Самое неуловимое животное
14.07.2022 15:15
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
В данной публикации цитируются эротические фрагменты античной и средневековой хроники, а также стилизованные под них литературные произведения с описанием коитуса. Это не предназначено для людей младше 18 лет.

Самое неуловимое животноеЭтого удивительного зверя не встретишь ни в одном зоопарке мира, он слишком свободолюбив и неуловим. Может быть, его просто не существует, усмехнётся скептик. А что же тогда делать с сотнями доказательств его реальности, о которых испокон веков говорили древние учёные мужи, императоры, путешественники и даже современные очевидцы? В XXI веке он снова на пике популярности – каждое 9 июля отмечается Всемирный день веры в единорога.

Слишком сочувствовал людям

Все мы прекрасно знаем, как выглядит единорог. Это изящная белая лошадка с длинным витым рогом на лбу, милая и добрая, на ней ездят волшебники.

А как вам единорог в виде белого осла с тремя ногами, шестью глазами, девятью ртами и золотым рогом? Это иранский вариант. Или китайская версия: драконья голова, львиный хвост, коровьи копыта, покрыт чешуёй, а рог достигает длины 3,5 метра!

Единорогов у разных народов великое множество, на всякий вкус и цвет. Впрочем, даже европейский, прежде чем обрести привычный для нас облик, прошёл длинный путь.

Первому изображению единорога более 4 тысяч лет, его обнаружили в Индии. Когда сведения об этом существе попали в Древнюю Грецию, никто не сомневался в его реальности. Да и как не поверить словам уважаемого Ктесия Книтского, который в 416 году до нашей эры в своей книге об Индии описал это удивительное животное как большого белого осла с красной головой и голубыми глазами, на лбу его красовался полуметровый рог: у основания белый, в середине чёрный, на острие – багряно-красный. Правда, сам Ктесий в Индии не бывал и животное не видел, он прослужил 17 лет придворным врачом в Персии. Но основывался на достоверных описаниях купцов и послов, в подлинности рассказов которых многократно убеждался.
Спустя 100 лет греческий путешественник Мегасфен, посетивший Индию, пересказал историю, услышанную им от браминов. Те называли животное картазоном, и был он размером с коня, с жёлтой шерстью, ногами, как у слона, с кабаньим хвостом, а между глаз его рос чёрный рог. Картазон обладал противным громким голосом и очень странным нравом: к любым другим представителям фауны относился спокойно и ласково, но собственных сородичей просто ненавидел, сразу вступал с ними в смертный бой, скидок не делал даже картазонихам. Но если влюблялся, то характер его на время смягчался, он пасся вместе с возлюбленной до той поры, пока та не беременела. Но как только под сердцем подруги зарождался наследник, ревнивый эгоист и самодур снова дичал, свирепел и уходил прочь.

Дальше начинается полная путаница. Древнеримский писатель и философ Клавдий Элиан в книге «Пёстрые рассказы» говорит уже о трёх разновидностях единорога.

Помните легенду о слепых мудрецах, которые с разных сторон ощупывали слона и жарко спорили, что он собой представляет? Примерно так же обстояло дело и с единорогом.

Казалось бы, точку в сомнениях ставит Юлий Цезарь. Он помещает единорога в Европу и в своих «Записках о галльской войне» рассказывает об однорогом олене, обитающем в Герцинском лесу.

Но в Ветхом Завете тоже говорится о единороге! Он очень благороден: бог Яхве попросил Адама дать имена всем животным, и единорог был первым из наречённых, а когда Адама и Еву изгоняли из рая, Бог дал единорогу выбор – остаться в Эдеме или уйти с людьми. Единорог предпочёл последнее и был благословлён за сочувствие к людям.

В мифах и легендах славян тоже водились единороги. Сюжет один – единорог погибает во время Всемирного потопа. Правда, в южнорусском варианте говорится, что единорог не пошёл на ковчег, понадеявшись на свою силу и выносливость. Когда вода прибыла, единорог долго держался на плаву, только вот беда – на его спину садились птицы, под их тяжестью единорог обессилил и утонул. В польской легенде единорог всё же попал на ковчег, но колол своим рогом других зверей, поэтому Ной столкнул животное за борт.

Грудь и лоно девственницы

Но как же поймать единорога? Это целое искусство.

Греки писали: «Животное это мало и подобно козлёнку, только очень-очень горячее. Ни один охотник не позволит себе смелости подойти к нему близко из-за его силы. Один рог имеется посреди головы его. А как его ловят, скажу: на его пути помещается дева чистая, единорог бросается ей на грудь, вид которой делает его кротким, и он мирно засыпает, положив свой грозный рог ей на колени. Теперь он беззащитен, и охотники ловят присмиревшее животное».

