Самый необычный год в жизни Эдварда Сноудена
15.06.2022 00:00
СноуденЭдвард Сноуден прославился год назад. Его разоблачения выглядели сенсационно: спецслужбы наблюдают практически за каждым землянином, у которого есть компьютер и мобильник. Все данные собираются в архивы и могут храниться вечно. Под колпак попали не только противники США, но и верные союзники этого государства.

Антисистемный администратор

Информационный взрыв прогремел 6 июня 2013 года. Американская газета «Вашингтон Пост» и британская «Гардиан» опубликовали сенсацию: в штатовском Агентстве национальной безопасности (АНБ) создали программу «Призма», которая наблюдает за интернетом. Причём наблюдает тайно, но на законных основаниях, по тайному же решению американского суда. И в соответствии с этим решением все американские интернет-сервисы – «Гугль», «Хотмейл», «Яху», «Ютуб», «Фейсбук», «Твиттер», «Скайп» и так далее – сознательно сливают своих пользователей.

Публикации ссылались на анонимный источник, но уже 9 июня журналисты назвали имя своего информатора: Эдвард Сноуден.

Информационный взрыв развивается по тем же законам, что и обычный. То есть расширяется и освещает всё вокруг. Так что всего за несколько дней весь мир получил подробные сведения не только по теме слежек-прослушек, но и о самом Сноудене – странноватом щуплом очкарике, который работал системным администратором на то же АНБ и на структуры, с ним связанные.

Всё это стало следствием истерики самих спецслужб и правительства США, которые начали требовать ареста виновника утечки, заявили о том, что он нанёс государству многомиллиардный ущерб, – и вообще преступник и предатель. Ну а тот, естественно, стал защищаться, оправдываться через прессу и давать всё больше компромата.

Так стало известно, что через «Призму» можно просматривать и прослушивать электронную почту, видео- и голосовые чаты, фотографии, видео, отслеживать активность в социальных сетях, да вообще абсолютно любую деятельность в интернете. Мало того, из рассказов Сноудена выяснилось, что простые интернет-пользователи, хотя и становились объектами тотальной записи своих действий, но внимания АНБ до поры до времени не привлекали. Анализировать и просматривать накопленную информацию США начинали в том случае, если эти пользователи попадали под подозрение. Зато европейские бизнес-структуры и политики исследовались очень тщательно. То есть процветал бизнес-шпионаж и, скажем так, профилактический надзор за лидерами любой более-менее значимой страны.

О самом же Сноудене стало известно, что он в последние месяцы жил и работал на Гавайях, имел годовую зарплату свыше 100 тысяч долларов, дом и девушку модельной внешности. Как работник спецслужб, он находился под пристальным наблюдением, но сумел убедить начальство, что ему необходимо лечение в Гонконге, и улетел в этот город. А вырвавшись из-под контроля, начал передавать журналистам секретную информацию. Зачем? По версии самого Эдварда, из-за ответственности перед человечеством. Если не открыть людям правду сейчас, потом будет поздно. Система тотальной слежки станет непобедимой.

«В наших карманах, – сообщил Сноуден, – мы носим датчики, которые отслеживают наше местоположение везде, куда бы мы ни пошли. Рождённые сегодня дети никогда не узнают, что значит приватное общение, когда можно высказать мысль, которая не будет никем записана и проанализирована».

«Идиот» Достоевского

Конечно, начальство и коллеги Эдварда не могли ожидать такой подставы от бывшего соратника – ведь его биография до весны 2013 года была безупречной. Во-первых, герой скандала был, так сказать, потомственным «ментом», выходцем из семьи спецслужбистов и правоохранителей. Его отец Лонни Сноуден был сотрудником береговой охраны США – службы, которая ведает охраной морских границ и портов, борьбой с терроризмом, наркотрафиком, нелегальной миграцией. Мать и старшая сестра Эдварда работают судьями. Наконец, девушка Сноудена, Линдси Милдс, хотя и является профессиональной танцовщицей, но зато дочка ветерана спецслужб.
Словом, родословная и окружение безупречные.

