Главные женские иконы
19.08.2022 17:58
Постойте, а почему надпись не совпадает?

Главные Купила я икону, радует меня теперь

Однажды после службы я уже собралась уходить из храма, но мама предложила купить в наш новый дом икону Божьей Матери «Семистрельная», чтобы повесить напротив входной двери. Так часто делают не только верующие, но и даже не особо воцерковлённые люди, чтобы вражда и злоба не входили в жилище. Надо сказать, мысль обзавестись «Семистрельной» меня и саму тогда посещала. Давно хотела, чтобы в моей квартире висела напротив входной двери икона, которая бы меня и встречала, и провожала, а я бы благодарила её за всё. Чтобы появился в доме образ, у которого можно попросить защиты для себя и близких.

И вот пошла я к церковным лавкам. Мама следует сзади, смотрит по сторонам и вздыхает: «Нет тут такой иконы». А я удивляюсь: почему, как же нет «Семистрельной»? Ведь очень популярная икона. Смотрю вокруг – вот стоят образа, самые разные, но почему-то все маленькие, хотя многие очень дорогие, в серебряных окладах. Однако я всё ищу свою икону – сердце чует, что найду. И вдруг вижу: Господи, вот же она, Матерь Божия «Семистрельная»! Стоит на самой высокой полке, большая-пребольшая, без рамки, а Богородица – словно живая.

Цены не вижу. Прошу продавца показать образ, а сама думаю: сколько же стоит такая икона? Рукописная и такая большая, что у меня, наверное, денег не хватит. Девушка снимает икону, я держу образ в руках и понимаю – не могу его вернуть обратно, надо покупать. Он уже мой, родной.

– В Псково-Печерском монастыре писали, – глядя с любовью на икону, отвечает девушка. – Берите. Это же настоящая благодать – на такой образ молиться!

Псково-Печерский монастырь, Псковщина… Родина моя! Была я в том монастыре, правда, давным-давно. Так вот ты откуда, моя икона… Открываю сумку почти без надежды: ну что я там найду? Никогда не беру с собой много денег, особенно в храм, тысяча рублей – максимум. А икона стоит четыре. Лезу в сумку – и глазам своим не верю. Кошелёк, где обычно храню заначку на внезапные нужды, остался не дома, а лежит здесь, со мной! И там аккурат 5 тысяч рублей!

Купила я икону, радует меня теперь. И действительно, это особая благодать – молиться на такой образ.

Однако через некоторое время я присмотрелась, что написано на образе. Лик Богоматери, мечи, буквы… Всё хотелось разглядеть до мелочей. И вот буквы-то меня и зацепили. Знаю, что на иконе должно быть написано что-нибудь в духе «Богоматерь Семистрельная», а такого названия найти не могу. Зато там другая надпись – «Умягчение злых сердец». Постойте, а где же «Семистрельная»? Мечи – вот они, семь штук, а при чём здесь злые сердца и их умягчение?

Заинтересовалась. Полезла в интернет и выяснила, что «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная» хоть внешне и похожи, но всё-таки это две разные иконы. На первый взгляд новичку ошибиться очень легко: на обоих образах Божью Матерь пронзают семь мечей или семь стрел. Однако отличия всё же есть. Главное заключается в том, что на иконе «Умягчение злых сердец» мечи расположены по три справа и слева, а седьмой – внизу. А на иконе «Семистрельная» все мечи изображены по бокам от Царицы Небесной: три справа и четыре слева.

История иконы «Умягчение злых сердец» покрыта мраком. Считается, что она появилась впервые на юго-западе Руси, но где конкретно и когда именно – данных нет. Иногда эту икону называют «Симеоново проречение». Связано это со старцем Симеоном – тем самым, который, по пророчеству, триста лет не мог умереть, не увидев Спасителя. И когда Мария пришла в храм, Симеон узрел Спасителя и сообщил Марии о Ней и Её Сыне: «Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдёт душу, – да откроются помышления многих сердец». Тем он предрёк, что самой Марии придётся пережить немыслимые душевные муки от смерти Её Ребёнка. То есть изображения мечей – это те муки, которые претерпела Богородица, когда распинали Спасителя.

Кроме того, семь мечей ещё следует рассматривать как семь главных страстей человеческих, с которыми Мать Божия помогает бороться. Так что, молясь на эту икону, следует думать не только о преодолении чьей-то злобы, но также и о собственных пороках.

А вот информация о происхождении иконы «Семистрельная» противоречивая. Говорят, этот образ уже в XIX веке считался древним – как минимум ему тогда уже исполнилось около 500 лет. По легенде, один вологодский крестьянин много лет страдал от хромоты. Однажды во сне голос повелел ему найти на колокольне Тошнинской Иоанно-Богословской церкви в окрестностях Вологды потерянный образ Пречистой Девы и помолиться перед ним об исцелении. Крестьянин несколько раз просил пустить его на колокольню, но ему не разрешали. Когда всё же позволили подняться наверх, мужчина обнаружил, что одна из ступенек какая-то странная. Присмотрелся – а это древняя икона! И по ней звонари ходили сапогами, словно по простой доске. Ужаснувшись тому, что святыню веками попирали ногами, церковнослужители немедленно отмыли икону и отслужили перед ней благодарственный молебен, после которого крестьянин обрёл исцеление.

«Семистрельная» долгое время находилась в Богословской церкви, а в 1830 году прославилась тем, что по молитвам вологжан защитила их от свирепствовавшей тогда холеры. После революции образ таинственно исчез, но сохранились его старые списки, один из которых до сих пор хранится в храме святого праведного Лазаря в Вологде и является особо чтимой святыней.

