Как снимают медицинские сериалы
27.04.2022 14:10
Как снимаютВ 2000-х годах особый интерес у зрителей стали вызывать сериалы на медицинскую тематику. Людям нравится сама атмосфера подобных фильмов, когда команда профессионалов действует быстро и слаженно. Кроме того, любая история болезни – это захватывающий сюжет. Так что каждому любопытно заглянуть в тайное медицинское закулисье. Мы решили рассказать, как снимаются некоторые подобные сериалы.

Несите Тело

«Склифосовский» – это российский ответ знаменитому американскому «Доктору Хаусу». На сегодняшний день это, пожалуй, самый известный и долгоиграющий медицинский сериал в нашей стране. Его начали показывать в сентябре 2012 года, а недавно начались съёмки уже десятого сезона.

В главной роли хирурга Олега Брагина – Максим Аверин. За эти годы артист так вжился в роль доктора, что, признаётся, и в жизни сумеет зашить рану, сделать внутримышечную инъекцию и даже поставить капельницу.

На съёмках, для которых построили специальные павильоны на заброшенном московском заводе имени Лихачёва, постоянно присутствовали профессиональные врачи. Они учили актёров важным нюансам медицинского дела, например как правильно держать скальпель или сделать надрез. Аверину подобная помощь была особенно важна, ведь актёр – левша, и, чтобы зрители поверили, приходилось особенно тщательно изучать технику подобных манипуляций. Операции он «репетировал» на тушках бройлеров: разрезал, зашивал.

Кстати, из-за постоянного общения с врачами члены съёмочной группы тоже стали немного медиками. Однажды режиссёр сериала Юлия Краснова поставила правильный диагноз своему племяннику. У того подозревали отёк Квинке, но, вспомнив похожую ситуацию на съёмках, женщина настаивала на более тщательном обследовании. В результате, оказалась права – диагноз не подтвердился.

Для съёмок арендовали списанную, но настоящую медицинскую аппаратуру, а исходящий реквизит (халаты, бахилы и так далее) специально закупали.

На площадке всегда присутствует особый «актёр» – Тело, как его назвали киношники. Это резиновая кукла, на которой и проводятся «операции». На съёмках используют много силикона – внутренние органы, накладные раны. Однажды силикон закончился, и не было времени ждать, пока доставят новый. Тогда реквизиторы закупили игрушки для взрослых в ближайшем интим-магазине, переплавили их и изготовили необходимое.

– Мне особенно приятно, что наш сериал смотрят врачи, которые обычно предвзято относятся к фильмам о своей профессии, – делится Максим Аверин. – Однажды моя мама лежала в институте имени Склифосовского, и я приходил к ней через служебный вход. Меня даже не останавливали, принимая за своего, – настолько мой герой засел в сознании врачей.

Проклятье доктора Хауса

Ещё один популярный медицинский сериал – «Интерны». За шесть лет эфира вышло 14 сезонов! Съёмки проходили, опять же, не в больнице, а на одном из заводских складов, где выстроили декорации. Хотя зрителям кажется, что помещение огромное, на самом деле оно довольно скромное, а ощущение простора создаётся благодаря лифтам и лестницам.

Мало кто знает, что, например, кабинет венеролога Купитмана (Вадим Демчог) в разные съёмочные дни превращался и в морг, и в кабинет Фила, и даже в общественный туалет. А сам Купитман – любитель коньяка – пил из бутылок чай. На съёмках юмористического сериала тоже происходили забавные ситуации.

– Я пришёл в проект в четвёртом сезоне, – рассказывает Азамат Мусагалиев, который сыграл интерна Тимура Алабаева. – На меня надели халат, повесили нагрудную табличку, и только в конце рабочей смены мы заметили, что надпись на ней – «Медсестра Рита». Но переснимать сцены уже было некогда, решили, что зритель такую мелочь не заметит.

На съёмочной площадке «Интернов» бытовало мнение, что проект преследует «Проклятье доктора Хауса». Если помните, Грегори Хаус ходит с тростью. Так вот, четыре актёра сериала «Интерны» в разное время травмировали ноги. Сначала перелом случился у Александра Ильина (в сериале Семён Лобанов), из-за этого сценаристам пришлось срочно переписать сюжет, и отныне Лобанов ходил в гипсе. Через некоторое время, играя в футбол в перерыве между съёмками, сломал ногу Илья Глинников (Глеб Романенко). Он тоже ходил в гипсе. Затем во время спектакля Кристина Асмус (Варя Черноус) потянула связки и уже не могла передвигаться без костылей. На съёмочную площадку Кристину приносил на руках её любимый человек.