Да и сам Эдвард вёл себя патриотично. Несмотря на слабое зрение и хилое телосложение, в 20 лет записался добровольцем в армию и добросовестно пытался не отставать от здоровяков, пока не поломал ноги во время учений. Талантливый программист был принят в Агентство национальной безопасности, где разрабатывал методы электронной охраны военных объектов и получил высший уровень допуска к секретным документам. Потом перешёл в отдел информационной безопасности ЦРУ. Под видом дипломата работал в швейцарском представительстве США в ООН, на деле же занимался защитой компьютерных сетей этой организации и внедрением в них европейских партнёров.

Именно в Швейцарии, по признанию Сноудена, он начал разочароваться в работе на ЦРУ. Произошло это в 2007 году, когда Эдварду пришлось спровоцировать служащего швейцарского банка на выпивку, после чего другие коллеги Сноудена уговорили пьяного сесть за руль и отправиться домой. Когда же тот был арестован за вождение в нетрезвом виде, агенты ЦРУ предложили ему помощь, что позволило завербовать его для получения доступа к секретам банка. Нормальная операция для любой разведки, но Эдварда она почему-то шокировала и настроила против родной организации. Ещё больше эти настроения усилила установка жучков и шпионских программ в компьютерное оборудование.

– Многое из того, что я видел в Женеве, действительно избавило меня от иллюзий о том, как действует моё правительство и что это приносит миру, – сказал впоследствии Сноуден. – Я понял, что я – часть того, что приносит намного больше вреда, чем пользы.

Странность здесь не в том, что профессиональный разведчик избавился от иллюзий. Ненормально, что такие иллюзии вообще были у человека, допущенного к государственным секретам. Странно, что начальство Сноудена, проверив его биографию и родословную, совершенно не озаботилось психологическим состоянием компьютерного гения. А ведь он плюс ко всему страдает эпилепсией. Именно эту болезнь Эдвард отправился лечить в Гонконг.

Эпилепсия очень сильно влияет на характер. Может сделать человека болезненно обидчивым, злопамятным и властолюбивым, а может, наоборот, патологически честным, как героя известного романа – князя Мышкина.

Нетрадиционные правозащитники

В душевном напряжении Эдвард жил до января 2013 года, когда, наконец, решился действовать. Он написал электронное письмо Лоре Потрайс – американке, снимавшей антивоенное кино, одной из создательниц Фонда за свободу прессы, тесно связанного с разоблачительным сайтом «Викиликс».

Эдвард сообщил Лоре, что располагает важной информацией, но своего имени тогда не раскрыл. Правозащитница и свела его с журналистами «Вашингтон Пост» и «Гардиан», после чего Сноуден начал пересылать им секретные файлы, правда, попросив не публиковать их раньше времени. Это время наступило 6 июня, потому что именно в этот день в дом Сноудена на Гавайях пришла полиция. То есть спецслужбы наконец заметили, что украден большой массив информации, догадались, кто именно её похитил, и пришли делать обыск.

Поняв, что его карты раскрыты, Сноуден дал добро на печатание секретных материалов, а через несколько дней раскрыл и свою личность перед журналистами и публикой.

Интересно, что, по словам самого Эдварда, он так долго тянул с публикацией, «потому что большинство секретов ЦРУ – про людей, а не про машины и системы; и я не чувствовал бы себя комфортно, разгласив то, что могло бы кому-то повредить».
Так или иначе, а «невинные» люди всё же пострадали. После утечки секретных материалов из АНБ было уволено 25 сотрудников, работавших вместе со Сноуденом.

Не обошлось и без ущерба для близких. Линдси Милдс – девушка Эдварда, с которой он прожил пять лет, на которой обещал жениться и которую даже не предупредил о своём бегстве в Гонконг, – была, конечно, очень удивлена и расстроена поведением своего жениха. На своём сайте она написала, что после внезапного исчезновения Эдварда её «мир открылся и тут же закрылся», оставив её «потерянной в море без компаса».

Между прочим, у людей, которые помогали Эдварду, личная жизнь тоже оказалась нестандартной. Лора Потрайс известна своей борьбой за права лесбиянок, а журналист «Гардиан» Гленн Гринвальд, одним из первых опубликовавший его откровения, женат на бразильце.

