Артисты одного хита
20.10.2022 19:03
АртистыСегодня мы расскажем о трёх рок-исполнителях, которые когда-то прогремели на всю страну благодаря единственной песне. К сожалению, повторить свой успех они не сумели. Такое довольно часто случается на мировой эстраде. У группы «Иглз» есть только одна популярная песня – «Отель «Калифорния», у Криса де Бурга – «Леди в красном», у «Яки-да» – «Я видела, как ты танцевал». То же самое порой происходит и с российскими музыкантами. Самое смешное – артисты изначально не придавали такого большого значения своим песенкам и даже не предполагали, что они станут мегахитами.

«Любочка»

Вокалистка и душа группы «Маша и Медведи» Мария Макарова родилась в Краснодаре в сентябре 1977 года. В этом городе Маша прославилась задолго до того, как получила всероссийскую известность. Работала диджеем на местной музыкальной радиостанции, в одной группе играла на флейте, в другой – пела.

В 1996 году показала свои записи Олегу Нестерову из группы «Мегаполис», тот послушал материал и пригласил Машу в Москву. Там подобрались «медведи» – команда музыкантов, с которыми певица и отправилась к славе.

Дебютный альбом «Солнцеклёш» вышел в 1998 году. Первой композицией в нём стояла «Любочка». Как и всё экстраординарное, «Любочка» появилась на свет случайно, песню вообще не собирались ставить в пилотный альбом. Но именно она стала мегахитом, который помнят и любят до сих пор.

Стоит отметить, что музыкальная тема «Любочки» чуть ли не один в один повторяет песню «Подонок» британской группы «Радиохэд». А текст и вовсе написала в 1940 году Агния Барто. Причём для «Любочки» в стиле рок авторы урезали детский стишок втрое, в результате чего смысл изменился и слова получили отчётливое эротическое звучание.

Творческая переработка известного стихотворения подарила ему вторую жизнь. Сотни тысяч поклонников рванули в библиотеки, чтобы прочитать «Любочку» в подлиннике.

Столичная жизнь, бешеная популярность, неожиданно рухнувшая на хрупкие девичьи плечи, стали для Маши Макаровой суровым испытанием. Соблазны возникали на каждом шагу. По её словам, она попробовала «и то, и другое, и третье». Однажды в Пятигорске, по собственному признанию певицы, её «приняли менты». С приличным количеством запрещённого вещества, за которое могли припаять приличный срок. Но в итоге девушку отпустили: «Только песню про нас напиши!» Маша обещание сдержала – написала блатную «Примадонну» с нарочито нескладной рифмой:
Трём ментам из Пятигорска
Песню я свою пою,
Не позволили девчонке
Зашибиться на тюрьму!

Маша – человек эмоциональный. На первом фестивале «Максидром» в 1999 году забыла слова песни и от волнения даже расплакалась. Поклонники поддержали любимую певицу, исполнив песню хором вместо неё.

Группа не сходила со страниц газет, а клип «Любочка» – с экранов ТВ. Кстати, ролик снимали в Индии. Внешне всё обстояло безоблачно. Но уже в мае 2000 года на фестивале «Максидром» певица неожиданно заявила о роспуске группы, отменив заявленное выступление. О чём тут же сообщили в прямом эфире все музыкальные радиостанции Москвы. Впрочем, участники группы знали, что разрыв предрешён, но дипломатично помалкивали. Зато сама Маша не выдержала – дала интервью популярному изданию, чем серьёзно обидела «медведей». И именно мужчины заявили, что прощального выступления не будет. Как бы то ни было, коллектив распался.

Музыканты, недолго думая, урезали название до «Медведей», пригласили новую солистку, что-то записали, где-то выступили. Но без тени былого успеха. То же можно сказать и о сольных записях Макаровой. Им потребовалось целых четыре года, чтобы осознать очевидное. В 2004 году группа воссоединилась, но через несколько месяцев пришлось опять приостановить работу – Маша ушла в декрет.

В положенный срок родились дочки Роза и Мира. Имена выбраны не случайно. В последние месяцы беременности будущей маме постоянно попадалась на глаза книга Даниила Андреева, русского мистика и мыслителя начала XX века. Она так и называется – «Роза Мира». Осилить это объёмное произведение Маша не смогла, но уже зная, что родятся двойняшки, решила дать им эти красивые имена. Сегодня у певицы трое детей, о которых она говорит: «Если честно, я их так люблю, что только они за угол зайдут – уже начинаю скучать».

За шестнадцать лет существования «Маша и Медведи» записали пять альбомов. Но бесспорным хитом в их творчестве пока остаётся только «Любочка».

«Убили негра»

Ещё в 1993 году преподаватель Ростовской консерватории по классу ударных Виктор Пивторыпавло собрал студенческий джаз-банд барабанщиков. Поначалу эта великолепная грохочущая четвёрка выступала вообще без сопровождения – просто лупили по барабанам разных конструкций, исполняли композиции собственного сочинения. Позже добавились духовые инструменты. И только через шесть лет, в апреле 1999-го, Виктор преобразовал эту шумную компанию и стал лидером группы «Запрещённые барабанщики».

