СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Светлана Лазарева: Я – маленькая женщина, которая хочет везде успеть
Светлана Лазарева: Я – маленькая женщина, которая хочет везде успеть
05.09.2022 14:32
ЛазареваЕё шлягеры знают наизусть – «Тельняшка», «Мама», «Измена», «Возвращайся домой», «Жёлтые кораблики»… Светлана Лазарева – певица русской души. Её творчество, понятное и близкое, часто воспринимается как народное. Титул «народная» ей подходит, пожалуй, больше всего. Настоящая русская женщина – утончённая, чувственная, лёгкая, но в то же время стойкая, мудрая, бесстрашная. Весной этого года она отметила юбилей. С какими мыслями и чувствами Светлана выходит на новый виток своей яркой жизни?

– Светлана Юрьевна, это правда, что известность вам напророчил дедушка?
– Нет, там случилась другая история. Я ведь с раннего детства пела и никакими другими профессиями, кроме певицы, никогда не бредила. Потому что у меня музыкальная семья. Я вышла на сцену, когда была ещё очень маленькая, пела в папином ансамбле. И тогда дедушка сказал: «Если станешь известной, никогда не меняй фамилию. Потому что у нас очень красивая фамилия!» И действительно. Вот я, например, приезжаю куда-нибудь на гастроли, в гостинице у меня просят паспорт и всегда спрашивают: «А какая у вас настоящая фамилия?» Ведь все привыкли, что артисты носят псевдонимы, придумывают странные сочетания имени и фамилии. «Светлана Лазарева» звучит так красиво, что некоторым кажется, будто это тоже кем-то выдумано.

– Расскажите, пожалуйста, о вашей семье, бабушках и дедушках, с которыми росли.
– Я была такая счастливая девочка! Потому что у меня и с папиной, и с маминой стороны бабушки и дедушки – долгожители. Я уже работала в ВИА «Синяя птица», когда у меня родилась дочь Наташенька. Родила я её поздно, но бабушка с маминой стороны ещё была жива. Она умерла в 95 лет. Дед умер в 90. Папина мама умерла в 94 года. И лишь папин папа умер в 75 лет – очень рано.

Не могу сказать, что провела детство в окружении бабушек и дедушек. Я больше времени проводила со своей сестрой Мариной, мы с ней росли вместе. У нас и разница маленькая – год и четыре месяца, так что возникло много общих интересов. Нас сплачивали друзья, общие компании… Но у бабушек и дедушек, особенно с маминой стороны, мы бывали часто. Бабушка работала поваром и невероятно вкусно готовила, а дедушка служил на железной дороге. Настоящий коммунист, преданный ленинец. Имел немало наград. Но самое главное, они были очень душевными людьми. Бабушка и дедушка жили в очень маленьком доме. Одна комната, кухня и сенцы – вот и всё. Позже я рассказывала своим друзьям, как мы там все собирались – матери, отцы, дети. И меня как-то раз спросили, а сколько же комнат было в этом доме. Только тогда я осознала, что всего одна. И все там помещались! Кто-то спал на полу, кто-то – на сундуке, но всё было настолько душевно, что мы не замечали тесноты. Это теперь – вдвоём живут на пятистах квадратных метрах, и им мало! (Смеётся.)

– Насколько я знаю, ваше детство быстро закончилось, вы очень рано начали работать.
– Да, как только окончила десять классов школы, в шестнадцать лет, сразу уехала работать в Краснодарскую филармонию. Мы ведь жили на Кубани, в станице Новокорсунской. Вся моя сознательная детская и подростковая жизнь прошла в станице. Оттуда я в свои двенадцать лет впервые попала на телевизионные сьёмки, на первую программу Центрального телевидения.

