Из чего делают лекарства
25.08.2022 15:48
Из чего делаютЛекарства прочно вошли в нашу жизнь, обросли массой легенд, мифов, анекдотов. Оглянитесь – на улицах, в торговых центрах постоянно открываются новые аптеки, и они не пустуют: витрины буквально ломятся от упаковок с медикаментами. Почувствовав недомогание, мы первым делом обращаемся к домашней аптечке. Но далеко не все знают, из чего производятся современные лекарства.

Для всех частей тела

Помню забавный случай, произошедший много лет назад. К нам в гости зашла соседка, пожилая дама, очень любившая лечиться, а также подробно рассказывать о своих многочисленных недугах. Едва войдя в комнату, приметила закатившуюся под стол таблетку. Её реакция была молниеносной – подняла белый кружок с пола и спросила:
– Что за пилюля? Можно я выпью?

Мне, школьнице, этот вариант показался вполне логичным – и правда, чего пропадать добру. Но мама, рассмеявшись, решительно выкинула неопознанное лекарство в мусорное ведро.

Но мы-то с вами взрослые люди XXI века, так что хорошо бы понимать, чем именно нам приходится лечиться.

Человечество размышляет над этим вопросом с древности. Ещё семь тысяч лет назад в Египте врачи широко применяли для исцеления продукты животного и растительного происхождения: жир, печень, снотворный мак (опий), мяту, касторовое масло, подорожник, пшеницу и многие другие. Из этих ингредиентов они готовили мази, пластыри, пилюли, отвары, примочки, припарки.

Археологи обнаружили, а учёные расшифровали папирус, написанный XVI веке до нашей эры, он назывался «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Врачи Древней Греции и Рима тоже внесли немалый вклад в изучение свойств различных природных веществ, из которых готовили лечебные препараты. Средневековый персидский философ и врач Абу Али ибн Сина, известный в Европе как Авиценна, также прославился изысканиями в этой области. Кстати, именно он предложил проверять эффективность и безопасность снадобий на животных.

В средневековой Европе, опустошённой эпидемиями чумы и бесконечными войнами, развитие фармакологии (науки о действии лекарств на организм) практически прекратилось. Только монахи, хранившие древние рукописи, имели представление о том, из чего делать лекарства. Именно к ним стали обращаться больные за помощью.

На Руси различные лечебные средства были известны ещё при князе Владимире Красное Солнышко, в те времена их называли «зелье», «коренье», «леко», «пособь», «снадобье». Со времён Ивана Грозного сохранились старинные травники, а некоторые рецепты, описанные в них, применяются в народной медицине до наших дней.

Волшебная пуля

В начале XX века практически все лекарства «собирались» из натуральных ингредиентов. Как говорится, что природа подарила, с тем и работаем. Но с развитием науки появилась возможность целенаправленно создавать искусственные вещества, которые стали основой современной фармакологии.

В 1907 году австрийский врач Пауль Эрлих (вскоре получивший вместе с И.И. Мечниковым Нобелевскую премию) синтезировал препарат для лечения сифилиса, который в те времена называли «секретной болезнью». Эрлих, во время учёбы в медицинской школе считавшийся бунтовщиком и двоечником, имел среди друзей прозвище «доктор Фантаст». Он много лет мечтал о «волшебной пуле», которая могла бы избирательно поражать возбудителей того или иного заболевания и в то же время была безвредной для организма.

И вот результат – не просто фантастические планы, а революция в медицине! Первое в истории лекарственное средство, созданное для решения конкретной задачи. Чтобы добиться этого, Эрлих синтезировал 605 веществ на основе мышьяка, и только 606-я попытка оказалась удачной. Поэтому лекарство так и назвали – «препарат 606», впоследствии он получил название «сальварсан».

Так зародилась химиотерапия – лечение с помощью специально синтезированных химических веществ.

Разумеется, современные лекарства изготавливают не вручную, оператору на фармацевтическом предприятии нужно лишь нажать несколько кнопок – и оборудование создаёт препарат по заложенной в него программе. Автоматизация позволяет соблюсти максимальную точность рецептуры и полную стерильность.

Лягушонка в коробчонке

Итак, из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши таблетки? А также сиропы, мази, кремы, свечи, растворы для инъекций и прочее.

По древней традиции многое производится из растительного сырья – трав, корней, плодов, семян, эфирных масел, экстрактов.

Есть также большая группа (около 20 процентов медикаментов) так называемых органопрепаратов, для производства которых используют мышцы, эндокринные железы, внутренние органы, биологические жидкости животных. Производства таких лекарств часто открывают непосредственно на мясокомбинатах, прямо у источника сырья, ведь многие из таких действующих веществ очень быстро теряют активность.

