СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Мелочи жизни Здесь могут отобрать деньги
Здесь могут отобрать деньги
31.05.2022 15:58
Здесь могутСтарейший город Америки

В сторону Лимы, столицы Перу, ехал длинный грузовик, почти такой же длинный, как сама дорога. В кузове на мешках с зерном сидели молодые оборванцы и я. Оборванцы ехали в Лиму посмотреть на столицу, автобус им был не по карману. Я же выбрал такой способ передвижения, потому что наблюдать окружающие пейзажи с высоты приятнее, чем из окна автобуса. Мимо проплывали холмы, песчаные барханы и неучтённые путеводителями доисторические крепости.

Не доехав до Лимы, я высадился в городке Супе. В местной долине находился самый старый в Америке город – Караль. Его жители строили свои пирамиды одновременно с египтянами. Это одна из древнейших цивилизаций, ей почти 5 тысяч лет!

20 километров по долине я проехал на общественном такси. Этот транспорт называется «коллективо». Вроде нашей маршрутки, только выглядит как обычная легковушка. Не считая водителя, в него помещается 8 человек: двое на пассажирском сиденье спереди, трое сзади и трое в багажнике.

От остановки до руин я шёл пешком через плантацию кукурузы, думая об эпохе столь древней, что и вообразить сложно. Как сюда могли попасть люди? 5 тысяч лет назад не было судов, чтобы переплыть океан. Шли пешком через замёрзший Берингов пролив, а потом ещё 10 тысяч километров на юг? Зачем так далеко, и что вообще это был за народ?

Норвежский учёный Тур Хейердал считал (и доказал своими экспедициями), что древние люди были способны пересечь океан на плотах и тростниковых лодках. Согласно теории норвежца, цивилизация в Перу могла прийти из Северной Африки.

Работы по реставрации Караля только начали вести, и я оказался одним из первых туристов. Навстречу мне вышел руководитель археологов доктор Марко Мачагуай. В 1980-х годах он учился в Баку. О Советском Союзе археолог сохранил чудесные воспоминания и помнил русский язык, правда, говорил с азербайджанским акцентом.

– В Карале жил мирный народ. Здесь не было оружия, – рассказал Марко. – Зато мы нашли 32 флейты из костей пеликанов. Здесь любили музыку. Выращивали хлопок, фасоль, картошку, кукурузу, орехи, ловили рыбу, собирали моллюсков. Кровавые жертвы богам не приносили. Вместо этого на домашних алтарях сжигали текстиль и украшения.

Может, первому городу на континенте было не с кем воевать? Ближайшие цивилизации, ольмеки и чавинцы, появятся лишь через полторы тысячи лет! Иди в любую сторону – пустая земля, богатая ресурсами. Каральцы ели фасоль и ловили пеликанов, чтобы изготовить из них ещё больше флейт. Не было царя, а государственными делами занимались жрецы.

В Карале проживало 3 тысячи жителей и до 10 тысяч в окрестностях. Не так много, учитывая внушительные пирамиды и храмы, которые здесь построили.

– С ближайшей реки приносили круглые камни в плетёных мешках. Они назывались «чикра», – объяснил Марко. – Из этих мешков складывали стены пирамид. По волокнам верёвок мы и определили возраст города.

Переночевав у археологов, я уезжал из Караля нагружённый подарками – книгами и буклетами. Водитель попутки, выслушав мои восторги по поводу самой старой цивилизации Америки, недоверчиво хмыкнул:
– Да ладно! Неужели старше, чем инки?

Эх, а ещё местный житель… Ошибся на четыре тысячелетия.

Эта часть города опасна

Над 10-миллионной Лимой висел смог. Казалось, здесь никогда не светит солнце, а мегаполис застыл в пробках. Если в других городах пассажиры выстраивались в очередь к автобусу, то здесь в очереди к остановке стояли сами автобусы. На их бортах были указаны маршруты, старые и неправильные. Чтобы избежать путаницы, кондукторы свешивались из открытых дверей с маршрутными табличками в руках и кричали: «Ла Пунта! Ла Пунта!» или «Ла Марина! Ла Марина!»