Отличился на этой стезе и Иван Охлобыстин (доктор Быков) – сломал палец на ноге, как он сам образно выразился, «в труху». Но это на сюжете уже не отразилось.

Как делать ЭКГ

Актёр Гоша Куценко сыграл доктора Кулыгина в четырёх сезонах сериала «Скорая помощь». Он признаётся, что за время съёмок у него сложилось впечатление, будто история его героя – это история жизни его самого.

– Наверное, так и сложилась бы моя жизнь, если бы я стал медиком, – рассуждает Куценко. – У меня мама была врачом, и в юности я метался, хотел стать таким, как она. Но мама уберегла меня, пожалела – знала, какая работа предстоит. Своей ролью в этом сериале я выражаю глубочайшее уважение и почтение врачам скорой помощи.

Однажды во время съёмки к актёрам в форме медицинских работников подбежала мать с ребёнком – малышу на детской площадке рассекли бровь. Она растерялась и не нашла ничего лучшего, как обратиться за помощью к актёрам. Гоша Куценко и другие исполнители повели себя как настоящие врачи. Обработали рану, остановили кровь, после чего родители увезли ребёнка в больницу.

– У нас была консультация на подстанции скорой помощи, – признаётся Марина Доможирова (фельдшер Раиса). – И прямо в машине нам показывали, как делать ЭКГ. Как у каждой бригады по-своему оформлен медицинский ящичек. Как они прилепляют пластырь, чтобы можно было легко оторвать. Как открывают ампулу, наполняют шприц… Ну и, конечно, интернет нам в помощь. Я смотрела видеоролики: как делают непрямой массаж сердца, уколы, как измеряют давление. И ещё у меня есть специальная тетрадь для каждой роли, и на съёмках «Скорой помощи» я записывала туда медицинскую терминологию и некоторые интересные фразы.

Страдающая Алёна

16 серий фильма «Неотложка» снимали в Казани, в настоящей, только что построенной больнице. По словам актёров, отопление ещё не подключили, и все мёрзли, поскольку были одеты лишь в белые халаты. Поговаривают, что Ярослав Бойко, сыгравший хирурга Олега Громова, раньше недолюбливал врачей. Однако, когда перед началом работы актёр поездил на настоящей скорой, всё изменилось.

– Меня, конечно, щадили и на самые «кровавые» выезды не брали, – признаётся Бойко. – Я лишь помогал – капельницу держал, таскал чемоданчик, носилки. А на съёмочной площадке нас консультировали врачи. Был такой случай: снимали сцену, когда мы делаем больному разряд в сердце, и я кричу: «Двести пятьдесят давай!» – а медсестра мне: «Не завелось». Я тогда: «Триста! Триста пятьдесят!» Врачи потом сказали: «Здорово! Только ваш пациент сгорел бы при таких раскладах».

Эти знания впоследствии пригодились актёру. Например, во время съёмок фильма «Вокзал» Ярослав, разбивая окно в горящем вагоне, порезал руку. Не дожидаясь помощи, сам обработал рану перекисью водорода и грамотно перебинтовал конечность. Зато теперь Бойко, увидев на улице скорую помощь, мысленно восклицает: «О, наши поехали!»

Кстати, говорят, что одну из ролей – отравившуюся во время гастролей звезду эстрады – предлагали сыграть Алле Пугачёвой. Но та отказалась. Как раз в тот период в Казани выступала Алёна Апина – она и снялась в сериале. Как признавалась сама певица, сыграть страдания в кадре ей было легко – в те дни у неё по-настоящему болел зуб.

Искусственный младенец

Для съёмок сериала «Дневник доктора Зайцевой» пластические гримёры изготовили более двадцати муляжей тел и отдельных органов – сердца, почек, печени, мозга – всё в натуральную величину. А также накладки, изображающие различные раны, повреждения, травмы, шрамы: например, стрелу в плече, садовые ножницы в ноге, автомобильную антенну, торчащую из груди, секатор в ноге и так далее. А при съёмке сложных операций, где требовались натуральные органы, использовали ещё и внутренности свиней, которые покупали на рынке. Ведь не секрет, что свиные органы похожи на человеческие. Поэтому все операции выглядят особенно впечатляюще.

