Кто создал сегодняшний Китай
31.08.2022 00:00
Кто создал сегодняшний КитайКажется, что Китай был всегда, его история насчитывает тысячи лет. Однако современное государство, Китайская Народная Республика, появилось сравнительно недавно – в 1949 году. И стоял у его истоков, наверное, самый известный китаец XX века, Председатель Мао Цзэдун: политик, военачальник, поэт, автор афоризмов, пловец-любитель – перечислять можно до бесконечности. Кто он сегодня для современных китайцев? Просто лицо, глядящее с миллионов портретов, в том числе с бумажных юаней, или действительно Великий Кормчий?

Благодетель Востока

Мао Цзэдун родился в 1893 году в гибнущей стране. Империя Цин разваливалась, её рвали на куски – англичане, немцы, японцы, наше царское правительство тоже не осталось в стороне. Не прекращались народные волнения.

Отец Мао был мелким землевладельцем, что позволяло семье не голодать. Кстати, об имени будущего Председателя. У китайцев все имена многозначные, и имя Цзэдун (Мао – фамилия) означает «Облагодетельствовавший Восток». Амбициозно, но, как увидим, кое-что получилось.

В 1912 году в результате революции пала империя. Цзэдун по протекции отца успел жениться на нелюбимой, сбежать из дома и получить кое-какое образование. Во многих источниках можно прочесть, что парень не любил трудиться и от домашних забот часто отлынивал, чтобы засесть где-нибудь с книжкой. К этому времени его первая жена умерла, так что никто не мешал впитывать знания.

Вскоре молодой человек всерьёз увлёкся марксизмом-ленинизмом, событиями в России, идеями мировой революции. Правда, впоследствии Сталин после бесед с Мао высказывался в том духе, что тот вообще ничего не понимает в марксизме. «Или, что ещё хуже, не хочет понимать».

Мао был честолюбив, целеустремлён и к тридцати годам уже многого достиг в политике – стал одним из основателей Коммунистической партии Китая. Что интересно: почти сразу начал интриговать. Казалось бы, надо укреплять отношения с другими руководителями, но нет. В партийных документах того времени читаем: «Он устраивал интриги внутри партии, склоки между товарищами, и это являлось его излюбленным и обычным приёмом».

Просто Мао хотел укреплять не коллективную, а личную власть. Так он действовал и в дальнейшем.

При решающей поддержке СССР

По политическим причинам Мао Цзэдун был вынужден вступить в блок с националистической партией Гоминьдан, которую возглавлял Чан Кайши, извечный противник коммунистов. Впрочем, этот союз долго не продлился, и вскоре коммунисты с националистами снова стали врагами. В стране шла гражданская война.

В это время Мао женился на Ян Кайхуэй, дочери своего любимого учителя. В течение пяти лет у них родилось трое сыновей. Однако счастье семьи длилось недолго: гоминьдановцы схватили Кайхуэй и в 1930 году казнили. Вскоре от дизентерии умер младший сын. Средний погибнет через двадцать лет на Корейской войне.

Тем временем Мао на территории, подконтрольной китайской Красной армии, создал ни много ни мало Советскую республику и сам же возглавил её.

Продолжалась гражданская война. Силы Чан Кайши вторглись в Китайскую Советскую республику, коммунистам пришлось отступать, чтобы избежать прямого столкновения с превосходящим противником. Эта операция получила название «Великий поход».

За два года бойцы Мао прошли с юга на север страны в общей сложности 8 тысяч километров через горные районы, постоянно отбиваясь от гоминьдановцев. Впоследствии Фидель Кастро отметит, что этот беспрецедентный подвиг и превратил Мао в неоспоримого лидера Партии и Революции в Китае.

В 1937 году Япония в очередной раз напала на Китай. И снова Чану Кайши и Мао Цзэдуну пришлось объединяться против общего врага. Страшная война длилась семь лет, причём коммунисты воевали успешнее, в том числе благодаря своим партизанам.

В сентябре 1945-го Япония капитулировала, но боевые действия на этом не закончились: коммунисты снова столкнулись с гоминьдановцами – и через два года при решающей поддержке СССР победили. Чан Кайши с соратниками бежал на остров Тайвань и закрепился там.
1 октября 1949 года Мао Цзэдун провозгласил в Пекине Китайскую Народную Республику. Советский Союз первым признал новое государство.

Если близко воробей – мы готовим пушку

Нужно было поднимать страну из руин, и тут Китай стал для Мао полем экспериментов. Председатель заявил, что через 15 лет страна может догнать и перегнать Великобританию в производстве основных видов промышленной продукции, родился лозунг «Три года упорного труда – 10 тысяч лет счастья».

Так называемый «Большой скачок» должен был мобилизовать всё население КНР на трудовые подвиги. Крестьян согнали в коммуны, частная собственность оказалась под запретом. Коммунары были обязаны обеспечивать себя продуктами питания и вдобавок выплавлять сталь на задних дворах в самодельных печах. Стратегия «людского моря» – навались всем миром! – должна была восполнить непрофессионализм.