Стрелы в этой иконе означают то же самое, что и стрелы в иконе «Умягчение злых сердец». Молятся этим иконам одинаково, и акафист для них общий.

Теперь я знаю, какая икона у меня висит, и я даже больше рада тому, что купила именно «Умягчение злых сердец». Во-первых, этот образ удивительно красив, а во-вторых, если бы я взяла «Семистрельную», разве узнала бы о том, что она и «Умягчение» – разные иконы? Скорее всего нет. А так случай предоставил мне возможность открыть для себя целую историю.

Из письма Ольги,
Санкт-Петербург

Монахи отразили нападение злодеев

Маленькую, но очень красивую икону «Умягчение злых сердец» несколько лет назад мне привёз друг из Греции. Она сияет лаком, и фон золотой, я всегда беру её ненадолго в руки перед утренними молитвами – настолько она «просит» прикоснуться к ней. Целую и ставлю на место.

А с «Семистрельной», тоже подаренной, связана небольшая история. Она вышита бисером, средних размеров – очень тщательная работа неведомой мне мастерицы. Наряд Богородицы переливается от бордового до розового, лик и нежные руки бисером не покрыты, семь золотых стрел. Эту работу какая-то паломница привезла в дар моему духовному отцу, иеромонаху. Он освятил образ, конечно же, сердечно поблагодарил прихожанку, но оставить у себя икону не захотел. В один из редких моих приездов передарил мне икону со словами: «Хочу, чтобы этот образ был у вас». Икону тут же упаковали, и раскрыла я её только дома.

Я не спрашивала, почему монах не оставил её у себя. Но однажды где-то читала, что монашествующие по какой-то причине, только им известной, не слишком любят вышитые иконы. Хотя, разумеется, это совершенно не стопроцентный факт. А вот то, что отцы частенько передаривают иконы духовным детям и просто знакомым мирянам, чистая правда. Обычно в келье находятся лишь те образы, которые нужны монаху, их и без того очень много, лишние там ни к чему. Если уж дарить монаху икону, то уникальную, тогда она наверняка останется.

Но дарение мне «Семистрельной» на этом не закончилось. Для моего любимого батюшки какой-то неведомый иконописец написал икону Божией Матери Ватопедской «Отрада» или «Утешение». На ней Младенец Иисус ручкой закрывает уста Пречистой Матери, а она отводит руку Сына. С этим образом связана необычная легенда.

Дело происходило в начале IX века. Игумен одного монастыря молился перед иконой Богородицы, и вдруг она ожила и предупредила о нашествии врагов. Богородица сказала: «Не отверзайте врат обители, взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников». Однако Богомладенец простёр Свою руку и, закрывая ею уста Богородицы, обратил на Неё Своё лицо и сказал: «Нет, Мать Моя, не говори им этого, пусть они будут наказаны». Но Богоматерь, стараясь удержать руку Иисуса, снова произнесла двукратно предупреждение. Тогда игумен понял, что Царица Небесная, несмотря на их грехи, сжалилась над иноками и заступилась за них даже против воли Своего Сына.

Игумен собрал братию и пересказал им, что видел. После этого лица Богоматери и Иисуса стали такими же, как прежде. Монахи поспешили на стены и отразили нападение злодеев. Но после победы на Ватопедской иконе положение лиц Богоматери и Богомладенца снова изменилось. Оно осталось в том виде, в каком явилось при троекратном голосе, слышанном игуменом.

Первообраз этого необычного лика хранится на Афоне, и именно этой иконой несколько лет назад афонский монах благословил на служение моего духовного наставника. Духовник очень хотел иметь именно этот образ, и художник исполнил его мечту. Однако икона была написана без рамы – художник уезжал и не успел оформить работу. Икону батюшке привезли из другого города, и она оказалась довольно большой. И так судьба распорядилась, что ответственность за изготовление рамы легла именно на меня.

Копию с «Отрады» мне привезли домой. Проще прислать размеры, но батюшка захотел, чтобы всё было именно так. И началось моё послушание. Икона стояла на столе, прислонённая к стене, я каждый день крестилась на неё. Так она у меня прижилась на время.

В багетной мастерской очень хотели, чтобы я оставила икону у них – пояснили, что так удобнее работать. Но я не оставила, подписала бумагу, что если все размеры соблюдены, то я отказываюсь от претензий, если вдруг что-нибудь не подойдёт. Измеряли мастера сами, багет и составляющие выбирала уже я. Месяца три икона находилась в моей квартире, а потом мы, тщательно упаковав образ, отвезли его в монастырь.

Батюшка повесил икону в центре стены храма, на особом месте. Прислал мне фотографию. А в благодарность за хлопоты помимо бисерной «Семистрельной» я получила в дар образок преподобного покровителя монастыря, украшенный разноцветными стразами. Вот такой получился необычный подарок – видимо, со снисхождением к дамской любви ко всяким блёсткам.

Когда я недавно посещала обитель, в паломнический автобус, где многие пассажиры хорошо мне знакомы, послушник принёс стопочку ламинированных иконочек. Несколько образков досталось и нам с мужем. Это были иконки Богородицы «Прибавление ума». «Батюшка велел раздать и сказал, что это вам всем нужно больше всего», – передал послушник. Мы развеселились.

Свои два образка я раздарила. Не от избытка ума, просто соседка и подружка тоже хотели поехать с нами, но не случилось.

Из письма Киры

Опубликовано в №32, август 2022 года