В одной из серий доктор Зайцева (Яна Крайнова) делает операцию крысе. Конечно, использовали муляж. Причём гримёры из силикона изготовили поистине ювелирное чудо – маленькие внутренние органы зверька.

С некоторыми муляжами члены съёмочной группы настолько свыклись, что дали им имена – Парфунтий, Маруся. А искусственного младенца назвали Гаврюшей. Однажды произошёл смешной случай: только что изготовленного Гаврюшу везли в метро (чтобы получилось быстрее) на съёмочную площадку. Новорождённый младенец в пелёнках выглядел настолько натурально, что гримёров остановили полицейские и долго осматривали муляж. А потом рассмеялись.

Не щадя живота

Целых пять сезонов мы наблюдали за работой гинекологов и акушеров в сериале «Женский доктор». Специально для съёмок на киностудии был выстроен двухэтажный павильон, где воссоздали интерьер настоящей больницы. Заказали кукол, изображавших новорождённых младенцев. Для каждой съёмки в студии спецэффектов изготавливали искусственную кровь, слизь, пришивали к муляжам пуповину, которую потом отрезали в кадре. А кукол смазывали сырым яйцом, чтобы блестели.

Но иногда снимались и настоящие новорождённые младенцы. С ними артистам приходилось поступать особенно осторожно. Смазанного резинового малыша «принимали» у актрисы-роженицы. И тут же за кадром меняли на настоящего ребёнка, который уже кричит, моргает, морщится на камеру. Как правило, всем малышам на съёмках было меньше месяца. В итоге на экране всё получалось настолько реалистично, что один из операторов даже не выдержал и пожаловался режиссёру: «Я так больше не могу!»

Для изготовления накладных животов снимали отпечатки животов беременных женщин, а затем по гипсовой заготовке были сделаны силиконовые макеты для различных сроков беременности. А ещё – эксклюзивные животы для проведения операции кесарева сечения.

Чтобы сыграть гинеколога высокого класса, актёру Илье Носкову, который выступил в роли доктора Широкова, пришлось всерьёз штудировать медицинскую литературу для овладения необходимыми профессиональными терминами.

– Со мной на площадке находились две настоящие акушерки, консультировали меня. Даже удивились, что я за четыре месяца работы выучил терминологию, знал приборы и умел ими пользоваться, – вспоминает Илья.

Впрочем, Носкову это всё не в диковинку, он дважды присутствовал на родах, когда его жена разрешалась от бремени. И готовился к этому, посещая вместе с супругой специальные курсы.

Во время съёмок родов и акушерских операций в кадре появлялись и настоящие врачи. Иногда мы видим их руки на крупных планах, но порой можно разглядеть и лица в масках.

Мальчик превращается в девочку

В сериале «Тест на беременность» тоже использовали муляжи новорождённых. Одного из них, выполненного из каучука, съёмочная группа прозвала Ерошкой. Однако в кадре появляются и настоящие младенцы.

Кстати, по словам артистов, Ерошка выглядел очень правдоподобно. Ведь большинство грудничков не блещут красотой – это сморщенные красноватые комочки, покрытые слизью.

Ерошка оказался очень дорогим реквизитом. По просьбе создателей фильма его изготовили универсальным. То есть лёгким движением руки мальчик превращался в девочку. Ему то убирали характерную деталь, то вновь прикрепляли.

Проходили съёмки в настоящих больницах Санкт-Петербурга, поэтому и врачи в массовых сценах, и медицинская аппаратура – реальные.

– Конечно, всё это было очень нервно. Лично для меня эти съёмки стали большим экстримом, – не скрывает режиссёр Владимир Шевельков. – Но снимать такое кино надо. Оно – о той части жизни, которая проходит где-то далеко от нас – там, куда человек попадает лишь в связи с определёнными обстоятельствами. Оно о людях, которые занимаются очень важным для всего человечества делом. На мой взгляд, это просто боги!

Пётр АЛОВ
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №16, апрель 2022 года