– Как это произошло?
– Мой папа – заслуженный работник культуры России, выдающийся музыкант Юрий Иванович Лазарев. У него был очень крутой коллектив – вокально-инструментальный ансамбль «Друзья песни». Мы жили в станице, которая считалась колхозом-миллионером. Председатель колхоза Николай Максимович Капленко очень любил музыку и не жалел денег на шикарную аппаратуру, красивые костюмы. Музыканты у папы в коллективе получали зарплату, как в филармонии. В общем, шикарный коллектив, который гремел на весь Краснодарский край. И я в этом ансамбле тоже пела. Хотя папа никогда меня не выпячивал. Однажды к нам в станицу приехала Ольга Борисовна Молчанова, которая делала передачу «Товарищ песня», позже она называлась «Шире круг». Молчанова посмотрела папин коллектив, ей очень понравилось, но она сказала: «Мне нужно немножко другое». Папа говорит: «У меня ещё дочка поёт». – «Так, покажите дочку». А я в школе. Меня забрали с уроков, привезли к папе во Дворец культуры, я спела «Балладу о маленьком трубаче». Ольга Борисовна осталась довольна: «Вот это то, что мне нужно». Так я впервые попала в Москву на Центральное телевидение. Для эфира Ольга Борисовна выбрала мне песню «Золушка», которую тогда исполняла Людмила Сенчина.

Лазарева– В Москву вы ездили с папой и его коллективом. Но как вас мама в шестнадцать лет отпустила одну в Краснодар?
– Это сейчас шестнадцатилетний – ещё ребёнок. А мы тогда были самостоятельными. Я понимала, что должна работать, что не могу сидеть на шее у родителей. Поехала в нашу филармонию, где меня хорошо знали, я была популярным ребёнком. Меня взяли в ВИА «Кубаночка», и это везение, поскольку программу для этого ансамбля тогда делали москвичи – композитор Теодор Ефимов, режиссёр Аркадий Гайзнер и конферансье Сергей Павлович Дитятев. Именно они сказали, что эту девочку (меня) нужно отдать в профессиональный коллектив. «Пусть немножко обтешется, а дальше мы ею займёмся».

Я поработала в «Кубаночке» всего восемь месяцев. Была там самая юная, самая маленькая, но уже солистка – такая, знаете, звезда местного уровня. А кому такое понравится? Там уже несколько лет работали взрослые певицы, и тут пришла какая-то шестнадцатилетняя. Было тяжело психологически, и я ушла.

Потом позвонила Теодору Ефимову, всё рассказала, он перезвонил через несколько дней и спросил, не хочу ли я поработать в ансамбле «Синяя птица». Это был очень популярный ансамбль со всесоюзной известностью, и я подумала, что он шутит. Но это оказалось не шуткой. Я приехала в куйбышевскую филармонию, где они базировались, прошла прослушивание и семнадцатилетней девочкой попала в ансамбль «Синяя птица»! Это самый счастливый период моей жизни. Ведь «Синяя птица» – очень серьёзный коллектив, да и люди в нём работали порядочные. Это немаловажно, поскольку мне приходилось с ними гастролировать. Некоторые знакомые опасались за меня и говорили папе: «Она такая маленькая, а там столько соблазнов». Но папа отвечал: «Если есть голова на плечах, то её не собьёшь с пути». А соблазнов и всякой мути было полно, и не только в семнадцать лет, а и в сорок, пятьдесят… Но я чётко знала, чего хочу в жизни.

С «Синей птицей» я работала русский народный блок в эстрадной аранжировке. Научилась стучать дробушки, привизгивать. То есть половина русской народной программы держалась на мне, и коллектив быстро понял, что без меня не может. Через полгода мы вообще поехали за границу. «Синяя птица» считалась самым «выездным» коллективом в Советском Союзе.

– В восьмидесятых вы с «Синей птицей» побывали и в горячих точках – в Кабуле, Баграме, Герате…
– Ну да. Но я стараюсь не выставлять это как свой героизм. Считаю, это нормальная работа артиста, который должен приезжать туда, где его хотят видеть. Рисоваться при этом не стану, пусть о своих подвигах рассказывают другие.
Я была в Луганске в 2017 году. Мы поехали туда с командой артистов. Когда нас на автобусе везли из Ростова-на-Дону, водитель и сопровождающие рассказывали о том, что происходило в Луганске. Уже тогда многие здания стояли разбитыми. Обстрелы не позволяли хоронить людей, хоронили в огородах, рядом с домом. Страшные вещи нам рассказывали. Поэтому, когда началась спецоперация, я сразу же выступила в интернете, что поддерживаю Родину. В ответ прочитала о себе столько грязи! Меня обвиняли в том, что якобы на словах я за Россию, а сама мечтаю отсюда уехать…

