Русская любовь «короля вальса»
21.04.2022 00:00
Русская любовь«Развод!» – твёрдо сказала Анна Штрайм, узнав об очередной измене мужа. Супруг особо не горевал, поскольку находился в состоянии упоительной влюблённости в прекрасную Эмилию. Молодая красавица и хозяйка мельницы не упустила счастливую возможность и окончательно вскружила голову богатому любовнику – Иоганну Батисту Штраусу. Знаменитый музыкант к тому времени уже был многодетным отцом, законная жена Анна родила ему четверых детей, в том числе троих сыновей-самородков: Иоганна, Йозефа и Эдуарда. Но Иоганн-старший совсем не радовался тому, что стал основателем музыкальной династии. Особенно маэстро раздражал старший сын, которого сегодня весь мир называет «королём вальса». Отец был категорически против того, чтобы Иоганн-младший занимался музыкой и готовил первенца к карьере банкира.

Конкуренция в семье

Иоганн-сын родился 25 октября 1825 года в Вене, когда этот прекрасный город уже был во власти сочинений Иоганна Батиста Штрауса – отца венского вальса. Штраус-старший первым стал дирижировать оркестром, одновременно играя на скрипке: темпераментно, искусно, виртуозно. Публика впадала в гипнотический восторг, когда дирижёр-скрипач тряс роскошной шевелюрой и приплясывал в такт, ведя за собой музыкантов. Его называли демоном, его называли шутом, но он осознавал своё величие.

Папаша Иоганн Штраус растратил всю свою любовь на сочинение музыки, оставив сыновей без какого-либо внимания. Единственное, чего хотел глава семейства, – чтобы никто из отпрысков и думать не смел о повторении его пути. Вот ведь парадокс! Когда-то Иоганн Штраус-первый боролся за право заниматься музыкой со своим опекуном (родители рано ушли из жизни), который видел в нём мастера-переплётчика. Иоганн Батист скрывал от опекуна, что учится играть на скрипке. А теперь история повторилась: Иоганн-младший тайком от своего великого отца учился играть на скрипке и совсем не хотел становиться банкиром.

Однажды Иоганн-старший застал сына со скрипкой, пришёл в ярость и запер инструмент в комоде. Мать, Анна Штрайм, большая ценительница музыки, купила мальчику новую скрипку и поощряла его занятия. Видимо, отец уже тогда почувствовал угрозу, исходившую от сына. Иоганн-старший был самодовольным и эгоистичным человеком, не желавшим растить конкурентов в собственной семье. А Иоганн-младший был от природы очень добрым и мягким человеком.

Анна оказалась дальновидной и, по всей видимости, мстительной женщиной. Мало того, что она, устав, от бесконечных измен мужа, посмела ослушаться его и разрешала Иоганну-младшему учиться играть на скрипке, так ещё и развода потребовала в тот момент, когда её сын подал прошение на получение дирижёрской лицензии. Анна опасалась, что Иоганн-старший, пользуясь своим авторитетом, наложит вето на прошение сына. Он бы так и сделал, но к этому моменту развод вступил в силу, и сыновья остались исключительно под опекой мудрой матери.

Несмотря ни на что, Штраус-младший боготворил гениального родителя и думал, что когда-нибудь завоюет его расположение.

Спокойной ночи, папа

5 октября 1844 года оркестр под управлением 19-летнего Иоганна в знаменитом венском казино сыграл вальсы и другие произведения своего молодого дирижёра. В финале концерта был блистательно исполнен «Плач Лорелеи на Рейне» – одно из самых знаменитых сочинений Штрауса-отца. Младший всё ещё хотел получить похвалу от папаши, но Иоганн Батист впал в бешенство от заголовков газет: «Спокойной ночи, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын».