Исторический центр Лимы с колониальными особняками и храмами охраняется ЮНЕСКО. Но стоило отойти от центра, как начинались криминальные гетто. Местные жители подходили и говорили:
– Сеньор, эта часть города опасна для вас. Здесь могут отобрать деньги.

Денег у меня с собой не было, и за свою безопасность я не боялся. Но в бедных районах было слишком грязно и уныло, поэтому я держался туристических кварталов.

На Пласа-де-Армас я зашёл в старое здание почтамта. Здесь работал музей истории перуанской почты. Экспозиция начиналась с инков. Индейские почтальоны назывались кипукамайок, а письмо – кипу. Оно представляло собой ворох верёвочек с узелками. В основном записи касались расчётов. Высчитывали налоги, определяли даты, проводили перепись населения. Это мы сейчас завязываем узелок на память, а потом забываем, зачем завязали. В кипу количество верёвочек и узелков исчислялось тысячами. Не просто письмо, а целый талмуд. Возможно, в инкских офисах квартальные или годовые отчёты выглядели как мохнатые половики.

Империя была гигантской и хорошо организованной. Инки строили мощёные дороги. На этих дорогах стояли почтовые станции, где отдыхали бегуны-скороходы. Интересно, были у них почтальонские сумки, или они наматывали верёвочки на себя? А что, надел несколько писем и побежал.

Накануне я расстался со своей американской подругой Сарой, у нас разошлись планы, и каждый отправился в свою сторону. «Вот бы отправить ей скорохода с письмом!» – думал я. Наверное, ей одиноко в горах. А тут прибегает скороход и, напевая весёлую инкскую песню «ай-яй-яй», начинает снимать с себя длинное письмо с извинениями. А она потом наматывает на почтальона ответ. И тоже какой-нибудь тёплый, из шерстяной нити…

Мои размышления прервали уличные вопли:
– Мандарина! Мандарина! Один соль за кило!

Я вышел на улицу.

На испанском языке «соль» – это солнце. Инки поклонялись богу солнца. Поэтому и деньги в Перу стали называть «солнышки». Не портреты же злодеев-конкистадоров на них чеканить! Про солнце и мандарины продавец кричал в прикрученный к тележке мегафон. Кажется, его было слышно не только в центре города, но и в пригородах.

Есть хотелось, но «солнышки» закончились. Я зашёл в обменный пункт. Женщина за конторкой кормила грудью ребёнка. Не прерывая занятия, она ловко отсчитала нужное количество солей и вручила мне. Я потёр купюры между пальцев – вроде настоящие. Хороший признак. Куплю мешок мандаринов. Надоело одними авокадо питаться.

И пошёл отправлять Саре электронное письмо.

Восточный экспресс

Сара ответила. На ледниках она успела остыть, да и соскучилась. Я дождался её в Лиме, и вместе мы отправились в Куско, где когда-то находилась столица империи инков.

В то время как в России малолетний Иван IV (будущий Грозный) мечтал отобрать власть у бояр, испанский конкистадор Франсиско Писарро с крошечным отрядом в 182 человека отправился захватывать Перу. Испанский авантюрист напал из засады и взял в плен великого инку Атауальпу, прибывшего для переговоров во главе 80-тысячной (!) армии. Шокированные европейским коварством, инки на некоторое время потеряли способность к сопротивлению, и испанцы взяли Куско практически без боя. Поставили марионеточного царя и правили от его имени, а спустя два года основали Лиму, куда и перенесли столицу.

Испанцы уничтожили постройки инков в Куско. Осталось несколько древних стен и фундаментов. Инки складывали стены из блоков причудливой формы для лучшего сцепления друг с другом. Когда блоки вытёсывали, кое-где оставляли выступы, похожие на округлые ручки, чтобы можно было взяться за них и поднять тяжёлый камень.

Понять, как выглядела столица, сейчас трудно. К счастью, в стороне от Куско находится Мачу-Пикчу, единственный сохранившийся город инков. Испанцы не нашли его в горах.