Нет! Я слишком люблю свою страну и свой народ. У меня ни разу в жизни не возникло желания навсегда уехать за границу, купить там недвижимость, хотя есть такая возможность. Потому что – где родился, там пригодился. Моя страна дала мне возможность хорошо жить, быть любимой народом. У меня прекрасная семья. Очень хорошая умница-дочь, которой дали образование здесь, в России. Она не ездила учиться ни в какие Лондоны, но тем не менее владеет пятью языками. Я горжусь своей дочерью, но больше всего горжусь тем, что я – русская.

Никогда не предам свою Родину. Я ещё совсем юной девочкой ездила по заграницам и видела эту «красивую жизнь», но всегда буду любить только свой народ.

– В конце восьмидесятых вы создали группу «Женсовет». Помню её хит «Чтоб не пил, не курил»…
– Я была первой исполнительницей песни «Чтоб не пил, не курил» (она называется «Подруги замужем давно»), когда выступала ещё с «Синей птицей». Нам её принес композитор Олег Сорокин. А потом эту песню отдали Кате Семёновой, она спела её с группой «Девчата». Что касается «Женсовета», у меня тогда возникла идея создать группу с остросоциальной тематикой. Лада Волкова (потом она стала Рашевская, потом Лада Дэнс), Алина Витебская с мужем Харитоном и я. Мой муж, поэт Симон Осиашвили, писал для нас тексты, а Харитон Витебский создавал музыку. Это было интересно и звучало остро, все эти «Ушла на базу», «Нет тары» – такие песни мы исполняли. Я придумала три разных образа «Женсовета». Алина – классический женсовет, я – такая маленькая нестареющая женщина, которая везде хочет успеть, и Лада – симпатичная, с красивыми глазами, гламурная. Всё это придумывалось в нашей с Симоном квартире, потому что девочки приехали из Калининграда. Лада жила у нас долгое время. Но в один прекрасный день они позвонили и сказали, что больше не хотят со мной работать. Ведь они такие высокие, стройные, красивые. «А ты такая маленькая!» В общем, я им не нужна. Так что проработали мы недолго. Они нашли мне замену, красивую и высокую, но на этом «Женсовет» закончился. А я, маленькая и некрасивая, продолжила свой путь и записала много достойных песен. Спасибо, что позвонили и избавились от меня! (Смеётся.)

Сначала появились «Жёлтые кораблики», потом – «Возвращайся домой», «Давай поженимся», «Тельняшка», «Лавочка», «Мама». Да очень много песен, которые «взорвали» телевидение. Мне особенно помогала музыкальный редактор ЦТ Наташа Высоцкая, она очень любила мои песни, и, конечно, я часто выступала в «Утренней почте». А потом вместе с Илоной Броневицкой стала её ещё и вести. Это был невероятно интересный период!

– Вы верите в женскую дружбу?
– Я дружу с женщинами. Гораздо меньше я верю в дружбу мужчины и женщины. А вот у женщин есть дружба. Например, у меня есть подруги, правда, их не так много. И с Илоной мы созваниваемся. Когда-то общались с Наташей Ветлицкой, Алей Витебской, но ведь у каждого своя судьба и пути часто расходятся. У Лады Дэнс тоже своя жизнь. А мои сегодняшние подруги, слава богу, к шоу-бизнесу никакого отношения не имеют.

– Ваш первый супруг – известный поэт-песенник Симон Осиашвили. Правда, что вы его вдохновляли и долгое время служили музой?
– Это правда. Я это не скрываю, и он не скрывает. Все его лучшие песни написаны во время нашей совместной жизни. Что ни песня, то хит. «Не сыпь мне соль на рану», «Дорогие мои старики», «Ты не ангел»… И мне он много хороших песен тогда написал. А что уж было после нашего развода… Почти тридцать лет с тех пор прошло. Не знаю, что он писал и кому. Но таких песен больше не было.