Подобное сырьё получают не только из тканей крупного рогатого скота. Помните лягушачью шкурку из сказки об Иване Царевиче? Видимо, начитавшись русского фольклора, сингапурские учёные недавно создали удивительное новейшее средство из кожи лягушки – биоразлагаемый и биосовместимый пластырь для заживления хронических ран. Кожу лягушек берут на аквафермах, где их разводят для поставок в рестораны. Новый пластырь создаёт пористый слой, в котором «склеиваются» лейкоциты и заживляющие вещества. Снимать его не нужно, он сам распадается со временем.

А вот из панцирей ракообразных извлекают вещество хитозан, которое добавляют в порошки, плёнки и гели для лечения ран, ожогов, пролежней. В России это сырьё – исключительно импортное, хотя недавно специалисты из Алтайского университета придумали ранозаживляющую повязку из грибов. Оказалось, качественный хитозан можно выделять и из обычных русских осенних опят, к тому же это дешевле и проще. Опытный образец учёные планируют создать через год.

Отдельная история – препараты с использованием человеческой плаценты, которые применяют для омоложения и в косметических целях, используют в гинекологии, а в последнее время – для лечения постковидного синдрома. Этих медикаментов не так много, и пока нет единого мнения специалистов на их счёт.

Как до Китая

Также лекарства делают из полезных ископаемых – например, всем известный активированный уголь. Большая группа современных лекарств – препараты, не включающие в себя природные компоненты, а полученные путём синтеза.

Каждое современное лекарство состоит как минимум из двух компонентов: действующего и вспомогательного вещества. Надо признать, второе не менее важно: оно обеспечивает сохранность, нужную скорость и полноту всасывания, может усиливать работу основного вещества или сглаживать его побочные эффекты. У разных производителей одного и того же лекарства вспомогательные вещества могут отличаться. Именно отсюда растут ноги известного феномена – «Мне венгерский парацетамол помогает лучше, чем польский». Это просто для примера, можно подставить любые другие страны и препараты.

Раз уж мы заговорили об аптечной промышленности, придётся упомянуть такой факт: сейчас ни одна страна в мире (и Россия в частности) практически не производит сырья для так называемых фармацевтических субстанций. Это активные компоненты, обеспечивающие эффективность лекарства. Но около 90 процентов этих химических соединений производится в Китае.

Безусловно, сейчас идёт борьба с подобной зависимостью от Китая, разрабатываются программы «национальной лекарственной безопасности», но вряд ли они могут быть быстро реализованы.

Мнительным – не читать

Самая первая инструкция о правилах приёма таблеток состояла из 120 слов. А сегодня в аннотациях к некоторым препаратам насчитывается более 6000 слов. Некоторые «простыни», которые мы извлекаем из упаковки и пытаемся читать, вызывают недоумение и ужас, особенно в параграфе «побочные действия».

Моя приятельница, купив в аптеке назначенные ей оральные контрацептивы, внимательно изучила инструкцию и задумчиво сказала:
– В принципе, я поняла, на чём основан эффект этих таблеток. Вон тут написано: облысение, дрожание конечностей, отёк век, повышение массы тела и либидо, нарушения зрения… Будешь толстая, лысая, отёчная и дрожащая бросаться на всех подряд, ничего не видя. Конечно, от тебя все мужики разбегутся, это самое надёжное средство от нежелательной беременности.

Что ж поделать, любое химическое вещество оказывает самое разное действие, не только то, ради которого принимается. Как говорят врачи: «Есть бесполезные лекарства, но нет безвредных». Это важно помнить, особенно тем, кто любит заниматься самолечением. Покупая лекарство, мы порой думаем: попробую, даже если не поможет – хуже не будет. Фармацевты честно предупреждают: нежелательные последствия могут возникнуть после приёма практически любого препарата.

Да, вероятность этих грустных последствий обычно невелика, но тем, кого они настигли, от этого не легче. Так что имеет смысл принимать лишь то, что рекомендовано врачом, а не запихивать в себя содержимое аптечных упаковок «на всякий случай».

Что касается пугающих аннотаций, то особо мнительным особам их лучше не читать, дабы не обнаружить потом у себя абсолютно весь спектр побочных действий. Фармацевтические компании сейчас по закону обязаны указывать все возможные реакции, даже если они возникают у ничтожно малого количества пациентов.

С другой стороны, надо понимать: именно аннотация производителя – главный документ лекарства, как усы и хвост кота Матроскина. Если назначенная врачом или вычитанная в интернете дозировка и схема приёма препарата отличаются от указанной в бумажной инструкции, то, скорее всего, ошибся ваш доктор. Или интернет.