Чтобы добраться туда, нужно ехать из Куско на поезде или идти два дня пешком по горам. Даже для пешей прогулки нужно покупать дорогой билет, поскольку власти Перу специально ограничивают поток туристов. За поездку вдвоём на поезде мне пришлось бы выложить свой месячный бюджет. Можно было сэкономить, воспользовавшись автобусом и дешёвым поездом, но мне хотелось сделать красивый жест, чтобы загладить вину и окончательно помириться с Сарой.

Железная дорога к Мачу-Пикчу – частная собственность компании «Ориент Экспресс», владеющей сетью отелей по всему миру. Они же владели пассажирским поездом «Восточный экспресс», ходившим по маршруту Париж – Константинополь и описанным в романе Агаты Кристи.

Я отправился в компанию «Ориент Экспресс».

– Здравствуйте. Я журналист и хочу написать про железную дорогу, ведущую к Мачу-Пикчу.

Сказал бы, что хочу написать про Мачу-Пикчу, и мне бы отказали. Ведь это одна из главных достопримечательностей Южной Америки. Она и так с трудом справляется с наплывом туристов со всего мира. Но поезд – другое дело.

– У нас есть разные поезда, – сказали мне в офисе. – На каком вы хотите ехать?
– На какой посадите, про тот и напишу. Посадите на дешёвый, напишу про дешёвый, – с честным видом ответил я.
– Не надо про дешёвый! Наш лучший поезд – «Хайрам Бингем». Билет на него стоит пятьсот долларов. Но для вас поездка будет бесплатной.
– Подходит, – согласился я. – Только я не один. Со мной фотограф из США.

В компании подтвердили, что готовы взять и фотографа. На улице я протянул Саре свою «мыльницу».

– Умеешь снимать? Впрочем, это неважно. Главное, когда будешь садиться в поезд, пусть висит у тебя на шее.

Картина с мачо

Хайрам Бингем – так звали американского археолога, в 1911 году обнаружившего Мачу-Пикчу. Местные жители об этом городе и так знали. Но одно дело пасти среди руин скотину и выращивать овощи на полуобвалившихся инкских террасах, другое – прочитать научный доклад в Йельском университете. Хайрам Бингем – один из прототипов голливудского Индианы Джонса. Учёный, альпинист, авантюрист, путешественник.

Поезд «Хайрам Бингем» – самый дорогой в Перу, а может, и во всей Америке. 1000 долларов на двоих за 90 километров пути. В поезде четыре вагона: два ресторана, один бар и один вагон-кухня. Огромные окна, дорогая мебель в стиле 1920-х годов, хрустальная посуда, вышколенные официанты. В меню – артишоки, жаркое из альпака, большой выбор вин. Между столиков прохаживались гитаристы в чёрных рубашках и брюках. Выделялись лишь их жёлтые, под цвет вагонных поручней, галстуки.

Пятизвёздочный поезд к Мачу-Пикчу начал ходить в 2003 году.

– Вы русские? – деликатно осведомился официант, наливая вино в бокалы. – Добро пожаловать! Русские были в числе первых пассажиров нашего поезда.
– Да? И кто же? Наверное, бизнесмены?
– Кажется, депутаты. И сопровождающие. Всего десять человек.

После российских депутатов на поезде прокатились британский принц и королева Испании, актёр Леонардо Ди Каприо и другие знаменитости. Высокая цена не останавливает чудаков, желающих выкупить весь поезд. Некий господин выложил 20 тысяч долларов за право доехать до Мачу-Пикчу со своими собаками.

За соседним с нами столиком сидел улыбающийся мужчина в ковбойской шляпе. Он представился американским промышленником из Индианы и поднял бокал игристого вина в нашу с Сарой честь:
– Первый раз еду вместе с русскими!
– Мы тоже рады видеть настоящего американца! – улыбаясь, ответила Сара. Кажется, ей нравилась эта игра, в которой она исполняла роль русской богачки. Я же был немного смущён, что нас принимают за нуворишей. Но и оправдываться, что мы попали в роскошный поезд почти случайно, не хотелось.
– Все едут в Европу смотреть на Мадонну. А в Южную Америку – на мачо. Вы ведь тоже едете посмотреть на картину?
– Что, простите?
– Ну, как же… Их знаменитая картина с мачо… Macho Picture… – и американец расхохотался так задорно, что шляпа свалилась с его макушки. Подскочивший официант поднял её и надел промышленнику на голову.