Намёк был очевиден: старики должны уйти, уступив дорогу молодым. «Старику» в ту пору было всего 40 лет, и для него стало навязчивой идеей выжить Иоганна-младшего со сцены. Ради этой высокой цели Штраус не останавливался ни перед чем: лишил своих сыновей наследства (Йозеф и Эдуард также стали музыкантами), обливал грязью Иоганна, пытался срывать его концерты, запрещал антрепренёрам заключать контракты с молодым талантом и так далее. Даже не верится, что речь идёт о родном отце, а не злобном отчиме-психопате!

Этот кошмар для Иоганна-младшего длился почти пять лет, пока в 1849 году папа Штраус не скончался от скарлатины. Сын приехал на похороны отца, сыграл над его могилой «Реквием» Моцарта, посвятил вальс «Эолова арфа», а позже на свои деньги издал полное собрание сочинений Иоганна-старшего.

С этого момента править европейскими балами и умами стал один-единственный Иоганн Штраус, к счастью, относившийся к себе с той иронией, которой явно не хватало его отцу. Автор «Летучей мыши» часто повторял: «Мои братья талантливее меня, просто я популярнее».

Отныне Штраус-сын – самый концертирующий музыкант. Он активно гастролирует, играет на придворных балах и сочиняет вальсы, которые напевает вся Европа. Приглашений и предложений было настолько много, что Иоганн на многие мероприятия вместо себя посылал братьев, давая и им возможность реализовать талант.

Живут только в России!


1856 год становится для Иоганна очень важным. Его впервые приглашают в Россию, где композитор за огромный по тем временам гонорар (22 тысячи рублей за сезон) даёт летние концерты в зале Павловского вокзала.

На первый взгляд, странное место для культурных событий, но «на конце дороги устраивается прекрасный воксал: он летом и зимою будет служить сборным местом для столичных жителей; игры и танцы, подкрепление сил на свежем воздухе и в роскошной столовой привлекут туда всякого». Это часть докладной записки строителя железных дорог Франца фон Герстнера, который и предложил устроить на конечной станции участка Санкт-Петербург – Павловск место для «пристанища и удовольствия публики». Так что вокзал был не просто местом, куда приходят поезда, а целым комплексом, включавшим концертный зал. Штраус играл не только там, но также и в роскошном парке Павловска, где расположились дворцы Александра II и великого князя Константина.

Размах светской жизни в России потряс австрийского музыканта, видевшего все европейские столицы. Да и родная Вена славилась балами и пышными приёмами. Композитор даже написал другу: «Живут лишь в России!» На концерты Штрауса в Павловск приезжали и знатные особы, и студенты. Сплошные аншлаги и восторги.

«Из праздничной толпы выделяется высокая прямая фигура дирижёра. Он медленно поднимает и опускает палочку… Движения становятся всё быстрее, дирижёрская палочка рассекает воздух зигзагами: вправо-влево, вправо-влево… Звуки последних аккордов тонут в аплодисментах. Полуоборот, лёгкий поклон – и маэстро исчезает. Уж в чём нельзя отказать тебе, Иоганн Штраус Второй, так это в гениальной способности к инсценировке!» – отрывок из газетной рецензии того времени.

Ненависть к этой матери

Летом 1859 года Штраус встречает Ольгу Смирнитскую. Их знакомят на каком-то ужине. Иоганн очарован. Она мила, образованна и, самое неожиданное, профессионально сочиняет музыку! Наверное, Ольга была одной из первых российских женщин-композиторов. Смирнитская показывает Штраусу свои романсы – он покорён. Молодые люди начинают общаться. Иоганн в это время пишет польки и вальсы, посвящённые Ольге: «Незнакомка», «Проказница».

В 1971 году советский зритель увидел нежную и наивную кинокартину «Прощание с Петербургом», где рассказывается о пребывании Штрауса в России и его платоническом романе со Смирнитской, которую сыграла красавица Татьяна Бедова. А вот настоящая Ольга была совсем некрасива: лицо с широким носом, плотное телосложение…

Для историков эти взаимоотношения были окутаны таинственной дымкой, и лишь в 1992 году многое прояснилось. Международный институт творчества Иоганна Штрауса решил издать каталог, посвящённый русскому периоду жизни композитора. Составить его поручили доктору Томасу Айгнеру. Тот стал перебирать карточки городской библиотеки в Вене, на которых значились издания и документы, посвящённые Штраусу. Этот момент Айгнер не забудет никогда! В его руках оказалась карточка, на которой чёрным по белому было написано: «Письма Иоганна Штрауса к Ольге Смирнитской».

