Нам ли быть в печали?
19.05.2022 16:01
Делаем зарядку для хвоста

Нам ли быть в печалиОт редакции. Людмила из Казахстана считает, что не нужно чрезмерно опекать пожилых родителей, им полезно как можно больше двигаться, не снижать активности («Немедленно включи мозги», №12). Её мама в 65 лет отказалась от домашних забот, не хотела даже гулять. Итог – деменция и ранняя смерть. А вот свекровь старалась находить себе дела, помогать родным и дожила до очень преклонных лет. Людмила в 73 года старается быть максимально самостоятельной, не зависеть от близких.

Как жаль, что сейчас нам редко приходится писать от руки

Подпишусь под каждым словом автора. Надо себя тормошить, шевелиться. Хотя я и моложе Людмилы, хронических болячек хватает. То штормит, то колбасит, то ломает суставы. Да, самое простое – лечь и объявить, что всё болит и делать ничего не буду. Видела я разное отношение к недугам.

Моя бабушка не вставала с кровати несколько лет. Почему-то она не обращалась к врачам, её не обследовали, не лечили, даже и не знаю, чем болела. Мама говорила, у неё кружилась голова, могла упасть, – возможно, гипертония, диабет. Но бабушка не пила никаких лекарств, просто лежала, и всё. Вставала, только чтобы сходить в туалет, умыться. По дому ничего не делала, дедушка сам занимался хозяйством.

Также знаю много людей, которые в курсе своих болезней, но стараются не обращать на них внимания, продолжают жить активно, насколько возможно.

Моя подруга перенесла микроинсульт – плохо работает рука, подволакивает ногу, парализована половина лица. Диабет, сидит на инсулине. Но она вместе с мужем ходит в магазин, готовит, печёт внукам вкусняшки, встречает из школы, учит с ними уроки. Дома всё сама делает, ходит помогать свекрови. Ещё и работает три дня в неделю. А в большие снегопады вместе с мужем расчищала двор – тот работает дворником. Тоже, кстати, не слишком здоров, перенёс инфаркт.

Я много гуляю с собакой, сама делаю уборку в доме и всё остальное. И работаю, и «пытаю» себя рукоделием, и всякими головоломками, закачанными в телефон. Это у меня как зарядка для хвоста. Иногда с подругой друг друга жалеем и ругаем за лишнее рвение в работе, но всякий раз сходимся во мнении, что надо преодолевать немощь, насколько это возможно. Плохо тебе – ляг, поспи, и всё пройдёт, потом надо снова встряхнуться. Шевелиться без лишней суеты и надрыва, потихоньку, но в обязательном порядке давать нагрузку мышцам и мозгам.

Недавно подумала: как жаль, что сейчас нам редко приходится писать от руки. Раньше постоянно заполняли всякие бланки, писали письма до самой старости, пусть и коряво. А ведь это мелкая моторика, она напрямую связана с мозгом. Поэтому я придумала себе такое развлечение: записываю сны, интересные цитаты, даже порой переписываю стихотворения или слова песен, не спеша, красивым почерком. Рисую орнаменты, графические узоры, которые потом использую в стёжке швейных изделий.

Ещё Людмила рассказала, как её сестра, медик и психолог, посоветовала чаще менять местами вещи на кухне, убирать их с привычного места – например, микроволновку, мусорное ведро. Это делается для того, чтобы включать мозги, отказаться от заученных, автоматических движений. Для меня это сложно, я в этом плане очень консервативна. Но всё-таки иногда что-нибудь переставляю.

Призываю всех не расслабляться, шевелиться и смотреть вперёд с оптимизмом. Нам ли быть в печали?

Из письма Галины,
Москва

Иногда случаются прямо приступы забывчивости

Меня зацепил один момент. Мать автора письма в 65 лет практически перестала что-либо делать, даже гулять с комнатной собачкой. Сказала – мол, не могу, тяжело. Людмила считает, что итогом такого поведения стала ранняя мамина смерть. Но, возможно, дело в другом: человек обычно знает, что ему по силам, а что нет. Не исключаю, женщине действительно было очень трудно, дремали скрытые болезни, поэтому она просто старалась облегчить себе последние годы, а вовсе не ленилась.

Я не всегда верю такому настроению – дескать, надо взяться за себя, не выключаться из жизни, больше трудиться, и тогда доживёшь до преклонных лет, не нуждаясь в помощи родственников. Но далеко не всем отмерен срок относительно бодрой жизни до 90 и старше. Это скорее исключение. Да, бывают старушки, которые в возрасте под сто нянчат правнуков, но если покопаться в деталях, то у этой бабушки окажется десяток братьев и сестёр, умерших гораздо раньше.

Совет постоянно переставлять микроволновку мне показался не совсем приемлемым. Моя, например, довольно тяжёлая, а врачи не рекомендуют поднимать больше трёх килограммов. Мне кажется, для тренировки мозгов лучше разгадывать кроссворды, благо они в «Моей Семье» не слишком простые. Я покупаю ещё одну газету, в которой они совсем сложные – без обращения к интернету не разгадать.

Да, иногда случаются прямо приступы забывчивости. Тут многое играет роль: и стресс, и перенесённый ковид, и последние новости. Моя сестра, которой сделали операцию на головном мозге, повесила в прихожей памятку и каждый раз, выходя из квартиры, читает её по пунктам: проверь газ, отключи электроприборы, возьми с собой телефон, ключи, лекарства.

Сестра беспокоилась – вдруг после операции начнёт отказывать память, а она и не заметит, будет по-прежнему уверена в себе. Хотя вернулась к работе, вроде всё хорошо, и однако же изучает эту бумажку перед уходом из дома. Привыкла.

Конечно, есть и ленивые старики, и молодые бездельники. Но, прежде чем гнать всех подряд на улицу, заставлять постоянно двигать бытовую технику и тому подобное, в каждом случае нужно уточнять диагноз пожилого человека, помогать ему выбрать оптимальный режим дня и всей жизни.

Моя подружка приговаривает: «Когда бегаю на работе, то забываю обо всех болезнях». Я ей отвечаю: «Милая, если бы ты действительно была нездорова, то в свои шестьдесят шесть вообще не смогла бы работать. И уж точно ни на минуту не забыла бы о своей болезни. Радуйся – ты не молода, но ещё ни один врач у тебя не нашёл ничего серьёзного».

Из письма Киры
Фото: FOTODOM.RU

Опубликовано в №18, май 2022 года