Такие умные, а ходят пешком

Конечная станция. От посёлка Агуас Калиентес наверх к Мачу-Пикчу шла зигзагообразная дорога, по которой вереницей ползли автобусы. На вершине находились отель, ресторан и сувенирные лавки, они первыми встречали гостей священного города.

Во время строительства отельного комплекса что-то пошло не так, и город инков начал осыпаться. Власти Перу ограничили доступ туристов к городу, подняв до небес цены на билеты и продавая лишь определённое количество в день. Но напор визитёров не ослабел. Ведь, кроме Мачу-Пикчу, ни одного города инков целиком не сохранилось. Они были уничтожены испанцами, стремившимися избавиться от инкской цивилизации и заменить её своей, европейской. Мачу-Пикчу повезло, город затерян в горах, и испанцы туда не добрались.

Город расположен на высоте 2400 метров над уровнем моря. Не слишком высоко, не слишком холодно и очень красиво. В районе бывают землетрясения, но инки решили вопрос хитроумно. Обтёсывали и плотно подгоняли друг к другу тяжёлые камни разной формы, составляя из них нечто вроде пазла. Для верности камни скрепляли смолой. Строения инков легко выдерживали подземные толчки, а испанские особняки и соборы во время землетрясений разваливались как карточные домики.
Мачу-Пикчу невелик – две сотни зданий и сооружений плюс сельскохозяйственные террасы на склоне горы. С империей город соединяла сеть пешеходных дорог.

– Почему инки ходили пешком? Такие умные, а колесо не изобрели! – удивлялась Сара, шагая по узкой ступенчатой тропинке, вымощенной булыжником.
– Они изобрели. Я видел в музее игрушку с колесом. Но колёсные повозки в горах использовать невозможно. Попробуй затащи её, когда и так еле идёшь! Быков и лошадей у инков не было.
– Но ламы же были? Можно запрячь ламу.
– Она слишком нежная для хомута и оглобель. У вас в Америке овец в телегу запрягают? И в России нет. Инки могли возить нетяжёлый груз на спинах лам. Ну или на своей собственной.

Часть индейских дорог с навесными мостами сохранилась. Один из таких путей, на который мы выбрались, шёл вдоль отвесной скальной стены и представлял собой ничем не ограждённую дорожку шириной в полтора метра. Посмотришь в пропасть, и становится жутко. В одном месте путь обрывался, и две части тропы соединялись обычной деревянной доской. При приближении неприятеля достаточно было убрать доску, и тропа становилась непроходимой.

В Мачу-Пикчу много загадок. При определённом положении солнца некоторые камни отбрасывают тени в виде животных и других священных символов. Зачем? Сохранилась «инкская обсерватория» в виде двух чаш, в которые, как считается, жрецы глядели как в зеркало, наблюдая за движением звёзд. Для чего?

Но возникают вопросы и другого рода. Сколько ещё простоят древние руины, учитывая, как много туристов пытается их исследовать?

Автобус медленно сползал по зигзагам дороги, а по лестнице за нами бежал перуанский мальчишка в красном колпачке. Встречаясь с автобусом, он всякий раз кричал:
– Гу-у-уд ба-а-ай!

И так на каждом изгибе зигзага.

У подножия горы автобус затормозил, мальчонка влетел в салон и, сняв свой колпачок, обошёл туристов – заработал на пропитание. Кажется, они с водителем были в доле.

Мы вернулись в Куско, и Сара сказала:
– Я не хочу ехать дальше. Устала. Полечу в Аргентину к родственникам. Буду ждать, когда ты вернёшься.

Её последняя фраза звучала неуверенно. Я попытался представить, как быстро мы сможем встретиться. Через месяц или два?

В груди кольнуло: мы расстаёмся. Но я почувствовал облегчение, что дальше отправлюсь один. Мне нравилась Сара. А всё же одному путешествовать проще.

Григорий КУБАТЬЯН
Фото автора

Опубликовано в №20, май 2022 года