«Представляете, что было со мной? – признаётся Томас. – Я не верю глазам, не верю самому себе и заказываю эти письма. И мне выдают весьма внушительную стопку пожелтевших листов. В моих руках оказались подлинные свидетели прекрасной и трагичной любви».

После кропотливой работы Айгнер выпустил книгу «Иоганн Штраус – Ольга Смирнитская. 100 писем о любви». Их действительно ровно сто, и все они от Штрауса. Как истинный рыцарь, преданный даме сердца, композитор выполнил просьбу Ольги: письма своей возлюбленной после прочтения уничтожал. Но страстные, порой сумбурные послания самого Иоганна в полной мере раскрывают природу странного романа австрийского композитора-простолюдина и русской аристократки.

«Ольга! С сегодняшнего дня я живу только одной надеждой: не покидать Тебя никогда, принадлежать Тебе. И если надо будет преодолевать трудности, они должны быть побеждены, в противном случае я положу конец своей жизни. И клянусь свято быть Твоим, и пусть накажет меня Господь, если не сдержу своего слова».

Темпераментный Иоганн действительно был готов отдать жизнь за свою любовь, а Ольга будто играла с иностранным кавалером. Он делал аранжировки её довольно примитивных романсов и других сочинений, доводя их до достойного уровня, что было выгодно девушке, игравшей в эмансипе, но в то же время изображавшей из себя недотрогу, полностью зависевшую от родителей. Штраус просил её руки, но она не давала внятного ответа, просила, чтобы он поговорил с папа.

«Ты говоришь, я должен побеседовать с Твоим отцом. Ты не знаешь, каким несчастным чувствую я себя, потому что не могу последовать Твоему приказу… Главная причина следующая: он оценивает меня как претендента на руку своей дочери неблагосклонно. Он будет отвечать, как практично думающий человек, от которого нельзя ожидать понимания глубокой артистической души».

Штраус был абсолютно прав: Смирнитские ненавидели его. Какой-то музыкантишка, не дворянин, да ещё, ходят слухи, из евреев. Конечно, они ни при каких обстоятельствах не собирались отдавать свою дочь за Иоганна, невыгодная партия! А Штраус сходил с ума и не знал, что делать. И тогда Ольга отправила его к своей маман, прекрасно зная, что та собой представляет.

«Итак, моя надежда погибла! Моим единственным стремлением было обладать Тобой, но невозможно достичь моего горячо желанного счастья. Мама говорила со мной слишком долго… В момент, когда она тихо говорила, что я ни в чём не должен Тебе верить… и обманутый не должен больше Тебя и слушать, я почувствовал непроизвольно ненависть к этой матери, которая сама умышленно, чтобы исполнить свой план, говорит гнусности о своём ребёнке…»

Мать Смирнитской даже не постыдилась указать на то, что у Штрауса слабое здоровье и он в любой день может оказаться в могиле. Хорошая бы тёща получилась из этой женщины! А Иоганн действительно занемог, его сразила горячка, врачи говорили – нервная, сам же он считал – любовная. И писал Ольге, что должен быть вдалеке от неё, чтобы не заразить, чтобы не огорчить своей скорой кончиной, что она должна найти себе другого, кто будет рядом с ней много лет.

Так и случилось. Ольгу выдали замуж за военного юриста и, конечно, потомственного дворянина Александра Лозинского, с которым она прожила более 60 лет! И умерла через неделю после смерти мужа. Говорят, этот брак не был счастливым, но, зная характер Ольги, вряд ли бы она стала терпеть несчастья шесть десятков лет.

