Сколько стоит жизнь русских детей
22.06.2022 13:27
Сколько стоит жизнь русских детейСегодня им было бы уже за тридцать. Они бы растили своих детей, сажали сады и строили дома, могли бы поднимать экономику, защищать страну, писать музыку, картины, стихи. Но ровно двадцать лет назад в авиалайнер Ту-154, на котором они летели на отдых в Испанию, врезался американский грузовой Боинг-757. В результате авиакатастрофы в немецком небе над Боденским озером погибли все – 52 ребёнка, 8 сопровождавших их взрослых и 9 членов экипажа. Сделаны ли выводы из этой трагедии?

Ура, каникулы

О каникулах в Испании они мечтали несколько месяцев. По программе ЮНЕСКО несколько детей Башкирии были награждены поездкой в Барселону. Среди них – победители школьных олимпиад, отличники, спортсмены и даже одна королева детского конкурса красоты. Гордость школ и родителей. Билеты на самолёт родители покупали самостоятельно.

– Если окончишь год на отлично, полетишь в Испанию, – обещал своему 11-летнему сыну Артуру его папа Зульфат Хамматов. Отец не сомневался – каникулы в Барселоне сын заслужил.

Брат и сестра Савчук – 14-летняя Вероника и 13-летний Слава, 15-летний Венер Валеев, 13-летний Марсель Султанов, 12-летняя Алина Ханнанова, 10-летние Лена Асылова и Слава Литвинов, три отличницы уфимской лингвистической гимназии №39 девятиклассницы Лейсян Гимаева, Линара Хисматуллина, Валерия Новикова. Второклассник Ильдар Муртазин – самый младший из них. Он летел на курорт в Испанию вместе с отцом Айратом.

Мальчики и девочки несколько месяцев грезили о поездке в сказочную Барселону. И вот долгожданный день настал. Сначала добирались на поезде из Уфы в Москву, но в столице сразу начались проблемы. Фирма, сопровождавшая башкирскую группу, перепутала аэропорты – привезла детей не в Домодедово, а в Шереметьево. В результате, конечно, опоздали на рейс. Поездка оказалась под угрозой срыва.

Детей разместили в гостинице, и руководители группы забили тревогу – сообщили о происшествии в Уфу. Местные чиновники стали быстро решать вопрос. Под их давлением и по просьбе турфирмы руководству местной  компании «Башкирские авиалинии» пришлось срочно формировать внеочередной вылет.

– Спешно вызвали резерв. Это был слётанный экипаж Александра Гросса. Они буквально накануне вышли из отпуска, и им поручили отвезти детей, – рассказывает Юрий Евстратов, в те годы – сотрудник компании «Башкирские авиалинии». – Пилоты заранее отработали на тренажёре весь маршрут. Затем перелетели из Уфы в Москву, забрали детей. Но на чартере ещё оставались свободные места, и тогда было решено пустить в продажу лишние билеты.

Так к башкирским детям на рейс BTC-2937 присоединилась белорусская семья Шислуйских – папа Олег, мама Люда и их дочери Оля и Юля. Уже в аэропорту буквально за несколько минут до вылета «горящие» билеты на чартер купила Светлана Калоева, решившая лететь вместе с 11-летним сыном Костей и 4-летней дочерью Дианой к своему мужу Виталию, который работал в Испании строителем.

«Боинг слева!»

Вечером 1 июля 2002 года борт Ту-154М с детьми поднялся в небо. Спустя два часа вошли в воздушное пространство Германии. Борт приближался к Боденскому озеру, а это один из главных авиационных «перекрёстков» мира – здесь пересекаются многие европейские маршруты.

Управление авиадвижением вела частная швейцарская компания «Скайгайд». Почему швейцарская? Просто небо над Западной Европой поделено не по государственным границам, а по зонам ответственности крупных авиаузлов. Поскольку крупнейший узел в этом регионе – цюрихский, именно оттуда диспетчеры руководили полётами, в том числе над частью Германии.

В Цюрихе в ночную смену дежурил 34-летний авиадиспетчер Питер Нильсен. Его напарник решил передохнуть, и Питер работал в одиночку. В кресле на колёсиках он переезжал от пульта к пульту – одновременно руководил заходом на посадку в германском Фридрихсхафене и следил за самолётами, маршруты которых пролегали над Боденским озером.

Руководство «Скайгайд» экономило не только на сотрудниках, но и на технике: в те дни отключили «на профилактику» звуковую и световую сигнализацию, следящие устройства, телефоны и часть другого оборудования в диспетчерской. А система сигнализации опасного сближения просто отсутствовала.

«Рейсы BTC-2937 и DHX-611 двигаются на пересекающихся курсах!» – авиадиспетчер, работавший в немецком Карлсруэ, первым заметил опасное сближение двух лайнеров. Он одиннадцать раз набирал телефонный номер Нильсена, но связь между авиаузлами не работала. Сам Питер Нильсен был занят – сопровождал какой-то опаздывавший германский борт. Он не сразу обратил внимание на сближение пассажирского Ту и грузового Боинга.

