Неприличная процедура
19.05.2022 15:52
Неприличная процедураНазвания наших внутренних органов не всегда благозвучны. Например, кишки – тощая, толстая, слепая… Даже как-то оскорбительно. А на популярном в медицине древнегреческом языке толстую кишку именуют «колон». Совсем другое дело – звучит красиво, торжественно. Зная об этом, мы с лёгкостью переведём слово «колоноскопия»: исследование толстого кишечника. Переведём-то без проблем, а вот решиться на данную процедуру сложнее.

Взгляд изнутри

Собираясь писать эту статью, я подошла к большому зеркалу и скептически себя осмотрела. Рост не богатырский, 160 сантиметров. Каким образом внутри меня могут поместиться семь метров трубочек разного диаметра? Да-да, речь о кишечнике, длина которого у человека 7–11 метров. Впечатляет. И за этим «беспокойным хозяйством» хорошо бы следить.

Пятьдесят лет назад кишечник можно было изучить только при помощи рентгена, а этот метод не слишком информативен. В середине шестидесятых появился гибкий колоноскоп – прибор в виде шланга с крошечной камерой на конце, который можно ввести в кишку, повторяя её естественные изгибы, и сделать фото. Современные аппараты – сложнейшие образцы высоких технологий, их миниатюрная видеокамера передаёт изображение на экран монитора в многократном увеличении. С их помощью можно тщательно изучить «внутренний мир», взять пробы подозрительных образований и направить в лабораторию для исследования.

Методика позволяет выявить опухоли, полипы, установить источник кровотечения, найти участки воспаления, сделать небольшие операции, разглядеть и извлечь инородные тела.

Сразу вспоминаются детективные истории о том, как люди неожиданно теряли сознание в аэропорту от передозировки наркотиков. При ближайшем рассмотрении они оказывались наркокурьерами, запихнувшими упаковки с запрещёнными веществами в прямую кишку. Тут точно колоноскопии не избежать.

Разумеется, основное предназначение этой процедуры – не разоблачение контрабандистов, а диагностика заболеваний нижних отделов кишечника. Да, из уже упомянутых выше 7–11 метров на долю толстой кишки приходится «всего» полтора-два, но именно там, по статистике, наиболее часто развиваются опасные процессы.

Найти и обезвредить

Двадцать лет назад я лежала в больнице после травмы. Рвалась домой, переживала, как там муж с сыном справляются. Подружилась с медсёстрами, вместе пили чай по вечерам. Однажды кто-то принёс журнал, на обложке – неподражаемый Аль Пачино. Я вздохнула:
– Мой любимый актёр. А какой красивый мужчина!

Юная медсестра Оля фыркнула:
– Да он же старый, ему лет шестьдесят. Ну, конечно, артисты следят за собой, стараются. Обычный мужик в этом возрасте уже не смотрится.

Я рассмеялась:
– Вот завтра придёт папа меня навестить, ровесник Аль Пачино. Выглядит ничуть не хуже. Стройный, спортивный, седины нет почти, лицо молодое. В институте физику преподаёт, по нему все студентки сохнут.

Оля с сомнением покачала головой, не хотела меня обидеть. А я в нетерпении ждала папиного визита – пусть все увидят и позавидуют.

На следующий день на стул у моей кровати сел глубокий старик! Седые волосы, измождённое лицо, болезненная худоба. Мы же виделись всего пару месяцев назад, он был другим!

От моих расспросов папа отмахнулся – да, чувствует себя неважно, аппетита нет, тошнота, наверное, гастрит. Некогда бегать по поликлиникам, то сессия в институте, то работы на даче. К врачу записался, обязательно пойдёт.

Врач назначил УЗИ брюшной полости, диагноз поставили сразу – опухоль кишечника с метастазами. Тяжёлая операция, трубка, торчащая из живота, «химия». Через полгода папы не стало. Врачи качали головами: если бы обратился раньше… Такой рак развивается, как правило, долго, ведь крошечный доброкачественный полип целых 10–15 лет перерождается в «злую» опухоль.

Папа читал лекции, улыбался студенткам, играл в большой теннис, парился в бане, ходил на охоту, делал вино из малины, сушил грибы, зимой бегал на лыжах. А внутри потихоньку разрасталась эта смертельная дрянь. И её можно было увидеть и обезвредить!

Привилегии толстяков

Впрочем, это моя личная история. Вот информация для тех, кто больше верит не эмоциям, а цифрам: рак толстого кишечника (колоректальный рак, КРР) – одно из самых распространённых онкологических заболеваний, среди них он занимает второе место по смертности. При этом раннее выявление опухоли гарантирует жизнь в 90 процентах случаев.