Опасный напиток

Итак, принимая любые лекарства, соблюдаем нехитрые правила:
– как можно меньше таблеток за один приём;
– если написано «натощак», «до еды» – это не значит, что нужно немедленно запить пилюлю борщом, дайте ей полчаса-час, чтобы подействовать на пустой желудок;
– запивать любые лекарства нужно обычной водой, если нет специального указания. Любые другие жидкости (молоко, чай, морс, минеральная вода) могут нарушить действие препарата. А грейпфрутовый сок способен полностью нейтрализовать многие лекарства. Если вы принимаете курс таблеток, желательно на данное время вообще отказаться от этого напитка, он сохраняет ненужную активность в желудке до 24 часов (!);
– столь популярные в России внутримышечные инъекции далеко не всегда нужны, зато они часто весьма болезненны и могут привести к тяжёлым осложнениям в виде абсцесса мягких тканей. Почему-то в нашей стране принято считать, что «через попу» препарат подействует лучше, чем «через рот». Быстрее – это правда, но ведь в подобном не всегда есть необходимость.

Да, таблетки сперва проходят через желудочно-кишечный тракт. Это не страшно, сейчас препараты покрыты специальными оболочками и содержат минимальные дозы действующих веществ (милли- и микрограммы), они не нанесут вреда желудку и печени. Во многих странах уже практически отказались от внутримышечных уколов – либо пероральный приём, либо внутривенное вливание.

Самое дорогое лекарство

Теперь поговорим о главном, о цене вопроса. Увы, ни один бизнесмен не станет раскрывать все секреты ценообразования, а уж формирование цены в фарминдустрии – закрытая тема. И всё-таки основные принципы понятны.

Многое зависит от марки. У известного производителя, хорошо зарекомендовавшего себя, препарат стоит дороже. Также играют роль вложения в рекламу, стоимость сырья, то, насколько широка «аудитория» лекарства.

Кроме того, очень важно, оригинальный это препарат или дженерик, то есть копия уже имеющегося на рынке.

Благодаря сборам денег на лечение больных детей все слышали о самом дорогом лекарстве в мире – «Золгенсме», предназначенном для генно-терапевтического лечения спинальной мышечной атрофии. Один укол, и тяжелейший недуг побеждён. Стоимость этой единственной инъекции – более двух миллионов долларов. Это, конечно, рекорд, но и многие другие новейшие высокотехнологичные препараты очень дороги.

Неудивительно. На создание одного нового лекарства уходит около 2,6 миллиарда долларов и более десяти лет. И только 14 процентов изобретённых лекарств, проходящих клинические испытания, в конечном итоге получают одобрение и разрешение выйти на рынок. Разумеется, производители, устанавливая цену, стараются «отбить» все расходы и получить деньги, необходимые для дальнейших исследований. Несколько лет они «снимают сливки» в качестве монополистов, а потом другие фирмы начинают производить препараты-дженерики. После появления на рынке пяти-шести дженериков цены обычно снижаются примерно на 95 процентов.

Почему застрелился барон

Кстати, нередко в процессе работы над новыми лекарствами случаются курьёзы. Например, запатентованный в 1996 году силденафил, всем известный под названием «виагра», первоначально разрабатывался как средство от сердечных болезней. И вдруг такой интересный эффект, который прославил новое лекарство на весь мир, во всяком случае, на всю сильную половину человечества.

С 1898 по 1910 год компания «Байер» широко предлагала в аптеках новое детское средство от кашля, которое синтезировала на своих заводах. Называлось оно «героин». Потом, когда неожиданно обнаружился наркотический эффект, препарат ещё долгое время свободно продавали как «заменитель морфина, не вызывающий привыкания». Так сказать, помогали морфинистам «завязать без ломки».

Кстати, сам морфин в XIX веке считался безобидным обезболивающим лекарством, его назначали в любом возрасте. В английских аптеках вплоть до 1930 года можно было относительно свободно приобрести детский болеутоляющий сироп, в состав которого входили гидрохлорид морфия, кодеин, хлороформ, героин, гашиш и опиум.

Вот это коктейль из наркотических веществ! Нет, если боль не слишком сильная, лучше уж знаменитые «Капли барона Вревского». Их создатель, отпрыск знатного рода, в начале XX века в Санкт-Петербурге издал книгу об изобретённом им средстве от всех болезней. Тут же началась активная реклама препарата, слухи о сотнях исцелённых разлетелись по всей России.

Более десяти лет продолжалась продажа капель Вревского, пока инициативная группа врачей не провела химический анализ лекарства. Оказалось, это вода из Невы. Результаты исследования опубликовали в прессе, и успешному делу Николая Вревского был нанесён серьёзный удар, от которого барон не смог оправиться и застрелился в 1915 году.

Людмила ОРЕХОВА
Фото: Роман АЛЕКСЕЕВ

Опубликовано в №32, август 2022 года