Лишь за минуту до схождения бортов Нильсен заметил на экране сигнал, что два самолёта находятся на одной высоте. Всего за 47 секунд до столкновения диспетчер передал команду лётчикам Ту-154: «Снижайтесь, набирайте скорость, у меня пересекающийся борт!» Но буквально через пять секунд автоматическая система предупреждения столкновения самолётов дала нашему экипажу совсем иную команду – набрать высоту. А пилотам Боинга поступил сигнал о необходимости снизиться. Только так можно было избежать столкновения.

Экипаж грузового Боинга, состоявший из двух человек, следуя командам бортового компьютера, пошёл на снижение. Но Нильсен был не в курсе, он вёл переговоры сразу с двух диспетчерских терминалов, и, руководя нашим экипажем, не услышал сообщение пилотов Боинга о том, что они тоже снижаются.

В расшифровке переговоров наших лётчиков чётко прослеживается их недоумение: «Прибор говорит «клаймб»!» (то есть набирайте высоту). И действительно, система предупреждения сигналит по-английски: «INCREASE CLIMB» – «набирайте высоту». Но в это же самое время Нильсен кричит пилотам: «Снижайтесь!»

Экипаж действует по инструкции: подчиняется командам диспетчера, а не автоматической системы. В самый последний момент пилоты двух самолётов успели увидеть друг друга. «Боинг слева!» – кричит второй пилот Мурат Иткулов и пытается предотвратить столкновение, отклонив штурвал.

Но время потеряно. Оба самолёта оказались на одной высоте на перпендикулярных курсах. Рейсы BTC-2937 и DHX-611 столкнулись почти под прямым углом. Вертикальный хвостовой стабилизатор Боинга ударил по фюзеляжу Ту-154, разрубив его на две части. Падая, уже в воздухе «тушка» распалась ещё на несколько частей. Обломки потом находили в радиусе 40 километров.

«Свести два самолёта в одной точке может только диспетчер», – сделают потом выводы эксперты. Впоследствии правила были изменены. После катастрофы над Боденским озером системе предупреждения официально дали приоритет над указаниями диспетчеров.

Конечно, виноваты русские

Почти два года Германское федеральное бюро расследований авиационных происшествий изучало причины трагедии. Руководство «Скайгайд» изворачивалось до последнего. На помощь швейцарским диспетчерам пришла голосистая западная пресса, которая сразу же во всём обвинила российских лётчиков – якобы они не знали английского и не понимали команды Нильсена. Журналисты «Нэшнл Джиографик» даже склепали «документальный» фильм, в котором обвиняли руководителей российской авиации, «не согласовавших свои местные правила с международными».

Конечно, подключилась и российская либеральная пресса. В некоторых комментариях авторы-россияне прозрачно намекали, что погибшие – это ведь в основном дети башкирских чиновников, то есть коррупционеров, а значит, само небо восстановило справедливость… Сегодня эти СМИ закрыты.

В 2006 году суд немецкого города Констанца, близ которого случилась трагедия, постановил: ответственность за произошедшее несёт ФРГ, «так как передача государством прав контроля за воздушным сообщением в германском воздушном пространстве частной иностранной (швейцарской) компании незаконна, а следовательно, и заключённые со «Скайгайд» договоры недействительны».

Но это судебное решение было оспорено германским правительством. И лишь спустя пять лет после трагедии, в мае 2007-го, наконец начался процесс над восемью сотрудниками компании, обвиняемыми в убийстве, совершённом «из-за небрежности». В итоге трое менеджеров «Скайгайд» были приговорены к условному заключению, один – к штрафу. Четверо других обвиняемых были оправданы.

Пока чиновники и их адвокаты пытались прогнуть под себя замысловатую европейскую судебную систему, а журналисты делали себе имя на громких статьях о судебных разбирательствах, Виталий Калоев – отец, потерявший в авиакатастрофе жену и двоих детей, решил восстановить справедливость хотя бы частично.

Торговля телами

Уже на следующий день после трагедии Виталий прибыл на место крушения, искал среди погибших тела дочери Дианы, сына Кости и жены Светланы.

Когда останки передали в Россию, он похоронил семью в родной Осетии. А спустя год, летом 2003-го, приехал в Цюрих и нанёс визит в офис «Скайгайд».

– Я пришёл в их резиденцию и уже говорил с ними резко. Я сказал: «Вы отняли у меня семью, а теперь нос воротите! Разве вы не виноваты?» Директор «Скайгайд» Ален Росье отрезал: «Нет. Пилоты должны были слушать указания своей системы безопасности».

