СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Нонна Гришаева: Всё! теперь у меня на первом месте семья!
Нонна Гришаева: Всё! теперь у меня на первом месте семья!
04.07.2022 17:25
ГришаеваО разноплановости её таланта в актёрской среде ходят легенды и даже загадки: «А есть ли такая роль, которую Гришаева не сыграет?» Этой артистке подвластны все жанры, однако наиболее известны её работы в самом сложном жанре – комедийном. Она звезда театра и кино, а широкая публика лучше всего знает её телевизионные проекты «Оба-на!», «Большая разница», «Две звезды», «Один в один», «Маска», «Три аккорда». Блистательная Нонна Гришаева способна «одной левой» уложить зал, заставить хохотать всех, от первых рядов до галёрки. Но на самом деле она серьёзный и ответственный человек, поскольку является не только актрисой, но и руководителем театра, телеведущей, писательницей. Однако лучше об этом она расскажет сама.

– Нонна Валентиновна, правда ли, что ваши родственники по материнской линии были оперными певцами?
– Прапрадедушка и прапрабабушка умерли задолго до моего рождения. Они действительно были оперными певцами и действительно гастролировали в «Ла Скала». А я об этом узнала, только когда стала взрослой. Впрочем, семья, в которой я росла, совсем не музыкальная. Это была семья педагогов. Бабушка – учитель географии, завуч школы. Мама сначала работала инженером, а потом учителем английского языка. Папа мой сначала ходил на сухогрузе, потом стал строителем. Так что я в семье выглядела скорее выродком, и никто не мог понять, откуда у меня все эти таланты. Но, видимо, гены прапрабабушки и прапрадедушки сделали своё дело.

– Какие песни звучали в вашей семье?
– Все песни, которые звучали на советском телевидении. Поэтому я росла на песнях Аллы Борисовны Пугачёвой, музыкальных фильмах Людмилы Марковны Гурченко. А папа очень любил песни Высоцкого и Розенбаума, поэтому я с детства знала наизусть практически весь репертуар Владимира Семёновича и Александра Яковлевича. И это мне потом очень пригодилось, когда участвовала в программе «Три аккорда» на Первом канале! Я с удовольствием исполняла в присутствии автора его же песни «На улице Гороховой», «По снегу» – мелодии, которые с детства обожала. Но если бы мне в раннем возрасте кто-нибудь сказал, что я буду исполнять эти песни перед самим Розенбаумом, я бы, конечно, не поверила. Но в жизни всё случается!

– Вы в детстве знали, что станете актрисой?
– Когда мне исполнилось пять, я уже устраивала сольные концерты для друзей и родственников. Писала программки. Мама поняла, что у её ребёнка есть данные, и стала их развивать. Отдала меня и в балетную, и в музыкальную школы. Потом – в театрально-хоровую студию, на базе которой и случился мой дебют на сцене Одесского детского театра оперетты. Там я сыграла свою первую главную роль – Венди в «Питере Пэне».

Гришаева– Вы тогда мечтали стать знаменитой?
– Знаете, я не мечтала о такой карьере, которая случилась в моей жизни. Не собиралась оставаться в Москве. Поступая в Щукинское училище, хотела его окончить и вернуться в родную Одессу, работать в любимом Театре оперетты. Я даже не предполагала, что судьба сложится иначе, что выйду замуж на четвёртом курсе и меня пригласят работать в лучшие театры Москвы. Мои детские мечты точно не распространялись так далеко.

– С удовольствием прочла вашу книгу «Советы дочкам. Папиным и маминым». В интернете много благодарностей вам за неё. Правда ли, что вы написали эту книгу для дочери Насти?
– Да, я действительно её писала в первую очередь для дочери, ведь она находилась в подростковом возрасте, когда очень многое нужно ребёнку объяснить. Ну и, безусловно, я создавала книгу для всех девочек этого возраста. Было много благодарственных писем, и меня до сих пор спрашивают, где можно купить книгу. Я счастлива, что недавно договорилась с издательством, книгу собираются переиздавать. А Настя, дочка моя, за это время уже отучилась в Англии на отделении графики и иллюстрации, приобрела профессию. А ведь когда ей было пятнадцать лет, именно она стала иллюстратором моей книги! Это её первый опыт. И вот в новом издании, спустя десять лет, она опять выступит иллюстратором. Посмотрим, что сейчас нарисует. Мне очень интересно.

