За меня мечтает мама
18.05.2022 13:48
Рассказы сельского батюшки

За меня мечтает мамаСыну моего хорошего приятеля 24 года. Максим – единственный наследник семейного бизнеса, по нашим меркам, очень значительного. Сотни людей трудятся на предприятиях моего товарища, и на Макса он смотрит как на продолжателя семейного дела.

Я помню Макса ещё маленьким. Уже с детства он пытался помогать отцу, всё время старался заняться чем-нибудь полезным. Однажды в жаркий летний день я увидел маленького Максима – он стоял за прилавком под большим зонтом и предлагал всем желающим охладиться замороженным льдом или стаканчиком пломбира.

– Сын захотел попробовать себя в роли продавца, – сказал отец. – Я подумал и согласился, пусть знает, как трудно зарабатываются копейки, и учится ценить, что у него есть. Он мечтает о мотороллере. Заговорил об этом, и я сделал ему предложение. Если заработает хотя бы половину стоимости, тогда добавлю остаток и мы купим мотороллер.

В четырнадцать Макса можно было встретить на одной из автозаправок, принадлежавших семье. В ярком оранжевом жилете он сновал между автомобилями, заправляя их топливом. Помню, заезжаешь в придорожное кафе, а улыбающийся Макс уже несёт тебе поднос с кофе и дымящимися сосисками.

Всегда аккуратный, подтянутый и предупредительный молодой человек производил очень хорошее впечатление. Макс никогда не курил и не баловался спиртным, если и позволял в компаниях – лишь бокал сухого вина или кружку пива.

К 22 годам Максим получил хорошее образование в той сфере, которая связана с предстоящей работой. С родителями успел побывать во множестве стран, посетив практически все континенты, за исключением Антарктиды. Имея собственную квартиру, предпочитал жить у родителей, говорил – так проще. Получил в подарок от дедушки новенький «БМВ» третьей серии приятного синего цвета. Помню, каким радостным выглядел Макс, когда приехал освящать подарок. А потом заставил меня сесть за руль, и мы прокатились по нашей деревне.

Однажды мы пили кофе с отцом Максима.

– Вроде всё что мог передал сыну, – заметил мой товарищ. – Навыки, отношение к людям, подход к делу. Что скажешь, отче? Может, я что-нибудь упустил? Сын ведь с тобой часто общается, исповедуется у тебя.
– Максим славный парень, – согласился я. – На него можно положиться. Единственное, что посоветую, – отправить Макса в армию, год службы пойдёт ему на пользу.

Товарищ взглянул на меня с удивлением.

– Ты действительно так считаешь? Но зачем, что это даст? Не станет ли этот год для Макса потерянным временем?
– Забыл, как сам служил? – напомнил я. – Да, одного года для освоения воинской специальности очень мало. Зато вполне достаточно, чтобы стать реалистом и понять, кто ты такой, что собой представляешь. Осознать, что ты пока ещё никто и звать тебя никак. Армия – это место, где тебя никто не любит, а если и ценят, то только за дело. Это место, где начинаешь ценить, что имел раньше. Армия хорошо вправляет мозги и учит быть человеком, дорожить семьёй, друзьями. На это стоит потратить год жизни. Должен же мальчик когда-нибудь превратиться в мужчину.

Месяц спустя мы с приятелем вернулись к этому разговору.

– Поговорил с женой, она ни в какую, мол, только через мой труп, – развёл друг руками. – Так что армейская тема отпадает.

Год назад мне пришлось сдавать старую машину в автосалон, чтобы поменять её с доплатой на новую. Самостоятельно выбирать авто я не решился, предложил товарищу съездить со мной в Москву. Сославшись на занятость, он отказался, зато соединил меня с сыном, и Макс согласился. Именно эти обстоятельства позволили нам провести вместе целый день и поговорить об очень многих вещах.

– Макс, как живёшь, кем ощущаешь себя в этом мире, о чём мечтаешь, к чему стремишься? – спросил я.

Когда приходится разговаривать с людьми, эти вопросы для меня и есть самые главные, в ответах на них вся наша суть.
Молодой человек задумался.