Свадьба на деньги любовника

А что же Иоганн? Узнав о свадьбе любимой женщины, он понял, что всё кончено, но надо жить дальше. Первый брак Штрауса оказался поздним для обоих. Ему – 37, ей – 44. Он – всемирно известный музыкант и композитор, она – прима европейских придворных театров, родившая шестерых детей от разных мужчин.

Генриетта Трефц-Халупецкая, или Йетти Трефц – так звучал сценический псевдоним певицы, внешне походившей на Смирнитскую. Очень приличную сумму новобрачным на свадьбу преподнёс барон Тодеско – давний любовник Йетти и отец некоторых её детей. На деньги барона они купили прекрасный дом в Вене и жили счастливо, находясь, что называется, на одной волне.

В браке с Генриеттой Штраус напишет свой знаменитый вальс «Сказки Венского леса», который в 1938 году вдохновит американского режиссёра Жульена Дювивье снять фильм «Большой вальс», крутившийся в послевоенные годы во всех советских кинотеатрах. Но первым из кинематографистов к творчеству Иоганна Штрауса обратится режиссёр, чей образ никак не ассоциируется с лёгкими картинами. Великий и ужасный Альфред Хичкок в 1934 году выпустил ленту «Венские вальсы» – историю создания вальса «На прекрасном голубом Дунае».

В 1878-м Йетти Трефц уходит из жизни. Штраус недолго оплакивал жену и в том же году женился на очень молодой певице из Германии – Анжелике Дитрих. Однако этот союз оказался недолговечным. Третьей и последней супругой Иоганна стала Адель Дойч, благонравная женщина, которой пришлось дважды надевать вдовьи одежды. Впервые – когда скончался её первый муж, и второй раз – когда 3 июня 1899 года её покинул любимый Иоганн.
Но это позже, а пока впереди было ещё 17 лет счастливой и спокойной семейной жизни.

И раз-два-три, раз-два-три

С возрастом Штраус становится домоседом и верным супругом. Он пишет нежный вальс «Адель», который посвящает жене, оставляет концертную деятельность и сосредотачивается на оперетте. Жак Оффенбах, друг Иоганна и основоположник французской оперетты, заставил австрийского композитора влюбиться в этот музыкальный жанр. Сейчас в такое трудно поверить, но «Летучая мышь» была принята публикой более чем прохладно. И только спустя 20 лет после премьеры эта оперетта в новой редакции ещё одного гениального австрийца Густава Малера завоевала сердца зрителей.

Самой известной при жизни Штрауса становится оперетта «Цыганский барон», которую композитор представил на суд общественности в 1885 году. А спустя десять лет, в 1895-м, вся Европа отмечала семидесятилетие «короля вальса».

Он уже почти не выходил из дома, но случай особенный, и Штраус дал себя уговорить. Отмечалось двадцатипятилетие «Летучей мыши», и автор вновь встал перед оркестром, чтобы дирижировать увертюру. Музыканты не подвели маэстро, а он расчувствовался, вспотел от волнения и пошёл домой пешком, не заметив, что на улице прохладно. Диагноз «пневмония» для 73-летнего Иоганна Штрауса оказался смертельным.

По завещанию всё состояние композитора отошло Музыкальному обществу, Адель получила лишь ренту. Она пережила супруга на 31 год и всё это время занималась созданием музея. Интересно, что именно Адель сохранила письма Иоганна к Ольге Смирнитской.

Музыка Штрауса до сих пор завораживает своей прозрачностью, лёгкостью, яркой мелодикой. Эту музыку хочется слушать, и такая возможность предоставляется всем желающим каждый год на «Штраус-фестивале», который одновременно проходит в Австрии, Испании, Германии, Италии, Франции и Португалии. Ну а кто не может посетить эти страны – добро пожаловать в Павловск, где прекрасными летними вечерами до сих пор звучат воздушные вальсы необыкновенного композитора, умевшего дарить радость.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №21, 2014 года