– Скажите, а какие произведения влияли на вас, когда вы были подростком?
– Самые сильные впечатления в детстве я получила от книги «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу. А ещё любила «Дэвида Копперфильда» Диккенса, романы Александра Дюма… Помню, как «Трёх мушкетёров» читала с фонариком под подушкой, потому что не могла оторваться. У меня очень развито воображение, я особенно любила читать и представлять. А ещё я выросла на наших замечательных советских детских музыкальных фильмах. Некоторые из них снимались в Одессе у меня на глазах. Очень хорошо помню, как однажды вышла из своей 117-й школы, а напротив школы – магазин «Детский мир». И я смотрю – в витрине стоит мальчик с собакой. Как раз снимали эпизод фильма «Приключения Электроника». Замечательный музыкальный фильм «Каникулы Петрова и Васечкина» тоже снимался в Одессе, я даже пробовалась на главную роль – на Машу. Но меня не утвердили. Зато я была в пионерлагере, где этот фильм снимали, и со стороны наблюдала, как всё происходило. Меня это очень манило, хотелось попасть туда – внутрь процесса!
Безумно жаль, что в наше время не снимают такие детские музыкальные фильмы! Этот жанр, к сожалению, сейчас утрачен.

– У вас было счастливое детство?
– У меня было абсолютно счастливое детство. И я с ностальгией вспоминаю то время. Я родилась в Советском Союзе, у нас был культ дружбы! Очень хорошо помню, как мы приезжали с детским хором на гастроли в Латвию, как нас встречали, как нас любили! Сорок лет прошло, а я до сих пор дружу с девочкой Гунитой, у которой тогда останавливалась. Я занималась в прекрасной театрально-хоровой студии и была абсолютно счастлива с детства стоять на сцене, петь, танцевать, делать то, что мне нравилось. А ещё важно, когда у ребёнка понимающие родители. Они должны вовремя разглядеть талант и начать его развивать, как это сделала моя мама. Надо, чтобы ребёнок был любим, а родители были его друзьями.

– Правда ли, что папа вас баловал, а мама воспитывала в строгости? Говорят, вы впервые на танцы пошли только в семнадцать лет.
– Это правда. Папа меня обожал и безумно баловал. Когда представлял меня своим друзьям, то говорил: «Познакомьтесь, это моя доця, моя жизнь!» А мама воспитывала в строгости и действительно никуда не пускала. И мама, и бабушка! Если я задерживалась на десять минут, бабушка уже стояла на балконе и демонстративно капала себе в рюмочку корвалол. Бабушку нельзя волновать, ни на какие танцы нельзя ходить. Так что и в строгости росла.

– После окончания школы в родной Одессе вы поступили в престижное московское Щукинское училище. А ведь это были девяностые годы. Как вы их вспоминаете?
– Девяностые действительно были очень непростыми. Всё было – и голод, и танки на Калининском проспекте, а ведь Щукинское училище находится в непосредственной близости. Мы даже ночевали там, потому что не могли попасть в общежитие. До сих пор не понимаю, как мама всё это пережила, ведь видела по телевизору, что происходило. Но для меня всё равно это самые счастливые годы жизни, ведь студенчество – пора невероятной свободы творчества. Это уже потом ты приходишь в театр и играешь лишь то, что тебе дают.

– После окончания театрального училища вас пригласили сразу в три театра – «Ленком», «Сатирикон» и имени Вахтангова. Почему выбрали именно Вахтанговский?
– Да, я выбрала Вахтанговский и в какой-то момент пожалела. Очень долго не давали главных ролей, я играла только маленькие роли. Но всё равно талант пробьёт себе дорогу, что со мной в итоге и произошло. И роли появились, и кино случилось, и телевидение. Просто жаль, что поздно. Тем не менее я благодарна Вахтанговскому театру, ведь там мне посчастливилось работать с великими режиссёрами и партнёрами.



