Люди вернулись к цветам
10.04.2022 14:42
Вы не смотрите, что это генетические мутанты

Люди вернулисьНу что же, хроники экономической войны. В этом году Восьмое марта для цветочников оказалось катастрофическим. Мы не в убытке, но почти без прибыли – а ведь её от нескольких золотых мартовских дней ждёшь весь год. Под эту прибыль берутся кредиты, строятся планы, без неё невозможно развитие.

На самом деле за десять лет, что я занимаюсь цветами, не было ни одного кануна Женского дня без тревог. Мы ежегодно ждём катастрофы и боимся, что именно этот раз станет последним. То валютный курс скакнёт, а цветочки-то наши на 75 процентов импортные и цена их намертво привязана к доллару. Или таможня начинает чудить, задерживает на границе фуры с цветами, и в результате где-то в конце февраля, когда самый разгар предпраздничных закупок, на московских базах вдруг не оказывается роз и альстромерий.

Но в последний момент всё налаживается. Обязательно. Вот именно таможенные задержки в последние годы перестали пугать, мы к ним привыкли, как к смене погоды. До сих пор непонятно, почему эта неприятность случается перед Восьмым марта, что за войну ведут между собой цветочные оптовики и таможенники, какой торг между ними случается в эти дни, однако мы точно знаем, что они нас немного попугают, но обязательно друг с другом договорятся.

Первым звоночком конца света стал карантин. В 2020-м мы проскочили его чудом, просто даже не знаю, какому святому надо было ставить свечу и кому из главных санитарных чиновников стоило поклониться в ножки за то, что на карантин всех отправили не в начале, а в конце марта. Да, случились убытки и неприятности, но катастрофы не произошло, потому что март был наш. А в этом году – не наш.

Как гражданин я всем сердцем за спецоперацию на Украине, тут без вариантов – необходимость и неизбежность. Как бизнесмен – досадую, что она не началась на две недели позже. Всего-то две недели, и мы бы встретили новое время с подушкой безопасности, а теперь оказались в нём без подушки, но с долгами. Значит, адаптация станет для нашей семьи более болезненной. Это не жалобы и не стоны, а трезвая оценка положения.
Что же случилось именно с цветочным бизнесом?

Первое и главное – разумеется, подскок доллара. Большая часть цветочного разнообразия идёт к нам из самой солнечной в мире страны – из Эквадора. Ничего не поделаешь, эквадорцы любят доллар. И сразу упрежу фантазии об импортозамещении: в цветочной области это нереально. Россия северная страна, кое-что здесь выращивать можно, но никакие теплицы не компенсируют живое солнышко, тем более когда оно экваториальное и светит круглый год.

Нет, у нас есть своё флористическое производство. В тёплый сезон начинаются поставки из Краснодарского края, в подмосковных теплицах давно выращивают свои розы, и мы всем этим пользуемся. 25 процентов наших цветов – отечественные. Но увеличить этот процент нельзя, он дошёл до предела того, что возможно произвести в нашем климате. Ну и качество не то.

Валютная эквадорская роза в холодильнике может простоять три недели без особых потерь, а в тепле, после покупки, – от пяти до восьми дней. Потому что это генетический мутант. Шла бы речь о мутации свинок или каких-нибудь съедобных злаков, можно было бы поспорить о сомнительности такой технологии. Но цветы мы не едим, от цветов требуются лишь красота и стойкость. Потому генно-модифицированные бутоны на прилавке совершенно оправданы. Почему эта технология недоступна нашему производителю, не знаю, вот только умирают подмосковные розочки в разы быстрее своих южных сестёр.

Так что привязка к валютным курсам нас ударила сильно. Оптовики повысили цены в два с половиной раза, мы, естественно, тоже. И понятно, что покупателю это понравиться не может, ведь карман у него не резиновый.

Однако через двукратный рост доллара к рублю мы уже проходили в 2014 году. Замечу, кстати, что рост этот случился до присоединения Крыма. Рубль тогда начал падать из-за майдана, что подтверждает антироссийскую сущность данного явления. Ещё не добили Януковича, ещё даже не запахло Русской весной, а нашу валюту серьёзно заколбасило. Никакой идеологии – проверка экономикой, а она не врёт.

И тогда, в феврале 2014 года, мы ждали мартовских потерь, думали, что цветы по выросшим ценам никто покупать не станет. Но действительность оказалась добрее. Восьмое марта 2014-го прошло отлично. В святой Женский день наши люди всегда плевали на цены и просто выполняли заветный ритуал, радовали своих женщин. Может, ворча и покряхтывая от новых цен, но радовали.

А в этот раз всё по-другому. Восьмое марта, конечно, отметили в семьях, но корпоративных заказов, которые для нас главные, почти не было.

Наверняка дамочки не остались без подарков. Другое дело, что изменилась структура подарочных наборов, это можно было увидеть даже в метро. Раньше два последних рабочих дня перед праздником напоминали факельные шествия: на эскалаторах и в переходах толпы шли синхронно, вздымая над головами букеты. В некоторых руках вздымалось и по два.

4 же и 5 марта 2022 года цветы на эскалаторе попадались редко и букетики были небольшими. Зато очень много народу ехало с сумочками и коробками, на которых красовались эмблемы косметических и обувных марок. Многие известные фирмы с российского рынка уходят, и понятно, что лучшим подарком женщинам в этой ситуации стали тюбики, флакончики и сапожки. Ну и бытовая техника с гречкой, консервами и сахаром отсосала ресурс у цветочников. Нам достались объедки этого пиршества.

Грустно, что мы не заработали в главную для бизнеса дату, но что же… Война. Терпеть придётся всему миру. Нормально в такой ситуации.

Впрочем, есть и хорошие тенденции. Выйдя из-под мартовских залпов и подсчитав потери, мы увидели, что они не так страшны. Вдрызг проиграли Восьмое марта, это да. Но гораздо опаснее для нас было бы дальнейшее падение, не привязанное к празднику, – а вот его-то и не случилось. Будничная выручка магазина, к нашему приятному удивлению, сохранилась на довоенном уровне.

После того как люди затарились, может, не особо им нужными холодильниками, телевизорами и пакетами сахара, они как ни в чём не бывало вернулись к цветам. Тем более что несмотря на большую неопределённость с долларовым курсом, наши поставщики были вынуждены снизить цены, поскольку нежный флористический товар хранится недолго, а закупки по контрактам, видимо, прошли большие.

Естественно, снизили цены и мы, сегодня они на уровне январских. Может быть, цветы сейчас единственный в стране товар, на который цены падают. Ещё неплохо, что при сохранении прежней выручки стоимость наших кредитов не выросла и та же ипотека с учётом инфляции будет обходиться всё дешевле.

А так – война есть война. Терпим, ждём победы и получаем удовлетворение от вестей о цене на бензин, пшеницу и мясо в Европе. Наше Восьмое марта им икнётся. Мало не покажется никому.

Павел БУРИН
Фото: Роман АЛЕКСЕЕВ

Опубликовано в №14, апрель 2022 года