– Двадцать семь лет вы живёте с супругом Валерием Кузьминым, он предприниматель. А для него вы муза?
– Иначе бы он со мной жить не стал! Потому что Валера у меня красивый мужчина, самодостаточный, самостоятельный. Его постоянно нужно удивлять. Так что я убеждена, что семья – это труд. Если у тебя хватает мозгов, то где-то ты должна промолчать, а где-то сказать своё слово. Почему у нас так много одиноких женщин? Потому что они хотят сразу и всё, а такого не бывает.

Нельзя жить с мужчиной ради благополучия. Это ни к чему хорошему не приведёт. Должны быть общие интересы. И прежде всего должна быть настоящая любовь. Как мой Валера говорит, пазлы должны сложиться.

Бывает так, что женщина вышла за успешного, а у него всё начало рушиться. И она такая: «Я выходила за другого. Зачем ты мне теперь нужен?» И вот такие женщины потом до конца отчётного периода мечутся в поисках своего мужчины… И горе, и радость нужно пройти достойно. Для меня примером служат родители, которые отметили золотую свадьбу. А бабушка с дедушкой отмечали бриллиантовую. Мы с мужем тоже уже серебряную свадьбу отметили.

– В вашей песне есть такие слова: «Возвращайся домой, даже если ты мне изменил». Вы можете простить измену?
– Конечно. Если любишь человека, то простишь всё. Ты ведь не можешь без него жить! И измена происходит не только потому, что он такой плохой. Оба что-то неправильно делали в этой жизни. Хотя, конечно, измена не лучший лекарь.

– Ходят слухи, что вы скоро станете тёщей. Дочери Наташе сделали предложение?
– Да, это праздник для нас. Мы счастливые родители, Наташе сделал предложение очень хороший парень. Хочу, чтобы они были счастливы и долго- долго жили вместе.

– Наталья – член российского военно-исторического общества, работала помощником депутата Госдумы…
– Да, она работала старшим редактором в программе «Пусть говорят», потом в журнале «Стархит». Наташа девочка не поверхностная, она глубокая. Сейчас занимается преподаванием, в этом плане она очень востребована. Владеет немецким, английским, французским, греческим, польским, румынским. Может и на турецком. Она окончила президентскую академию РАНХиГС, поработала в Государственной Думе, но говорит, что политика – это не её.

– Может, после свадьбы её увлечёт роль мамы, жены, домохозяйки?
– Ну нет! Сидеть дома она не будет, это точно. Я всегда говорю, что женщина должна быть интересна своему мужу. Она должна успевать всё – и кастрюльками заниматься, и ребёнком, и мужем, и ещё быть самодостаточной. Сейчас не время кухарок.

– Лето закончилось, а у вас большой сад. Урожай собираете?
– Да, я посадила картошку, двенадцать кустиков огурцов. Огурцы вообще не покупаю. У меня семь вилков капусты, три грядки свёклы, две грядки морковки, кабачки свои. Зелень – только своя. И ещё осуществилась моя мечта, я очень хотела теплицу, и муж мне её подарил. Теплица обалденная, нового поколения, со следующего года буду осваивать.



– Вы активно гастролируете, даёте сольные концерты, выступаете в домах престарелых и даже женских колониях.
– Это я называю благотворительностью, поэтому стараюсь не афишировать. А ещё я работаю на открытых площадках – на больших городских мероприятиях. У меня свой коллектив – музыканты и балет. Совсем недавно записала две новые песни, они набирают обороты. Это песня «Мой» композитора Евгения Коновалова и песня Дмитрия Прянова «Сильнее, чем тогда». И ещё есть один проект – Сергей Рогожин, Татьяна Буланова, Витя Салтыков и я записали песню про Россию. Очень хорошая, достойная песня, мы вчетвером её поём.

– Хочется быстрее послушать.
– Радиостанции, к сожалению, такие песни не берут, говорят, что не их формат. Но в интернете будет.

– Что вас делает счастливой?
– Моя семья, потому что с ней я чувствую себя нужной, любимой. Меня хотят видеть, мной дорожат. Кажется, это самое большое женское счастье. Все эти песни-танцы – временно, я за это никогда не держалась. Для меня важнее мир в доме, благополучие, уют. Но если есть концерты – хорошо. Работаем!

Расспрашивала
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото из личного архива

Опубликовано в №34, сентябрь 2022 года