В команде собрались музыканты из Ростова, а также из соседних областей Украины – Донецкой и Луганской. В том же году группа перебралась в Москву, но перебивалась случайными заработками и не имела даже своей репетиционной базы. Наконец, собравшись на студии звукозаписи, «Барабанщики» записали дебютный альбом с вызывающим названием «Убили негра». Их тут же обвинили в неполиткорректности. «Мы никогда не задумывались об этом, – удивлялся Пивторыпавло. – И вообще слово «политкорректность» для меня ругательное. Человек я спокойный и скромный, ругательные слова стараюсь обходить. Для творческого человека вообще не должно быть никаких рамок. Причём тут неполиткорректность?»

Тема оказалась беспрецедентной для нашей рок-сцены. Невиданная смесь рок-н-ролла, латиноамериканской и африканской музыки, иронический текст – всё это было для нас в новинку. Вдобавок вокалист явно не отличался серьёзностью. Слушатели веселились.

Изрядно помыкавшись в поисках денег, продюсера и приличной студии, «Барабанщики» смогли снять клип в Минске. Но ему суждено было целый год пролежать на полке. И всё это время музыкантам приходилось отбиваться от обвинений в расизме, отвечать на вопрос: вы серьёзно за линчевание негров? Вокруг группы стали кучковаться фанаты специфического и даже пугающего толка. «Люди приходили совсем неадекватные и настолько неприятные, что иногда возникало желание вообще бросить всё это», – вспоминал Виктор Пивторыпавло.

С выходом в эфир клипа «Убили негра», разумеется, тоже возникли трудности. Столь эпатажная тема, да ещё и талантливо исполненная, – тут не только музыкантам, но и телевизионному начальству пришлось бы туго. С одной стороны, под такую музыку невозможно петь о русских берёзках и вздохах под луной. С другой, как ни крути, получается перебор, пусть и комичного свойства. Однако на канале Эм-ти-ви извернулись и придумали нестандартный ход. Поставили клип в эфир 1 апреля и попросили совета зрителей – брать эту штуку в ротацию или всё-таки не надо. В столице большинство сморщило носы: ни в коем случае! Но провинция проголосовала с точностью до наоборот. На телеканале, само собой, прислушались ко второму мнению. Так «Негр», а вместе с ним и группа, получили всероссийскую славу.

«Только после того как клип стал крутиться на Эм-ти-ви, мы смогли найти продюсеров, вложивших в группу нормальные деньги, и коллектив зажил новой жизнью», – признавался Иван Трофимов, автор «Негра» и множества других песен «Барабанщиков», креативный продюсер коллектива.

Группа в одночасье оказалась на вершине славы – казалось, для неё открыты любые горизонты. В последующие четыре года были записаны три альбома, от идеи до обложек сделанные своими силами, – «барабанщики» ни от кого не хотели зависеть в творческом плане. Получились добротные, мелодичные, но ровные работы, без перчика и былого задора. Ни одного хита, сравнимого с «Негром».

Из-за творческих разногласий в 2006 году в сольный проект ушёл продюсер Иван Трофимов. На безрыбье «Барабанщики» обратились к военной тематике, выпустив пластинку «Нас не трогай!». На ней были представлены малоизвестные песни времён Великой Отечественной войны, исполненные максимально близко к оригиналу. Целый ряд критиков оценил работу восторженно, отметив, что это отличный подарок ветеранам на День Победы 2008 года.

В том же году в группу вернулся Трофимов. Но совместное творчество не задалось, и это стало настоящей катастрофой. Если до этого музыканты исполняли трофимовские песни без ограничений, то теперь автор составил и обнародовал список из 38 песен, которые официально запретил исполнять «Барабанщикам». Музыканты враз лишились практически всего репертуара.

Последний концерт, на котором группа исполнила знакомые фанатам песни, состоялся в апреле 2009 года – в день десятилетнего юбилея. Потом было объявлено, что «Барабанщики» начинают новый проект с малоизвестным коллективом «Ботаника». О том, что происходит с группой сегодня, знают только заядлые фанаты. Для всех остальных «Барабанщики» замолчали надолго.

«Жара»

В разных городах нашей страны рождались рок-звёзды первой величины. Например, в Уфе появились Юрий Шевчук и Земфира, во Владивостоке – Илья Лагутенко. Однако бесспорными лидерами всегда оставались Москва, Питер и Екатеринбург. Родом из уральской столицы Юлия Чичерина – пожалуй, самая улыбчивая и жизнерадостная певица русского рока.

Правнучка знаменитого советского наркома иностранных дел Георгия Чичерина родилась 7 августа 1978 года. Папа с младых ногтей поощрял тягу дочки к рисованию – мечтал, что Юленька станет архитектором. Но девочку уже в младших классах потянуло петь. В школе был детский хор «Горошинки», куда однажды она и пришла на прослушивание. Выяснилось, что слуха Юля лишена напрочь. Спела всю песенку на одной ноте, хотя старательно и очень громко. В хор её не взяли. Было пролито немало слёз, но упорства девочке оказалось не занимать. Старшая сестра успешно училась в музыкальной школе и взялась помочь. Ценой невероятных усилий они сумели разучить песенку «И мой сурок со мною». Со второй попытки упрямую Юленьку в хор взяли. Но строго предупредили, чтобы во время выступлений она просто открывала рот и не вздумала петь.

