Эй, кто со мной?
12.09.2022 16:12
Я посвящаю тебе стихи, ты посвящаешь мне картины

Эй, кто со мнойЛюди с ограниченными возможностями тоже любят, женятся, заводят семьи, творят. Этому не мешают ни коляски, ни затруднения движений или речи. Они нередко понимают жизнь намного тоньше других. Ирина Мовчан и Андрей Щекутьев – семейная пара. Она сочиняет стихи и выпускает книги. Он – художник, пишет картины, которые пользуются успехом на выставках, их с удовольствием покупают ценители живописи. В сентябре этого года они отмечают десять лет официальной супружеской жизни.

Супруги проживают в московском социальном доме «Обручевский». Ирина здесь уже сорок лет. Родилась в Москве в 1964-м здоровой крепенькой девочкой. Но в годовалом возрасте ей сделали прививку, на которую организм отреагировал катастрофой: перестали двигаться руки, ноги, торс. С тех пор передвигается только на коляске. В последние годы у неё появилась специальная электрическая коляска, которой она управляет ртом при помощи особого устройства.

Когда девочке исполнилось восемь лет, умерла мама и Ира попала в интернат – сначала в детский, а в 18-летнем возрасте во взрослый, где живёт и сейчас.

– Когда ко мне приходит стихотворение, а чаще это бывает ночью, я стараюсь запомнить его, проговаривая много раз, – рассказывает Ирина. – Утром диктую моей соседке по комнате, а она заносит в компьютер.

Её стихи опубликованы во многих газетах и альманахах, вышло два сборника – «Живой строкой жива душа» и «Пришёл мой человек дождя». Кстати, последняя книга – с иллюстрациями её супруга.

Диагноз ДЦП Андрею Щекутьеву поставили сразу после рождения. До пяти лет он жил в семье, а потом появилась младшая сестрёнка. Маме, у которой уже тогда были плохие отношения с мужем, стало тяжело одной воспитывать двоих детей, тем более за старшим требовался особый уход. Семья жила в доме без лифта, таскать коляску по лестницам трудно. Приняли решение отправить мальчика в интернат, но мама постоянно навещала и навещает сына.

Лет в 14 Андрей вдруг начал рисовать, хотя поначалу ему было сложно держать в руках кисть.

Уже взрослым он оказался в интернате №20, где и познакомился с Ириной. Кстати, до недавнего времени его мама работала там санитаркой, именно по её просьбе Андрею выделили помещение под мастерскую, где он не только сам рисует, но и учит других.

– Андрей увлёк меня своими потрясающими картинами, – говорит Ирина. – Я поняла – человек творческий. А он заинтересовался моими стихами. Сначала просто дружили. Потом, помню, нас, колясочников, привезли в кинозал смотреть какой-то фильм. Я оглянулась на Андрея и увидела такой грустный взгляд! Что-то произошло у меня внутри. Тогда и поняла, что влюбилась. Много стихов посвятила Андрюше.

Андрей и Ирина расписались в загсе 14 сентября 2012 года, на следующий день устроили свадьбу в Лужниках. В то время там проходил традиционный детский автомарафон, и его организатор, благотворительный фонд, помог провести торжество, поспособствовал и костюмами для молодожёнов, и угощением под белыми шатрами. Получилось весело и празднично. Особенно запомнился молодым момент, когда им преподнесли каравай и предложили каждому откусить: у кого больше окажется кусок, тот в семье и будет главным. Выиграла Ирина.

– Я Андрюшино творчество критикую страшно. Он так и называет меня – мой главный критик и искусствовед, – смеётся Ира. – Муж сначала настаивает на своём мнении, но всё равно моё слово берёт верх. Просто потом понимает, что я права, и потихоньку что-нибудь меняет в картине. Вообще, Андрей очень трудолюбив, в работе усидчив, всегда старается добиться точности воспроизведения своего замысла. Нередко его картины помогают родиться моим стихам.

К сожалению, в интернате, где обитают супруги, не предусмотрено проживание в одной комнате мужчины и женщины. Им предлагали перевестись в другое учреждение, где такое возможно, но Ирина и Андрей отказались: тут всё-таки и быт, налаженный годами, и мастерская есть, да и привыкли. Зачем менять свой дом?

Картины Андрея Щекутьева выставлялись во многих залах Москвы, в том числе и в Третьяковской галерее. А ещё – в МХТ имени Чехова. В нескольких спектаклях этого театра Андрей отмечен как один из художников-оформителей. Артисты признаются, что часто приходят в зал перед гримёрными комнатами, где висят картины, чтобы «подзарядиться», настолько позитивная энергетика исходит от них.

Андрей представлял свои произведения в Государственной Думе России. Именно там лидер ЛДПР Владимир Жириновский купил сразу два полотна – «Люди огня» (по словам художника, в ней он отразил происходящее в нашей стране) и натюрморт с яблоками.

Несмотря на все трудности, Ирина и Андрей остаются оптимистами, на невзгоды смотрят с присущим им юмором. «Главное – это жизнь», – говорят они, и подтверждение этим словам – стихи Ирины:
А боль уйдёт, как сон дурной,
Всё будет так, как было прежде,
Я буду жить! Эй, кто со мной!
Пусть не оставит нас надежда.


Олег ПЕРАНОВ
Фото из личного архива

Опубликовано в №35, сентябрь 2022 года