Подумайте, какой это щедрый дар современной науки! Именно колоноскопия позволяет увидеть тот маленький полип, который со временем может привести к роковым последствиям.

В нашей стране ещё не все доктора понимают важность своевременной колоноскопии, а пациенты просто боятся этой процедуры, считают её не только неприятной, а неприличной. В первую очередь, конечно, мужчины. Женщины, видимо, более привычны к медицинскому вмешательству в свой «нижний этаж».

Лет 12 назад мой знакомый по имени Герман долгое время мучился от болей в животе. Попал в больницу, ему сделали УЗИ, рентген, взяли кровь. Ничего не нашли. По телефону сообщил мне – выпишут не скоро, будут другие обследования. И вдруг позвонил в тот же вечер уже из дома, возмущённый. Объяснил своё негодование так: ушёл из больницы под расписку. «Нет, живот всё ещё болит. Нет, диагноз не поставили. Да они мне такое хотели сделать… такое… Ну ты понимаешь – есть вещи, на которые мужчина не может согласиться!»

В итоге мы с Гериной женой с трудом уговорили его пройти «непристойное» обследование. Врачи обнаружили опухоль, как показал анализ, доброкачественную, но уже «задумавшуюся» переродиться в злокачественную. Удалили, теперь всё хорошо. Сказали: повезло, что у вас болело, обычно новообразования кишечника не беспокоят очень долго, иногда вообще до самого конца, в данном случае, увы, не победного.

Если человек делает колоноскопию впервые, неизвестно, насколько неприятной она будет и как много времени займёт. Главные кандидаты на болезненную процедуру – очень худые люди. У них петли кишечника провисают без поддержки внутренним жирком, поэтому трудно провести через них аппарат. Получается, толстяки и толстушки здесь в лучшем положении.

Ещё бывает больно тем, кто перенёс операции в брюшной полости и малом тазу – после этого часто образуются спайки, они затрудняют процесс. Слишком впечатлительные, чувствительные личности с низким болевым порогом тоже попадают в группу риска.

Вы тут все жулики!

Для вышеперечисленных случаев, а также для тех, у кого есть хронические заболевания (гипертония, болезни сердца и прочее), предпочтительна так называемая колоноскопия под наркозом. Хотя обычно это не полноценный наркоз, а седация, глубокий сон. В таком случае процедура совершенно безболезненна и комфортна психологически.

Переживания типа «вдруг я не проснусь» сейчас абсолютно неуместны. Современные препараты безопасны, техники хорошо отработаны. Статистика такова: вероятность тяжёлых осложнений от применения наркоза – один случай на 200 тысяч операций и манипуляций. То есть риск погибнуть по дороге в клинику, например попав в аварию, в 25 раз выше, чем риск смерти в результате общей анестезии.

У «колоноскопии во сне» только два недостатка. Первый: после неё несколько часов нельзя садиться за руль. Второй минус – высокая стоимость. К сожалению, по российскому полису ОМС седация при этом исследовании не предусмотрена. Видимо, считается, что все русские люди терпеливы и сильны духом. Но, если честно, вытерпеть можно не всегда, порой врач вынужден прервать процедуру из-за жалоб пациента.

В платной клинике в наркозе не откажут, хотя и тут случаются непредвиденные ситуации. Знакомый доктор рассказывал. Пришёл к ним в медицинский центр на колоноскопию большой начальник. Предложили седацию – решительно отмахнулся, мол, за кого вы меня принимаете, я здоровый мужик, вашей трубки не боюсь. Но в процессе исследования неожиданно закричал командным голосом:
– Немедленно вынимайте из меня эту фигню, я требую!

Через неделю мужчина снова записался на процедуру, уже под наркозом. Когда его разбудили после окончания исследования, недовольно спросил:
– Долго ещё я буду тут у вас лежать без штанов? Почему не начинаете, время тянете?

Врач объяснил:
– Мы уже всё сделали, вставайте, одевайтесь.
– Как это всё? Жулики, вы не делали ничего, я и заснуть не успел.

Тщетно персонал пытался его убедить, что он просто крепко спал и ничего не почувствовал. Пациент упорствовал:
– Не может такого быть! Меня и не тошнит, и голова не кружится. Вот двадцать лет назад у меня был наркоз, так я после него три дня голову поднять не мог, рвало без остановки!

А уж услышав, что в его кишечнике не нашли ничего подозрительного, обиделся окончательно:
– Так за что же я платил, раз там ничего нет? Жулики, развели на деньги!

Отправился жаловаться главврачу клиники. Наверное, он и после ЭКГ пишет претензии, что инфаркта не обнаружили.