Дальше – больше. Как выполнить продовольственную программу? Да просто уничтожить четырёх основных вредителей: комаров, мух, крыс и воробьёв. Последним особенно досталось. Считалось, что каждая птица съедает 4 килограмма зерна в год – много. В воздухе воробей может продержаться не больше 15 минут. Миллионы людей должны были выходить на улицы, в поля и производить страшный шум – кричать, бить в барабаны и тазы, в общем, пугать пернатых. В итоге измождённые птицы падали замертво на землю. Что и требовалось.

Погибли сотни миллионов воробьёв, хотя насекомые и крысы практически не пострадали, ведь их барабанами не возьмёшь.

И вроде бы поначалу урожаи выросли. Но уже через два года гусеницы и саранча, которыми также питались воробьи, со страшной силой уничтожали зерновые. В итоге разразился голод, унёсший до 30 миллионов жизней.

Тогда же Мао скромно написал: «Не надо бить воробьёв, как результат мы лишь получили клопов. Лозунг такой: уничтожать крыс, клопов, мух и комаров».

Новых птиц пришлось завозить из-за границы.

Но это был лишь пролог для другого чудовищного детища Мао Цзэдуна – «великой пролетарской культурной революции».

В это же время, в конце 1950-х, серьёзно ухудшились советско-китайские отношения. Мао категорически не принял разоблачение культа личности Сталина, которым он восхищался и которого одновременно боялся и ненавидел. Говорил о советском вожде так: «Заслуги Сталина составляют 70 процентов, а ошибки – 30».

Державы разорвали отношения.

В Китае после неудачного «Большого скачка» усилилась критика лидера. Мао даже признал некоторые свои ошибки и будто бы отошёл от дел, наблюдая со стороны, как Генеральный секретарь Дэн Сяопин начинает реформы, чтобы исправить бедственное положение. Экономическая жизнь страны начала постепенно налаживаться.

Но Мао Цзэдуна совершенно не устраивало, что правительство, получившее значительную самостоятельность, стало отменять многие его решения, возвращаться к «буржуазности». И он начал действовать.

Летом 1966 года 72-летний Великий Кормчий – одно из прозвищ Мао – с группой товарищей переплыл реку Янцзы, тем самым показав всему миру, а главное, новому дерзкому руководству КНР, что находится в прекрасной физической форме и его рано списывать со счетов. Кстати, Янцзы – река быстрая, с сильным течением, водоворотами и считается довольно рискованной для плавания. Заплыв занял 1 час 5 минут, а всего вождь переплывал Янцзы 42 раза.

Первый удар по реформаторам нанесла четвёртая и последняя жена Мао – министр культуры Цзян Цин, раскритиковавшая историческую пьесу одного современного писателя, увидев в ней намёки на культ личности мужа.

Огонь по штабам

Пока третья жена и боевая подруга Мао залечивала раны в СССР, он в 1937 году познакомился с хорошенькой девушкой Цин, бывшей актрисой, быстро развёлся и женился на ней. У пары родилась единственная дочь Ли На.

В должности министра культуры Цзян Цин в середине 1960-х организовала пересмотр репертуаров театров, ревизию фильмов, песен, радиопередач. В какой-то момент доступны остались лишь единицы «образцовых» произведений – романов, песен, кинокартин. Но, конечно, не кино и песни были главной целью чисток, а политические противники её мужа.

И началось. В статье «Огонь по штабам» Мао обвинил некоторых руководителей КНР в предательстве революционных идеалов. Сразу посыпались головы, многие партийные органы были разгромлены. А это и требовалось. Так, в жёсткой опале оказался будущий архитектор китайского экономического чуда Дэн Сяопин. Его с женой избили, сына выбросили из окна третьего этажа, он стал инвалидом. А сам Дэн много лет трудился простым рабочим на тракторном заводе.

После партработников репрессиям подверглась интеллигенция – учителя, профессура, писатели, деятели искусства. Впоследствии Дэн Сяопин назвал «культурную революцию» неслыханным бедствием.

Начали собираться отряды хунвейбинов – «красных охранников», или даже «красногвардейцев». Как правило, это были молодые люди, неплохо организованные, жестокие и совершенно безжалостные к врагам вождя. Врагов они назначали сами, а потом избивали, унижали, рядили в тряпьё, шутовские колпаки, заставляли каяться, лаять по-собачьи. Убивали.

Однако Мао быстро понял, что молодёжь выходит из-под контроля, вступает в стычки даже с армией, и в своём стиле прекратил их деятельность. Некоторых особо ретивых лидеров публично расстрелял, а почти миллион рядовых «охранников» сослал в отдалённые районы на перевоспитание.

Большинство источников говорит о 100 миллионах пострадавших в ходе «революции», 1 миллион человек погиб.

В 1969-м вновь обострились отношения с СССР – произошли боестолкновения на острове Даманском на реке Уссури. Китайцы устроили обстрел нашей пограничной части, высадились на остров, но получили отпор и отступили. (Впрочем, в 1991 году Даманский всё равно стал китайским, получив название Чжэньбао – Драгоценный.)