– Трудно сказать. Вернее, трудно дать определение. Окончил магистратуру, все эти годы учусь и постоянно работаю, но больше по инерции, просто потому что нужно трудиться, я к этому привык. Хотя вроде бы зачем: у меня уже есть всё, чего хотят обычные молодые люди. О чём ещё мечтать? О власти, политике? Это вообще не про меня. Чтобы жить, нужно совсем немного, да и саму жизнь можно построить куда интереснее. Или мне это только кажется? Я говорил с отцом, он предложил: занимайся чем хочешь, время терпит, а когда состарюсь, тогда и впряжёшься. Так что могу мечтать о чём угодно, но в итоге всё равно придётся возвращаться к тому, с чего когда-то начинал.

Макс замолчал и задумался.

– Мечтать о путешествиях? – продолжил он. – Но я уже почти везде побывал, а повторяться неинтересно. Хотел встретить такую девчонку, чтобы полюбить навсегда. Но столько раз обжигался, что теперь сомневаюсь, есть ли вообще та, которой буду нужен именно я, а не мои деньги. Вот мама мечтает о внуках. Хочет, чтобы я женился, всё подыскивает мне подходящую партию. Так что за меня мечтает мама.

Хотя нет, вру, есть одно желание. Единственное, чего хочется, – поменять машину на «БМВ» шестой модели. Но при условии, что разницу в деньгах заработаю сам. У нынешней машинки серьёзный заводский дефект. Несколько раз обращались к дилеру, но там, как ни старались, отремонтировать не смогли, правда, согласились вернуть полную стоимость. Отец знает, что мечтаю о шестой модели, и предлагает помочь, но я твёрдо стою на своём: пока сам не заработаю – не поддамся.

В конце июля раздался звонок.

– Батюшка, благословите! – попросил Максим. – Едем с папой за новым автомобилем, старый сдали месяц назад – пришла компенсация с учётом стоимости прежней машины на сегодняшний день. Думаю, возьму такую же, какая была, и стану работать, чтобы потом поменять её на предмет моей мечты.

Через день снова позвонил.

– Отец Александр, еду к вам освящать свою красавицу. Взял не «трёшку». Директор салона в качестве компенсации предложил хорошую скидку на любую дорогостоящую модель. Посчитали, что если брать шестую, то скидка получится в полсуммы. Я пытался настаивать на своём, но отец сказал: не дури, такой возможности у тебя больше не будет. Так что полюбуетесь на мою «шестёрку».

Освящать автомобиль Макс приехал с мамой. От предложения прокатиться я отказался, ведь это не моя, а его мечта.

Прощаясь, окропил молодого человека святой водой и сказал:
– Макс, с одной стороны, я тебя, конечно, поздравляю. А с другой, сочувствую – теперь тебе больше не о чем мечтать.

Максим грустно вздохнул, и они с мамой одновременно посмотрели друг на друга.

– Ошибаетесь, батюшка, – заявила мама. – Нам всегда есть о чём мечтать, правда, сынок?

Макс рассмеялся. А я вспомнил, что совсем недавно слышал похожую фразу с таким же смыслом.

Был по делам в Москве, планировал встретиться с дочерью. Договорились, что пересечёмся в торговом центре у Курского вокзала. Позвонил дочке и узнал, что она уже ждёт меня в магазине известной марки женской одежды.

– Папа, поднимись на третий этаж, – попросила дочь. – Я ищу подарок, вечером собираемся к друзьям, их сыночку сегодня шесть.

Мы встретились, и я подумал, что пойдём в магазин детских игрушек.

– А я уже купила, – сказала дочь.

Я попытался угадать:
– Танчик, пистолет, робота-трансформера?
– Нет, подобрала очень симпатичную сумочку к его новому костюмчику. Мальчик с претензиями. Всего шесть лет, а в сумочках разбирается, как взрослый.
– Подожди, ты хочешь сказать, что вы собираетесь подарить мальчику сумку вместо сабли или автомата? – спросил я в полном недоумении. – И он не швырнёт вам её и не потребует набор солдатиков или красную пожарную машинку?
– Пап, ты отстал от жизни, – рассмеялась дочь. – Это же редкость – в таком возрасте у мальчика уже сформировался отличный вкус. Готовый стилист.
– Он хочет быть стилистом?
– Нет, это мама мечтает, чтобы сын стал стилистом, время сейчас такое. Дети менее инициативны, вот мамам и приходится мечтать за своих малышей.

Протоиерей
Александр ДЬЯЧЕНКО
Фото: FOTODOM.RU

Опубликовано в №18, май 2022 года