Особенности национальной охоты

Дальше началась охота на перебежчика. 21 июня, в день тридцатилетия Эдварда, США обвинили его в хищении государственной собственности, раскрытии данных о национальной обороне и умышленной передаче секретной информации посторонним лицам. В совокупности по этим обвинениям ему грозит до 30 лет тюрьмы, а возможно, и смертная казнь.

Госдеп потребовал от властей Гонконга задержать и выдать преступника. Китайцы прикрывать опасного гостя не пожелали, но и так просто отдать беженца тоже не сочли возможным. В результате придрались к формальности, неправильно оформленному запросу на выдачу, и позволили Сноудену улететь, куда он пожелает.

23 июня, ровно год назад, Сноуден прибыл в аэропорт Шереметьево. Российской визы у него не было, американские власти аннулировали его паспорт, и он мог законно находиться только в транзитной зоне. В принципе, Россия тоже не горела желанием ссориться с Америкой из-за пустяков. Поначалу предполагалось, что в Шереметьеве беглец пробудет несколько часов, после чего улетит в одну из латиноамериканских стран, согласившихся предоставить ему политическое убежище. Однако всё оказалось сложнее. США пригрозили, что предатель не долетит до пункта назначения. О том, что это не пустая угроза, стало ясно 2 июля, когда самолёт президента Боливии Эво Моралеса, которого подозревали в тайном вывозе Сноудена, вынудили приземлиться в Вене и тщательно обыскали.

При таких условиях высылка Сноудена из России была бы равна отдаче на смерть. На это наша страна, безусловно, пойти не могла. Тем более что Америка действовала слишком грубо и не просила, а требовала выдачи своего проштрафившегося гражданина.

1 августа 2013 года Эдвард Сноуден получил свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Он проживает в Подмосковье уже год, и, хотя всё обещает уехать, недавно попросил о продлении своего статуса.

Всё очевидно

Забавно, что убежище разоблачителю предоставила страна, высшие чиновники которой практически не пострадали от прослушек и чтения корреспонденции. В то же время канцлер Германии Ангела Меркель, телефонные переговоры и переписка которой внимательно изучались ЦРУ, высказала американцам своё неудовольствие, но того, кто открыл эту тайну, спасать отказалась.

Потому что никакой тайны, скорее всего, не было. Все знали, что современные средства позволяют следить за людьми, – значит, за ними и будут следить. Понимая это, политики вряд ли сообщали нечто действительно важное по телефонам или через интернет. Так что правдолюб-очкарик просто открыл общественности вещи очевидные, хотя и не вполне пристойные. О которых все знают, но в приличном обществе не говорят.

О личности Сноудена по-прежнему известно довольно мало. Но те, кто общался с ним, отзываются об Эдварде как о тихом, добродушном, умном и скромном человеке. Очень привязан к своей семье, особенно к отцу. Беспокоится за судьбу близких, потому что власти США умеют быть очень жестокими по отношению к родственникам и друзьям предполагаемого виновника.

Бывший агент АНБ увлекается японской культурой, аниме, боевыми искусствами и видеоиграми. В анкете в графе «вероисповедание» указал: «буддизм».

Адвокат Кучерена, несколько раз общавшийся со Сноуденом, рассказывал, что тот намерен остаться в России навсегда, учит русский язык и собирается найти работу. Но продолжения не последовало. А со временем становится ясно, что Эдварда, вероятно, тянет домой, к родным людям, разлуку с которыми он переносит довольно трудно. Он подавал в правительство США прошение о помиловании, но Америка его отклонила.

Где именно в России сейчас живёт Сноуден – держится в секрете. Во всяком случае, в интернете никто ни разу не опубликовал фотографию Эдварда, случайно встреченного на улице.

Сноудена пытаются выставить то провокатором, то марионеткой в чужих руках, но никто не может привести убедительных доказательств ни того ни другого. Так что, скорее всего, эти люди судят по себе. А Сноуден – просто романтик-идеалист.

Павел БУРИН

Опубликовано в №24, 2014 года