И тогда хитрый политик Мао совершил очередной кульбит – попытался подружиться с США. Против этого выступил его ближайший соратник, можно сказать, правая рука, маршал Линь Бяо. Вождю это, разумеется, не понравилось, против Линя возбудили уголовное дело. Тот не стал дожидаться, когда его поставят к стенке, сел в самолёт и полетел в сторону Монголии. Там и разбился.

А уже в 1972 году Китай посетил американский президент Ричард Никсон. Стороны тепло пообщались.

Несмотря на серьёзные ошибки

Мао был человеком творческим. Кроме того что писал стихи, сочинил книжку высказываний на все случаи жизни, суммарный тираж которой на разных языках составляет миллиард. Так и называется – «Цитатник Председателя Мао», в народе – «красная книжечка». На русский тоже переведена стараниями китайских товарищей.

Изречения таковы, что их можно прочесть как вам удобно и вложить в них собственный смысл. Вот избранные:
«Ветер с Востока сильнее ветра с Запада».

«Умереть суждено каждому, но не каждая смерть имеет одинаковое значение».

«Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от него, а ветряную мельницу».

«Женщины представляют собой огромную производительную силу, и равенство между полами является одной из целей коммунизма. Многочисленные тяготы, которые несут женщины, должны быть облегчены».

Это не говоря уже о фразе «Пусть расцветают сто цветов» – так называлась одна из его политических программ.

Ещё он был мастером каллиграфии, есть множество записанных его рукой стихотворений поэтов Древнего Китая.

Мао Цзэдун умер 9 сентября 1976 года на 83-м году жизни от очередного инфаркта. В последние годы он страдал болезнью Паркинсона и практически отстранился от руководства страной. С женой Цин жил отдельно.

Попрощаться с Великим Кормчим пришло более миллиона человек. Тело Мао забальзамировали по методике, разработанной китайскими специалистами, и выставили для обозрения год спустя в мавзолее, воздвигнутом на площади Тяньаньмэнь.

Буквально сразу после смерти Председателя китайское руководство дало ему оценку – почти такую же, какую Мао в своё время дал Сталину.

«Если рассматривать его жизнь и деятельность в целом, то заслуги его перед китайской революцией в значительной степени преобладают над промахами, несмотря на серьёзные ошибки, допущенные им в «культурной революции». Его заслуги занимают главное, а ошибки – второстепенное место».

Через месяц после кончины Мао его жену Цзян Цин арестовали. За преступления, совершённые в годы «культурной революции», суд приговорил её к смертной казни. Потом расстрел заменили пожизненным заключением. В 1991 году смертельно больную Цзян освободили, она повесилась в больнице.

Заработать на вожде

Нельзя не признать, что, возглавив в 1949 году практически разрушенную, обескровленную страну, Мао Цзэдун в относительно короткие сроки сделал её державой, с которой в мире стали считаться.

В 1964 году КНР испытала ядерную бомбу, в 1970-м – запустила в космос спутник, через год стала постоянным членом Совета Безопасности ООН.

Уровень неграмотности в КНР упал с 80 процентов до 7, продолжительность жизни увеличилась в два раза, как и население. Китай прирос новыми территориями – Тибет, Внутренняя Монголия, некоторые районы Восточного Туркестана.

В то же время уход Мао позволил новому руководству страны совершить действительно большой скачок. Сохранив коммунистическую идеологию и красное знамя, Китай практически отказался от экономической политики, которую проводил Мао. Рыночные реформы, начатые в 1979 году Дэн Сяопином, привели к взрывному росту экономики и усилению позиций КНР в мире.

В 1997 году Великобритания вернула КНР Гонконг, являющийся одним из финансовых центров мира; в 1999-м Португалия возвратила Макао. «Одна страна – две системы», такую идею предложил Дэн, и она была воплощена в жизнь. И Гонконг, и Макао имеют широкую автономию, проводят свою экономическую политику. По всей видимости, на очереди Тайвань.

Сегодня в КНР можно открыто критиковать Мао, но излишнее рвение всё же не приветствуется. Большинство китайцев говорит о Великом Кормчем со сдержанным уважением. Его портреты можно встретить всюду – в частных кафе, магазинах, на стенах зданий, в конце концов, на юанях. Китайцы на свои средства устанавливают его статуи, хотя и не всегда удачные. А ведь их никто не заставляет.

Кроме того, Мао Цзэдун стал настоящим коммерческим брендом. На Великом Кормчем зарабатывают миллионы китайцев – ежегодно в КНР продаются сотни миллионов сувениров с изображением Мао – значки, магнитики, открытки, а ещё статуэтки, брелоки, те самые «красные книжечки». Торговцы называют этот бизнес «доходным, как нефть».

Конечно, вряд ли сегодня в Китае кто-нибудь желает вернуться во времена «культурной революции», хунвейбинов, массовых репрессий, практики «всё отнять и поделить», ну, может, за исключением совсем упёртых фанатиков. Простые люди давно всерьёз не думают о коммунизме, марксизме, маоизме. Но они живут в государстве, которое создал Мао, и этого не отменить.

Алексей ЧАГАЕВ

Опубликовано в №33, август 2022 года