно.

– Однако они снова споткнулись…

Бокалы вниз, улыбки долой.

– Но встали и пошли. И вдруг…

Качели с бокалами продолжались уже секунд тридцать. Вверх – вниз. Что ждёт евреев в конце этого тоста, не предсказал бы никто. Мэр Владикавказа тихо попрощался и ушёл. Одна пожилая женщина поставила бокал на стол и громко прошептала:
– Давайте уже сразу конец. Интересно же, куда мы идём.

Самое ужасное, что я понимал: после такого сеанса мне лучше не выходить. Тут надо снова выпускать казаков с туркменом и татар с чак-чаком. Лечить психологическую травму у всей диаспоры.

Уважаемый старший, видимо, тоже понял, что пора как-то выруливать с этого опасного для евреев пути и завязывать с неопределённостью. И неожиданно перешёл на деловой тон:
– Я это к чему? Все под Богом ходим. Он нас бережёт, но под ноги надо смотреть и самим!

Воистину, это было мудро.

Все выпили, и к микрофону выпорхнул я. Не буду придумывать, что мне с трудом удалось вернуть публику в русло веселья. Оптимистичный народ, сами справились. Поздравил, пошутил, рассказал о впечатлениях от Израиля, и тут та самая женщина, которая хотела узнать финал тоста, говорит:
– Сослан, вот у вас скоро концерт с нашим юмористом Гутиным. Там будет так же весело?
– Не настолько.
– Почему?
– Там по билетам.

И все засмеялась. Хороший праздник!

Сослан ПЛИЕВ,
г. Владикавказ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №5, январь 2022 года