«Однажды двадцать лет спустя»
14.07.2022 15:33
Восемьдесят килограммов кустодиевской прелести

ОднаждыВ интервью 1978 года Наталью Гундареву спросили: интересно ли было бы ей сыграть обычную, но счастливую женщину, живущую в гармонии с окружающим миром. Актриса ответила, что очень хотела бы сыграть ощущение радости, вечного праздника чувств. Но ни в театре, ни в кино такой роли у Гундаревой тогда не было: в основном ей приходилось играть женщин c неустроенной судьбой, мечущихся в поисках семейного счастья. В том же интервью Наталья Георгиевна сказала: «Очень многое – если не всё – в семье зависит от самой женщины, её умения быть добрым духом семьи. И при всех обстоятельствах всегда оставаться женственной. Тогда любовь мужа не станет просто привычкой, замешанной на чувстве долга и привязанности к матери своих детей, и на долгие годы сохранится живая влюблённость первого свидания».

Идеальная семья

Удивительное совпадение: как раз в это время известный сценарист Аркадий Инин работал над лирической комедией «Однажды двадцать лет спустя» о судьбе такой счастливой женщины. И собирался предложить эту роль Наталье Гундаревой. Но комедией картина стала исключительно по воле сценариста, ведь история, положенная в основу сюжета, скорее тянула на драму.

В одной из газет Инин прочитал замету о судьбе 38-летней жительницы Подмосковья Веры Захаровны Кучиной. Жизнь матери десятерых детей складывалась весьма непросто. Кроме естественных бытовых и материальных трудностей, ей постоянно приходилось бороться с равнодушием чиновников, не спешивших выделять помощь многодетной семье, кстати, положенную по закону. Хождение по инстанциям буквально стало основной работой многодетной матери.

Тут всё же следует признать, что в советские времена, хотя и со скрипом, государство оказывало поддержку таким семьям. Если же заглянуть в будущее, откроется печальная картина: в 1990-е та же Вера Кучина, чтобы прокормить семью, была вынуждена продать свой орден «Материнская слава».

Опытный кинематографист Инин сразу понял, что подобный сюжет с хождением многодетной матери по кабинетам сделает сценарий непроходным, поэтому решил смягчить проблематику юмором. Героиней его сценария стала молодая женщина Надя Круглова, которая видит своё призвание в том, чтобы быть матерью, женой, хозяйкой. Она вырастила и воспитала десятерых детей, создала большую и дружную семью.

Автор будто прочитал интервью Гундаревой и своей работой решил выполнить её «заказ» на роль счастливой, гармоничной женщины. Конечно, сценарий был задуман задолго до интервью, но Инин создавал образ Нади Кругловой в расчёте, что его воплотит именно Гундарева.

Актрисе понравилась будущая роль. О Наде, заботах и радостях её многодетной семьи рассказано было весело и задушевно, без назидания. Интересно и живо выписаны характеры, изобретательны многие эпизоды. Но у Гундаревой возникли и серьёзные претензии к сценарию, которые она откровенно высказала Инину и режиссёру Юрию Егорову, взявшемуся за постановку картины.

Пытаясь избежать бесконфликтности, сценарист доводил некоторые комедийные эпизоды до эксцентрики, что мешало раскрытию темы. К тому же образ Нади получился излишне идеализированным, даже сентиментальным. Первый вариант сценария вышел приторно-сладким, всё было слишком идеальным: дети, родители, отношения. Но в жизни ведь так не бывает.

Работать мамой

Авторы учли замечания актрисы – работа над текстом шла и на репетициях, и во время съёмок. Сюжет фильма довольно прост, он как бы складывается из двух пластов времени: встречи бывших одноклассников через двадцать лет после окончания школы и воспоминаний Нади о жизни её семьи.

Взрослые дяди и тёти уселись за тесные для них парты. Они взволнованы встречей, смущены тем, что их снимает телевидение и каждому приходится отвечать на вопрос ведущего: «Что вы сделали в жизни?» Многим есть чем гордиться: одна стала учёным-химиком, открыла новую молекулу, другой – известный архитектор, мечтающий о проектировании городов будущего, третья – популярная поэтесса, четвёртый работает на космическом проекте. Есть среди одноклассников и морской офицер, и работник хладокомбината, делающий мороженое.

В общем, посыл, традиционный для советского времени: каждый чего-то добился, где-то пригодился. Но вот очередь отвечать доходит до Нади, и тут привычная схема – «мы гордимся нашими достижениями» – ломается: чем гордиться Надежде? В прошлом гордость класса, староста, умница и отличница сегодня нигде не служит, только рожает детей. На вопрос телеведущего немного смущённая Круглова отвечает: «Я работаю мамой».