В ноябре 2003 года адвокаты «Скайгайд» выставили условие родственникам погибших: в обмен на денежную компенсацию те должны отказаться от всех претензий к предполагаемым виновникам катастрофы. По мнению экспертов, такое требование позволяло «Скайгайд» не только отвести обвинение, но даже заработать. Ведь тогда можно выдвинуть претензии компании – владельцу Боинга и потребовать компенсацию!

– «Скайгайд» требовал, чтобы я отказался от своих детей, от своей жены. Это мародёрство – торговля телами погибших детей, – возмущался Калоев. Он требовал, чтобы виновные признали свою ответственность.

«Извинение предполагает признание вины, а это может привести и к нежелательным судебным решениям», – понимали руководители швейцарской компании, решившие «купить» молчание российских родителей.

Европейская пресса вновь открыла рот. «Пострадавшие всё равно уже погибли, а мамы и папы не являются пострадавшими, так что их мнение не имеет значения». «Жизни русских – не наше дело. Мы должны оплакивать только погибших пилотов Боинга, граждан Великобритании и Канады».

Беспрецедентная наглость творилась и в судах. Чего стоит тот факт, что жизнь каждого из пилотов Боинга оценили в миллион долларов, а за одного российского ребёнка давали 50 тысяч!

«Попытки Швейцарии и Германии снизить размер компенсационных выплат показывают, что эти страны видят в россиянах людей второго сорта», – признавался даже немецкий адвокат Михаэль Витти. Впрочем, он и не скрывал, что, представляя родственников погибших в суде, сам получал 33 процента от компенсации.

– Компании пытались откупиться от родителей. Компенсации выплачивали в обмен на расписку «никаких претензий не имеем», – признавался спустя годы уфимец Зульфат Хамматов, чей сын погиб над Боденским озером. – Многие соглашались. Устали.

«Я – Россия»

Тем временем Калоев с помощью детективного бюро узнал адрес Питера Нильсена в Цюрихе, и 24 февраля 2004-го позвонил в дверь его дома.

– Нильсен вышел. Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил ему и сказал: «Ich bin Russland» («Я – Россия»). Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были мои дети. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался. Типа как собаке: пошёл вон. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: «Посмотри!» Он как хлопнул меня по руке. Снимки полетели. И там понеслось, – рассказывал Калоев. – Я вышел из себя. Рассудок потерял, когда фотографии упали.

…Калоев достал складной нож и нанёс диспетчеру смертельную рану.

В суде он признался в содеянном. Верховный суд Цюриха приговорил Калоева к восьми годам заключения в каторжной тюрьме (швейцарский аналог колонии строгого режима), но в 2007-м решением суда он был освобождён за примерное поведение по отбытии части срока. Причитающая ему компенсация за погибшую семью автоматически перешла членам семьи убитого Нильсена.

Когда Калоев вернулся в Россию, либеральная пресса накинулась на него с обвинениями: «Дикий человек с гор устроил самосуд в центре европейской цивилизации», «Сидеть в швейцарской тюрьме гораздо лучше, чем жить в российской глубинке», «Наказывать обидчика без суда и следствия – это очень по-русски». Прозападные СМИ превозносили «гуманный европейский суд, скостивший срок варвару», а Нильсена оплакивали больше, чем погибших в авиакатастрофе российских детей.

…Виталий Калоев, по сообщению ряда российских СМИ, 9 августа 2008 года, на второй день войны в Южной Осетии, был замечен среди ополченцев, собиравшихся защищать Родину. Позже в Северной Осетии он работал заместителем министра архитектуры и строительной политики. В 2016 году, в день своего шестидесятилетия, вышел на пенсию, а на выборах  2019 года избран депутатом Собрания представителей города Владикавказа от «Единой России».

«Дети второго сорта»

Южное кладбище в столице Башкирии. Здесь покоятся пилоты и пассажиры – жертвы трагедии над Боденским озером. С левой стороны аллеи головой на восток похоронены мусульмане, с правой, головой на запад, – христиане. Погост выполнен в форме самолёта. В «кабине» захоронены члены экипажа, а в «салоне» – 50 пассажиров. Они лежат примерно так же, как сидели, друг за другом. Памятники с фотографиями напоминают кресла самолёта.

Игрушек здесь обычно больше, чем цветов, ведь погибшие дети навсегда остались детьми.

…1 июля исполнится 20 лет со дня этой трагедии. И именно сейчас происходит новое осмысление катастрофы над Боденским озером.

Ещё 20 лет назад мы узнали всё о лицемерии, лжи, равнодушии, жадности Запада и самое главное – о стремлении делить людей по сортам. Происшествие с самолётом явно продемонстрировало, что наши дети в глазах Запада не стоят ничего. Что подтверждается и сегодня в Донбассе. И нет такого европейского суда, где торжествовала бы справедливость. Так что поступок русского осетина Виталия Калоева выглядит как единственная возможность восстановить правду.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №23, июнь 2022 года