В старших классах Чичерина старательно осваивала гитару и ударные, даже была неплохой барабанщицей в школьной группе. После школы провалила экзамены в институт и пошла в институт культуры на библиотекаря. Вскоре стало ясно, что библиотечная пыль и взрывной темперамент девушки несовместимы. Она собралась с духом и подала заявление на вокальный факультет того же института. Занятия со старшей сестрой не пропали даром – послушав Юлю, преподаватели взяли её на учёбу.

В 1997 году Юлия собрала собственную группу, названием которой стала фамилия вокалистки – «Чичерина». Поиграв на уральских площадках, группа нагуляла необходимый профессиональный жирок и замахнулась на большее. В 1999 году Чичерина отправила записи в редакцию популярной московской радиостанции. Там необычное звучание группы и неподражаемый язвительный вокал Юли оценили и пригласили выступить на рок-фестивале «Нашествие». Большого впечатления на публику «Чичерина» не произвела, но был подписан контракт на запись альбома, и группа перебралась в Москву.

Хулиганистая и легкомысленная песенка «Ту-лу-ла» была записана первой и ещё до выхода альбома попала в ротации столичных радиостанций, получив определённую известность. Позже прозвучала она и в культовом фильме «Брат 2». Но сам первый альбом «Сны» не впечатлил бы будущих фанатов группы, если бы не его заглавная композиция – «Жара».

Последнее лето девяностых на Урале выдалось аномально жарким. Гитарист группы, обливаясь потом и изнывая от духоты в городской квартире, набросал в отчаянии небольшой текст о том, как девушка из-за этой адской жары опаздывает на свидание. Вдвоём с Юлей они за десять минут сочинили музыку. Так незатейливо иной раз рождаются шедевры.

«Жара» прокатилась по стране обжигающей волной – без конца крутилась на радио, дискотеках и в киосках. А потом и на телевидении – изящный клип на песню снял знаменитый Тимур Бекмамбетов. Получила песня и престижную музыкальную премию «Золотой граммофон». И даже отметилась в рекламе «Пепси».

На «Нашествии» в 2001 году артистка шокировала толпу, скинув посреди выступления капюшон и обнажив сверкающую лысину. Впрочем, Юля постригла свои знаменитые дреды не ради хохмы, а по делу. Тимур Бекмамбетов снимал совместный российско-американский боевик «Гладиатрикс». Чичерина сыграла в нём одну из женщин-гладиаторов, лысую Дейдру.

На съёмках бедной Юле едва не оторвали голову, причём не за плохую игру, а в буквальном смысле – её рогатый шлем зацепился за доски, которые кран потащил вверх. Правда, сама она осталась недовольна своей игрой. Так и сказала в одном из интервью: «Я хреновая актриса». Но уже через год состоялись съёмки в криминальном сериале «Ледниковый период», где Юлия сыграла певицу Анюту. В других ролях выступили звёзды кино Александр Абдулов, Ирина Розанова, Мария Миронова, Владимир Меньшов, Игорь Бочкин.

Со временем группа набралась опыта, отточила стиль, зазвучала плотно и качественно. Остался прежним только голос Чичериной, с неповторимой манерой исполнения. Но пик популярности остался в далёком прошлом.

На вопросы журналистов о былой славе Чичерина отвечает с обязательной улыбкой: «В жизни ведь бывают разные периоды. Иногда устаёшь от всего и хочется просто выключиться, перезагрузиться. Да и герои у каждого времени – разные».

За последние годы Юлия пережила бурный развод с первым мужем. Сумела восстановиться после автомобильной аварии. Смогла собрать группу практически заново. И теперь снова работает, пишет музыку. Воспитывает дочку Майю. А что до личной жизни…

Нынче Юля замужем за профессиональным архитектором. Живут в загородном доме с треугольными окнами, который построили по его проекту. Юля в детстве мечтала стать художницей и теперь в свободное время с удовольствием рисует мультики, снимая их на камеру в домашней студии. Или лепит из глины посуду, самую настоящую, из которой едят всей семьёй. Кое-кто утверждает, что в доме Чичериной нет не только телевизора, но и телефонов, в том числе, мобильных. Царит покой, столь милый сердцу Юли.

«Человек со временем не меняется, – уверена певица. – Я ведь так и остаюсь ребёнком, разве что в росте прибавила». С мужем они заядлые путешественники, исколесили чуть ли не всю планету на машине.

Юлия состоявшийся человек – композитор и певица, мама, жена и хозяйка. В обновлённом составе группа «Чичерина» по-прежнему работает и стала по-настоящему профессиональной рок-командой. Тут, правда, одна деталь. Профессиональных команд у нас хватает. И заводных песен тоже. Но неповторимая «Жара» – всё-таки одна.

Александр ОРЛОВ

Опубликовано в №28, 2014 года