– Вы признавались, что ваша любимая театральная роль – в спектакле «Люся. Признание в любви», где вы создали образ Людмилы Гурченко. Почему вам интересна личность Людмилы Марковны?
– Наверное, потому что я с детства на неё равнялась, выросла на её фильмах и всегда понимала, что, если и быть актрисой, то только такой, как она. Которая может всё. Быть яркой, музыкальной, феерической, смешной, характерной и в то же время пронзительной драматической актрисой, как в «Пяти вечерах» и в фильме «20 дней без войны». Гурченко – мой жизненный ориентир с детства, мой маяк и абсолютный кумир. Я в юности прочитала её книгу «Аплодисменты» и с этой книгой в обнимку поехала поступать в Щукинское. Потом по жизни меня преследовали её роли. Я и Козу-Маму сыграла, и Тамару в «Пяти вечерах», и Коринн в «Мадемуазель Нитуш». И вот недавно в Вахтанговском театре мне пришла ещё одна роль Людмилы Марковны – Шляпница в «Соломенной шляпке». В итоге, когда её супруг Сергей Михайлович Сенин предложил мне сыграть её саму, для меня это было абсолютным счастьем и осознанием того, что я по мастерству, видимо, приблизилась к своему кумиру.

– Можно ли сказать, что Гурченко сознательно пожертвовала женским счастьем ради творчества?
– Да, для Людмилы Марковны всегда на первом плане была работа. И, к сожалению, такую жертву она принесла. Ей приходилось работать, работать и работать, чтобы содержать семью. Она очень страдала от этого.
Однажды и передо мной встал такой выбор, ведь я многое упустила в воспитании дочери именно потому, что занималась карьерой. Хотя мама мне помогала. А когда я вышла за Александра (Александр Нестеров – актёр, режиссёр, второй супруг Гришаевой. – Ред.) и когда появился на свет сын, я сказала себе: «Всё! Стоп! Теперь у меня на первом месте семья! Не хочу с сыном пропустить первое слово, первый шаг, как упустила с дочерью». И как только я себе это сказала, в моей жизни появилось огромное количество проектов, моментально пришли слава, признание, зрительская любовь. И тем не менее я отказывалась от большого количества предложений ради семьи, ради того, чтобы побыть вместе, поехать на отдых.

– А как любите отдыхать?
– Я обожаю путешествовать и всегда стараюсь делать это с семьёй. Всю жизнь мечтала о поездке на Байкал, много раз пролетала над ним, но никогда не была нём. И вот, наконец, в августе этого года осуществлю свою голубую мечту! Поездка на Байкал – мой подарок мужу на день его рождения. Мы полетим на Байкал на неделю! Будем наслаждаться этим потрясающим местом, смотреть на воду, купаться, кататься на катере, есть бурятскую еду, даже планируем пообщаться с шаманом. Кстати, к нашей семье может присоединиться любой желающий, через фирму «Комбат-тур», которая организует путешествие.

– Вся страна полюбила вас после выхода на экраны фильмов «День выборов» и «День радио». Скажите, а в вас есть черты радиоведущей Нонны, которую вы сыграли?
– Поскольку сценаристы из «Квартета И» использовали для персонажей имена самих актёров, все думают, будто это с меня и писалось. Нет! Ребята мне рассказывали, как создавался образ красотки Нонны. Прототипами являются две радиоведущие – Рита Митрофанова и Алла Довлатова.

– Вы руководите Московским областным театром юного зрителя…
– Мы сейчас в переходном периоде, мы уже не областной театр, теперь мы подчиняемся Московскому департаменту культуры. И будем называться Московский театр Роста в Царицыне. «Растём вместе с театром» – это наш девиз, ведь у нас в репертуаре много спектаклей для разного возраста.