Темой девственности, на которую следует ловить красивого зверя, с удовольствием воспользовались христиане. Грудь Девы, к которой стремится единорог, католики стали отождествлять с церковью, куда стремится всякая живая душа. В средневековых сборниках, где подробно описывались различные животные, единорог вообще стал символом Благовещения, означая воплощение Христа в лоне Богоматери, не познавшей мужа. Он был пойман иудеями (охотниками) и приговорён к смерти.

Однако тот факт, что длинный рог усмирённого животного «помещался в лоно девственницы», провоцировал у некоторых творцов сексуальные аллюзии. В куртуазной литературе, любимом чтении французской знати, единорог стал обозначать попранную верность и даже похоть.

Баудолино, юный герой романа Умберто Эко, очень занимательно описал свою охоту на единорога (он также называет его носорогом). Пожалуй, это наиболее эротический рассказ из всех известных. Однако надо учесть, что Баудолино в те годы лишь учился латыни, поэтому описание у него вышло несколько бессвязным:

всем ведомо поймать единорога возможно только с помощью непорченой Девы сажают Деву к дереву и носорог чуя девственный запах приходит приклонять голову ей куда надо на лоно позвал я тогда Нену из Бергольо Нена идем в лесочек тут близенько поймаем носорога я усадил её под деревом знал что она непорченая и говорю расставь-ка ляжки чтоб носорогу было куда приклонить голову она спросила а как расставить я говорю вот так сейчас попробуем давай-ка вместе давай-ка сам я расставь получше тут она засопела ровно коза когда ей придёт козлиться ну тут и на меня нашло как сказать не знаю что это было апокалипсис
а потом уже она не была честная как лилия и говорит послушай мать моя Святая Богородица как же мы теперь будем ловить носорога и в ту минуту я услышал голос Небесный говорил что тем единорогом оказывается был сам я
и я запрыгал по поляне и закричал хип гип иифррфрр и был сильнее рад чем истинный бы носорог был рад когда засовывает свой длинный рог не скверной отроковице в лоно


На знаменитом триптихе Босха «Сад земных желаний» единорогов чуть ли не дюжина, всех видов и мастей. Леонардо да Винчи также не сомневался в существовании этого зверя, но уточнял, что к деве единорога влечёт не почтение к целомудрию, а вожделение. Даром, что ли, приманкой была обнажённая грудь!

Известный хулиган Рабле акцентировал эротический смысл этого животного: Пантагрюэль видит стадо единорогов, у которых в спокойном настроении рога висят, подобно гребню индюков, а в приступе ярости расправляются и каменеют.

Сущие уроды

Так родились эталонные европейские представления о единороге. Поэтому путешественники XIII–XIV веков при виде индийского единорога впадали в ступор.

Венецианский купец Марко Поло пишет в полной растерянности: «Водятся тут единороги, ничуть не менее слонов; шерсть у них, как у буйвола, посреди лба толстый и чёрный рог; на языке у них длинные колючки, языком они и кусают. Голова – как у дикого кабана ,обожают часами валяться в грязи. С виду – сущие уроды. Они совершенно не похожи на то, как мы их себе представляем, и вряд ли их можно поймать на девственницу».

Именно индийский носорог у многих народов стал реальным прообразом фантастического единорога.

Но и в Европе следы этого животного всё-таки отыскались. Горный массив Гарц в Германии издревле считался местом обитания единорогов. Кстати, именно там, на горе Брокен, согласно «Фаусту», проходил и шабаш ведьм в Вальпургиеву ночь. По сей день в горах Гарца существует пещера Единорога (Айнхорнхоле), где в 1663 году был обнаружен большой скелет с рогом во лбу, что произвело немыслимый фурор, доходящий до истерии.

Философ и естествоиспытатель Лейбниц заявлял, что эти кости заставили его решительно поверить в единорога, в существовании которого он до тех пор сомневался. Позднее череп исследовал натуралист Жорж Кювье, который всегда был подозрителен к подделкам. Но и он заверил, что рог действительно рос на лбу лошадиного черепа, а не был прикручен туда какими-нибудь умельцами.

С тех пор единорог приобрёл облик однорогого коня с козлиной бородкой, раздвоенными копытами и львиным хвостом.

В России единорог почитался особо. Его изображение у нас чеканили на монетах со времён Ивана III, он присутствует на груди двуглавого орла наравне со святым Георгием. Был он и на двусторонних печатях Ивана Грозного, коими скреплялись письма, носившие личный характер. Единорог и лев вырезаны на спинке трона Ивана Грозного. При царе Михаиле Фёдоровиче каменные фигуры львов и единорогов украшали ярус Спасской башни Московского Кремля, обрамляя снизу циферблат часов, но Кремль неоднократно страдал от пожаров, и впоследствии единорогов заменили медведями.