И тут оказывается, что работать мамой так же важно, необходимо и почётно, как строить города и писать стихи, охранять покой страны и раскрывать тайны космоса. И на последний вопрос ведущего: «Что ещё вы ждёте от жизни?» – Надя просто и с обаятельной женственностью отвечает: «Я жду ребёнка».

Успешные люди

Фильм состоит из воспоминаний главной героини, пытающейся найти ответы на непростые жизненные вопросы. Здесь и переживания детей подросткового возраста, и взросление ещё совсем маленьких личностей. Но главное – взгляд на мир многодетной матери, её рассуждения, воспоминания. Невзирая на множество проблем, связанных с воспитанием детей, она остаётся настоящей женщиной, любимой и желанной.

И всё же, несмотря на многочисленные переделки, в сюжете картины остались неувязки, неправдоподобные моменты, позднее отмеченные зрителями.

На встречу выпускников собрались известные люди. Настолько известные, что советское телевидение снимает о них документальный фильм. Такое скопление успешных людей, не достигших сорокалетнего возраста, вызывает удивление: учёный, чьи школьные задачники сводят с ума детишек, архитектор, боевой моряк, телеведущий, музыкант, поэтесса, художник, астроном… Не многовато ли для одного класса?

Надя и её семья живут в небольшом городе. И вот что интересно: о существовании этой многодетной семьи бывшие одноклассники узнают только на встрече, через двадцать лет. Ведь многие из них наверняка обитают по соседству, а их дети ежедневно встречаются с младшими Кругловыми в школе.

Сцена в универсаме и привод Нади в милицию – чистой воды сказка. Любая хозяйка обычно отоваривается в одном-двух магазинах рядом с домом. Продавцы её знают, тем более должны знать многодетную мать, которой и продукты отпускают, скорее всего, без очереди.

Многодетная бездетная

Все натурные съёмки фильма велись в Калуге, жители с радостью узнавали пейзажи родного города. В начале фильма появляется Смоленская улица, затем вид на неё даётся из квартиры главных героев – сегодня этого дома с полукруглым окном уже нет. А вот Кирилл прогуливает ребёнка в коляске на фоне переправы через Оку на Воробьёвской улице. Домик дедушки и бабушки снимали на берегу реки Угры, рядом с деревней с одноимённым названием.
В ролях десяти детей Кругловых снимались 22 ребёнка разных возрастов, ведь по сюжету дети появляются в фильме в разные годы.

Удивительно, но у самой Натальи Гундаревой, сыгравшей многодетную маму, своих детей не было. Не потому что не могла родить, а так сложилось – профессия оказалась важнее. Актриса как-то призналась: «Наверное, когда постарею, буду очень жалеть, что нет детей. А может быть, и нет. Я всегда была так заполнена театром, меня так волновало всё, что происходило в нём и вокруг, что было жаль отдавать часть жизни куда-то на сторону. Правда время от времени я представляю себе старость и ничего радужного в этом не вижу. У меня всегда была работа, и она постоянно опережала очередную необходимость завести ребёнка. Одиночеством в старости – думаю, этим буду платить за успех».

Тем не менее она смогла идеально перевоплотиться в хлопотливую многодетную Надю Круглову. Художник по костюмам Эмма Малая вспоминает: «Наталья Георгиевна прибегала такая энергичная. У неё не было своих детей, но сыграла она многодетную мать прекрасно. На моих глазах перевоплощалась: вот надевает сарафан с подложенным животом – «беременностью» – и сразу начинает как-то смягчаться, становиться более женственной, доброй. И всё – она многодетная мама!»

Матушка Ольга и другие

Не так давно у телевизионщиков возникла идея собрать вместе, спустя много лет, актёров, снимавшихся в фильме, и всех «детей» Надежды Кругловой. Интересно было узнать, как сложились их судьбы, чем фильм помог им в жизни.

К сожалению, уже нет в живых исполнительницы главной роли Натальи Гундаревой. Сыгравший её мужа Виктор Проскурин до участия в картине «Однажды двадцать лет спустя» был известен разве только по роли лоботряса Генки Ляпишева в телефильме «Большая перемена». Но после роли Кирилла у него было немало интересных работ в кино. Актёр и сегодня много и интересно работает в театре, снимается в сериалах, однако роль Кирилла Круглова, пожалуй, остаётся одной из лучших его работ.

Совершенно неожиданный поворот произошёл в судьбе актрисы Ольги Гобзевой, сыгравшей роль поэтессы Маши, которая в фильме исполняет романс под гитару – правда, поёт за неё Елена Камбурова. В начале 90-х актриса приняла монашеский постриг и стала матушкой Ольгой. Сегодня Гобзева служит в монастыре и в кино не снимается.