Караул устал

На просторах интернета встречается мнение, что колоноскопию делать вредно, поскольку это разрушает иммунитет. Якобы наш кишечник населён миллионами уникальных бактерий и вирусов, которые человек «коллекционирует» на протяжении всей жизни, с самого детства, – они и охраняют его в дальнейшем от инфекционных болезней. А исследование их «вымывает», оставляя нас беззащитными.

Ну, за время пандемии мы все стали экспертами в области иммунитета. Значит, понимаем: бактерии, вирусы – это лишь агенты, вызывающие иммунный ответ, а в дальнейшем вся информация хранится в специальных клетках лимфоузлов, крови и других тканей. Да, множество лимфоцитов сосредоточены в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта, но на них колоноскопия никак повлиять не может.

В просвете толстой кишки действительно живут многочисленные микробы, которые тоже нас защищают, хотя некоторые из них болезнетворны и, попав в другие места организма, могут вызвать инфекцию. Наглядный пример – кишечная палочка. У женщин при несоблюдении гигиены она легко проникает в мочевыводящие пути, вот вам и цистит. А у себя «дома», в кишечнике, она, наоборот, выполняет защитные функции, борется с вредоносными бактериями, попавшими извне. И чаще всего побеждает.

В кишечнике здорового человека обитает около 50 триллионов бактерий более 500 видов. Безусловно, процесс подготовки к колоноскопии активно гонит их наружу, с этим не поспоришь. Но ведь продукты жизнедеятельности человека, которые мы ежедневно спускаем в унитаз, состоят из бактерий на 50 процентов. Так сказать, одни бойцы покинули поле боя – на их место мгновенно пришли другие. Микробы размножаются очень быстро.

Когда моем руки – обычным мылом, без всяких антисептиков, – то смываем 99 процентов бактерий, в том числе и защитных. Но уже буквально через полчаса наша кожа вновь усеяна микроорганизмами. То же самое происходит и в кишечнике, никто не «носит» свои бактерии годами.

Конечно, в обычной жизни «смена караула» случается не так резко, как при подготовке к колоноскопии. Значит, эта процедура становится для организма стрессом?

Да, безусловно. Как и голод, и нервное потрясение, и многое другое. Но однократный стресс полезен, он действует как стимул, как встряска. Губителен постоянный стресс, и с этой точки зрения – в тысячи раз вреднее каждый день терпеть скандальную жену или общаться с начальником-самодуром, чем сделать колоноскопию раз в несколько лет.

Интересное кино

Итак, что ждёт тех, кому предстоит это исследование?

В больницу ради колоноскопии обычно не кладут, процедуру проводят амбулаторно, в том числе и под наркозом. Очень важно хорошенько подготовиться. Сперва – три дня диеты, совершенно не напрягающей. Нельзя то, что обычно считается самым полезным, – каши, фрукты, овощи. Зато можно мясо, рыбу, яйца, белый хлеб, макароны. Голодать точно не придётся.

Накануне колоноскопии – самый неприятный момент. Кишечник нужно тщательно почистить, чтобы стенки были хорошо видны. Покупаем в аптеке пакетики со специальным слабительным, по инструкции размешиваем порошок в воде и пьём мелкими глотками. М-да, получившийся раствор – весьма противный на вкус, иногда даже вызывает тошноту. Кто-то запивает соком или чаем, кто-то закусывает леденцами, ещё можно зажать нос и тянуть через соломинку. Потом придётся провести несколько часов (с перерывами) в обществе «белого друга». Отдых, ещё одна порция «нектара».

В кабинет входить лучше с юмором и уж точно – без ложного стыда. Специалиста ваше мягкое место ничем не удивит и не насмешит.

Вот как описывает свои впечатления москвичка Анна Т.: «Выдали симпатичные одноразовые розовые штанишки с дырочкой сзади. Такие забавные! Даже настроение поднялось. Сразу вспомнила, что знакомая свою выдающуюся пятую точку в такие запихнуть не смогла. Ой, расстроилась она, даже забыла про переживания из-за предстоявшей процедуры.

А я – ура! – влезла, хотя совсем не худая. Сильно волновалась. Спасибо врачу и медсестре, они меня подбадривали, шутили. Уложили на левый бок, доктор сказал с улыбкой: «Сейчас посмотрим кино, занимайте места согласно купленным билетам». Когда ввели аппарат, было неприятно, временами немного больно, но терпимо.

Врач со мной разговаривал, даже показывал картинку на мониторе. Интересно! По ощущениям, всё длилось долго, на самом деле – 20 минут, засекала по часам. Нашли полип, удалили – этого я вообще не почувствовала. Не так всё страшно, как думала».

Людмила ОРЕХОВА
Фото: FOTODOM.RU

Опубликовано в №18, май 2022 года