Рога трубят

Для чего же люди испокон веков с такой одержимостью охотились на этого священного зверя?

Главная ценность его заключалось в аликорне – волшебном роге. Аликорну приписывались разные чудодейственные свойства. Ещё Ктесий утверждал, что рог единорога – лучшее средство от яда. В античной легенде говорится о том, что как-то в сумерки множество животных собралось на водопой у пруда, но вода в нём оказалась отравлена змеем, и пить её было нельзя. Тогда на помощь животным пришёл единорог. Погрузив свой магический рог в воду, он очистил её от яда.

Христиане в легенду внесли уточнение: единорог начертил на воде рогом крест, а сама вода олицетворяла собой мирские грехи.

Рогами единорогов нередко владела церковь, их выставляли на всеобщее обозрение, обмакивали в воду, которая выдавалась больным и немощным. В Средние века свято верили, что рог единорога запотевает рядом с отравленной пищей, а если опустить его в чашу с напитком, то яд закипает. Из рога делали кубки, они очищали питьё от яда.

Перетёртый в порошок рог способен был излечить любую болезнь, восстанавливал утраченную молодость, действовал как афродизиак, избавлял от судорог, падучей, а также очень хорошо помогал от лихорадки, бешенства и даже глистов.

Да что уж мелочиться, он просто дарил бессмертие! Рецепты лекарств, куда входил чудесный порошок, в большом количестве приведены в средневековых лечебниках. Словом, рог единорога считался поистине бесценным и продавался за баснословные деньги, он был гораздо дороже золота, и мало кто мог позволить себе купить рог целиком. Покупка целого рога была под силу либо собору, либо королевской фамилии.

Из рогов изготовлялись скипетры для коронованных особ. Елизавете IАнглийской подобный рог обошёлся в 10 тысяч фунтов – такой суммы хватило бы на покупку целого замка с земельными угодьями. Для Ивана Грозного скипетр «инорожий» служил доказательством богоизбранности царя, воплощением данной ему Богом власти, имел чудодейственную, оберегающую силу.

Английский дипломат Джером Горсей писал в «Записках о России», как царь Иоанн любил прихвастнуть своим скипетром: «Принесите мой царский жезл, сделанный из рога единорога, с великолепными алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями, большой стоимости; жезл этот стоил мне 70 тысяч марок, который купил я у богачей Аугсбурга». Впрочем, англичанин, как всегда, врёт. Не хвастлив был царь-батюшка.

Конечно же, на продаже рогов наживались шарлатаны. Они бойко торговали чудодейственным порошком, который изготавливали из смеси тёртых костей обыкновенных животных и различных химикатов, благодаря которым эта смесь шипела и пузырилась в воде, даже в простой, неотравленной. А также приятно пахла. За рог единорога часто выдавали рог носорога, прямые рога серны, бивень мамонта. А русские поморы и норвежские китобои сбывали царствующим особам зуб нарвала, морского единорога.

Именно этим зубом китообразного животного так дорожил Иван Грозный.

Так он существует?

Свидетельств реальности единорогов вполне достаточно, а верить в него или нет – личное дело каждого.

В декабре 1991 года знаменитый австрийский естествоиспытатель Антал Фестетикс сделал ошеломляющее заявление: он снимал документальный фильм о горном массиве Гарц и однажды, выехав верхом в окрестности Айнхорнхоле, увидел, как навстречу ему галопом скачет единорог. «От него исходило свечение, – утверждал Фестетикс. – Моя лошадь попятилась и чуть не сбросила меня. Затем с такой же быстротой, как и появился, он исчез».

В 2008 году в Тоскане был обнаружен молодой 10-месячный самец косули с одним рогом, растущим ровно и симметрично посреди лба. То тут, то там в фотоловушки попадают странные однорогие животные, очень похожие на мифического единорога. Так, год назад в Сайлюгемском национальном парке у нас на Алтае было зафиксировано подобное существо.

Скептики говорят, что это генетические отклонения, но многие всё же настаивают на существовании единорога.

В современной поп-культуре единорог превратился в радужного мимимишку в блёстках. О нём пишут сказки и снимают мультики, его изображение появляется в качестве картинок в соцсетях, на чайных кружках, футболках, канцелярских и косметических товарах, в виде брелоков и мягких игрушек. Что это – всеобщее помешательство, новая выдумка моды, или мир так выбился из сил, что помочь ему может только чудо?

Но единорог – не случайный персонаж, он глубоко живёт в генетической памяти человечества как символ чистоты, справедливости и победы добра над злом. Кажется, все мы сегодня очень нуждаемся в чуде. Приди, лесной единорог, по нашему хотению!

Наталия СТАРЫХ

Опубликовано в №26, июль 2022 года