Центрального героя встречи выпускников, учёного-психолога и телеведущего Юрия Вишневского сыграл Евгений Лазарев, актёр, популярный в конце 50-х – начале 60-х, а в 70-е сыгравший в сериале «ЗнаТоКи» дельца теневого бизнеса. В 90-е он уехал работать в Лос-Анджелес, в Москве у актёра остались дочь, сын и внучка. В этот период Лазарев снимался в кино и сериалах в Штатах и на родине, ставил спектакли. С 2000-х вместе с женой – актрисой Анной Обручевой постоянно проживает в США, ведёт режиссёрский курс в университете Южной Калифорнии.

Телевизионщики общались с Лазаревым при помощи телемоста. Евгений Николаевич очень тепло вспоминал фильм «Однажды двадцать лет спустя», высоко оценивая актёрский талант Натальи Гундаревой, очень образно определил её женскую привлекательность как «восемьдесят килограммов кустодиевской прелести».

В фильме дебютировал Леонид Якубович – у него маленькая роль без слов: эксцентричный одноклассник Лёня будто совсем не изменился, так же дурачится и всех развлекает.

Старшую дочь Кругловых, студентку педагогического техникума Наташу, сыграла Марина Яковлева. Тогда на её счету уже было несколько ролей в кино, но после выхода фильма «Однажды двадцать лет спустя» портрет Марины впервые оказался на обложке журнала «Советский экран». С тех пор актриса много и регулярно снимается, в жизни она сама энергичная мама – одна воспитала двоих сыновей.

Девятиклассницу Валю, ошарашившую родителей своим намерением немедленно выйти замуж, сыграла 16-летняя Таня Назарова, дочь известного киноактёра Юрия Назарова. В то далёкое лето жизненная ситуация Назаровой была похожа на то, что происходило с её героиней: на каникулах в деревне Таня связалась с дурной компанией, и, чтобы отвлечь дочь, отец уговорил режиссёра Егорова взять её в картину. Впоследствии Татьяна окончила ВГИК, но актрисой так и не стала – переключилась на продажу мебели.

Дарью Мальчевскую (отчаянная изобретательница Маша) ассистенты режиссёра нашли на автобусной остановке, где та стояла вместе с бабушкой. Сегодня она живёт в Лондоне, работает в кондитерской фирме, воспитывает дочь.
Елену Борзунову, дочь аса дубляжа Алексея Борзунова, нашли в одной из московских школ. Лена окончила театральное училище, но внезапно располнела. Ролей «нестандартной» артистке ни в кино, ни в театре не предлагали. Тогда она по примеру отца нашла себя в дубляже. В частности, её голосом говорит голливудская звезда Николь Кидман.
Рыженький Максим Пучков попал в фильм «по-соседски» – его отец Николай Пучков был главным оператором картины. Мальчик буквально вырос на Киностудии имени Горького. После школы Максим поступил в театральное училище, много снимался. Но внезапно заболел туберкулёзом и умер в тридцать лет в 1993 году.

Это не сказка

Авторов очень удивил небывалый общественный резонанс, который вызвала их картина. Появилось множество рецензий и заметок в прессе, Наталье Гундаревой и создателям фильма приходило огромное количество писем, преимущественно от женщин. В письмах горячо обсуждались проблемы, затронутые в киноленте. Мнения, конечно, были самые разные. Впрочем, проблемы многодетных семей актуальны и сегодня, поэтому дискуссии по-прежнему продолжаются на многочисленных кинофорумах в интернете. Вот несколько высказываний зрителей, выступающих как «за», так и «против».

«Против»: «А уж чтобы совсем добить всех желающих поиграть в многодетную семью, вспомните эпизод из этого же фильма: Гундарева волочит целую телегу, нагруженную хрен знает чем, тащит, вся в мыле, на голове чёрт знает что, а впереди «весёлый» день с готовкой, стиркой, глажкой, уборкой, уроками и так далее и тому подобное. Думаю, желание умильно прослезиться пропадёт. И к моменту встречи с одноклассниками она должна была выглядеть примерно так: старше своего возраста лет на двадцать, без зубов, неопрятная, одетая, как нищая. Ибо живут они только на зарплату мужа и пособие».

«За»: «Фильм, конечно, хороший, с прекрасной нравственной идеей. Но как-то жаль женщин, которые постоянно ходят в беременном состоянии. Это тяжело и для самих жён, и для любящих их мужей. И всё же – Великая Слава таким матерям и отцам, которые вместе и дружно воспитали такое количество детей. В конце концов, это основа будущей жизни – наши дети. А таких отцов тоже надо отмечать, ибо одного без другого не бывает. Ведь воспитывают и растят детей оба – и мать, и отец».

Что можно сказать в заключение? Сколько иметь детей и иметь ли их вообще, каждый решает сам – согласно семейным традициям, собственному культурному уровню, образованию, воспитанию. Но, между прочим, отметим: у одной из дочерей той самой многострадальной Веры Кучиной сегодня шестеро детей.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №25, 2014 года