– Говорят, современные дети очень сложные.
– К сожалению, у нынешних детей есть болезнь – гаджетомания. У них дефицит общения. В моём детстве считалось счастьем бегать во дворе, играть, общаться. Именно поэтому очень важно в детском театре ставить яркие, красочные музыкальные спектакли, чтобы детское внимание было приковано к сцене. Хотим, чтобы зрители погружались в действие и на два часа отрывались от своих гаджетов. Детский театр должен воспитывать. Для меня как для художественного руководителя очень важно при выборе материала учитывать, какую мысль несёт текст и чему он учит ребёнка.

– Вы рассказывали, что ваши родители соблюдали православные традиции и вы уже в детстве читали Библию. Как думаете, почему при воспитании детей важны традиции, в том числе религиозные?
– Это наглядно можно увидеть в любом храме, придя на воскресную службу. Есть дети, которых с раннего возраста приводят в храм. И это совсем другие дети! Колоссальная разница. Ребята, воспитанные в вере, более спокойные, вдумчивые, не капризные, не истеричные. Ведь до них родители сумели донести, что такое хорошо и что такое плохо. Это очень чувствуется.

– А какая заповедь для вас самая трудновыполнимая?
– «Шесть дней работай, а седьмой отдай Господу». У меня никогда этого не получается, потому что я работаю без выходных. И в воскресенье часто играю спектакли.

– Вы сказали: «Я одесситка до мозга костей»…
– Да, Одесса – моё личное место силы, город, в котором живут родные, друзья. Город, который я называю «моя батарейка», «моё подзарядное устройство». Для того чтобы год прожить в Москве, мне необходимо летом приехать в Одессу, подпитаться энергией моря, солнца и общения с близкими. И сейчас я очень переживаю за этот город. Надеюсь, он будет сохранён. Молюсь об этом каждый день.



– Правда ли, что вы уже много лет помогаете родному Одесскому ТЮЗу, играете в нём бесплатно?
– Я много лет приезжала в Одессу, играла спектакль «Варшавская мелодия» и таким образом поддерживала Одесский ТЮЗ. Все заработанные деньги шли на его развитие и поддержку. И весь проект я создала на собственные средства. Но всё закончилось в 2016 году, когда одесские националисты решили меня больше не пускать в город, поскольку я участвовала в детском кинофестивале в Крыму. Таким образом мой благотворительный проект был сорван.

– Расскажите, пожалуйста, о вашем супруге.
– Вот уже шестнадцать лет мы живём с Александром, у нас творческая семья. Александр не только бизнесом занимается. Он – артист, режиссёр, ставит спектакли в нашем театре, а также в театре Вахтангова и антрепризных компаниях. И во многих его проектах я участвую в качестве артистки. Спектакль «Люся» о Людмиле Марковне Гурченко поставлен в том числе Александром. Мне очень легко и комфортно с ним работать.

– А чем занимаются дети Настя и Илья?
– Илья окончил восьмой класс, без троек. Ему очень нравится школа, в которой учится. Там творческий подход, чрезвычайно мощная мотивация для детей, и я довольна его успехами. В прошлом году он окончил музыкальную школу по классу саксофона, сейчас занимается плаванием и английским языком. А Настя работает в рекламной компании и ещё является художником по костюмам. Для нашего мюзикла «Иван Царевич и Серый Волк» на музыку Александра Зацепина Настя создала костюмы. Ещё она сотрудничает с издательствами по основной специальности – художник-иллюстратор.

– Что делает вас счастливой?
– Отдых со своей семьей, особенно если этот отдых – в моей любимой Одессе. Вот тогда я абсолютно счастлива. И, безусловно, счастливой меня делают победы нашего театра. Необязательно, чтобы я была на сцене. Я испытываю гораздо большую радость как худрук, когда спектакль нашего театра побеждает на фестивалях или получает премию. Для меня это абсолютное счастье.

Расспрашивала
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото из личного архива

Опубликовано в №25, июль 2022 года